Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июля 2008 г. по делу № А79-4063/2008

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Унитех", г. Новочебоксарск,
о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Новочебоксарского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике Р. по возбуждению исполнительного производства от 25.06.2008 № 18/50454/630/12/2008,
заинтересованное лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску,
при участии:
от заявителя - Г. по доверенности от 14.01.2008 № 05/08-АС, М. по доверенности от 10.06.2008 № 08/08-АС,
судебного пристава-исполнителя Р.,
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Я. по доверенности от 23.10.2007 № 21-30-24/91,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску - П. по доверенности от 04.03.2008 № 23,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Унитех" (далее - ООО "Унитех", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о незаконными действий судебного пристава-исполнителя Новочебоксарского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике Р. по возбуждению исполнительного производства от 25.06.2008 № 18/50454/630/12/2008.
Заявитель указал, что на основании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 24.06.2008 № 568 о взыскании с ООО "Унитех" налоговых платежей и сборов в сумме 8 467 173 рубля 41 копейка судебный пристав-исполнитель 25.06.2008 возбудил исполнительное производство № 18/50454/630/12/2008.
По мнению заявителя, возбуждение исполнительного производства затрагивает интересы ООО "Унитех" в сфере предпринимательской деятельности. Действия судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на основные средства Общества ставит под угрозу работоспособность предприятия. Арест и изъятие описанного имущества подорвет работоспособность предприятия и поставит его на грань банкротства.
В нарушение статьи 59 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель наложен арест на имущество третьей очереди.
В производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находится дело № А79-3666/2008 по заявлению ООО "Унитех" к Инспекции ФНС России по г. Новочебоксарску о признании незаконным решения от 31.03.2008 № 16 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании оспариваемого решения и выдан исполнительный документ - постановление от 24.06.2008 № 568. Заявитель полагает, что возбуждение исполнительного производства преждевременно, так как только решением суда будет установлено, должно ли Общество какие-либо суммы в бюджет.
В судебном заседании представители Общества заявление поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и в уточнении. Указали, что в рамках дела № А79-3666/2008 определением суда от 24.06.2008 удовлетворено заявление Общества о принятии обеспечительных мер - действие решения Инспекции от 31.03.2008 № 16 приостановлено. То есть по состоянию на 25.06.2008 было приостановлено действие документа, на основании которого выдан исполнительный документ.
Определение суда от 24.06.2008 подлежало немедленному исполнению. Следовательно, действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства, а также принятие мер принудительного характера в рамках исполнительного производства, являются незаконными.
Кроме того, в нарушение пункта 4 статьи 94 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) судебным приставом-исполнителем не исполнен порядок наложения ареста на имущество должника-организации, а именно, наложен арест на имущество четвертой очереди.
Судебный пристав-исполнитель и представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике заявление не признали. Пояснили, что постановление Инспекции от 24.06.2008 № 568 соответствовало требованиям, предъявляемым к исполнительным документам (статья 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства не имелось.
Наложение ареста на имущество должника произведено в соответствии со статьей 80 Закона в целях обеспечения исполнения исполнительного документа. В этом случае судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом. Вид, объем и срок ограничения права пользования определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и иных факторов.
Обществом оспаривается решение Инспекции от 31.03.2008 № 16, а исполнительный документ - постановление от 24.06.2008 № 568 - вынесен на основании решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика от 24.06.2008 № 570.
Представитель налогового органа просил в удовлетворении заявления отказать. Пояснила, что действия судебного пристава-исполнителя соответствуют Закону. Решением Инспекции от 31.03.2008 № 16 Общество привлечено к налоговой ответственности, ему предложено уплатить недоимку, пени и штрафы в сумме 8 467 173 рубля 41 копейка. ООО "Унитех" направлено требование об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов от 03.06.2008 № 824. Срок исполнения - до 21.06.2008. В установленный срок требование исполнено не было, в связи с чем на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 23.06.2008 № 1915 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, и выставлены инкассовые поручения в банк.
24.06.2008 в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом принято решение № 570 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика. На основании данного решения в трехдневный срок судебному приставу-исполнителю направлено постановление от 24.06.2008 № 568.
Представитель Инспекции пояснил, что определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.06.2008 по делу № А79-3666/2008 о приостановлении действия решения от 31.03.2008 № 16 поступило в налоговый орган только 01.07.2008. На основании данного определения инкассовые поручения № 1886-1896 и решение № 1314 о приостановлении операций по счетам были приостановлены.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Как свидетельствуют материалы дела, 24.06.2008 в Новочебоксарский городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республики от Инспекции ФНС России по г. Новочебоксарску поступил исполнительный документ - постановление от 24.06.2008 № 568 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов).
Из текста данного постановления видно, что оно вынесено на основании решения Инспекции от 24.06.2008 № 570 о взыскании с ООО "Унитех" за счет его имущества налогов (сборов) в размере 6 930 789 рублей 91 копейка, пеней в размере 772 204 рубля 12 копеек и штрафов в размере 764 179 рублей 38 копеек, всего в сумме 8 467 173 рубля 41 копейка.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрены частью 1 статьи 31 Закона.
Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;
3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;
5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;
6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктами 1, 2 и 4 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;
7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Ни одного из перечисленных оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства не имелось. Постановление Инспекции от 24.06.2008 № 568 соответствует требованиям, установленным в статье 13 Закона и предъявляемым к исполнительному документу.
Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в возбуждении исполнительного производства, соответствуют Закону.
Заявитель указывает, что совершенные в рамках исполнительного производства № 18/50454/630/12/2008 исполнительские действия (наложен арест на имущество Общества, составлен акт описи (ареста) и изъятия имущества, вынесено постановление об ограничении расходных операций по кассе, направлено требование о предоставлении информации и документов, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора) являются незаконными.
Однако в рамках настоящего дела судом рассматривается заявление об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, выразившихся в возбуждении исполнительного производства. Иные действия и акты судебного пристава-исполнителя, совершенные и принятые в рамках исполнительного производства, предметом спора не являются. Если Общество полагает, что эти действия и постановления судебного пристава-исполнителя нарушают его права и законные интересы и не соответствуют закону, оно вправе обратиться в суд с заявлениями об их оспаривании.
Довод заявителя о том, что возбуждение исполнительного производства необоснованно, поскольку действие решения Инспекции от 31.03.2008 № 16 приостановлено определением арбитражного суда от 24.06.2008, судом не принимается.
Как было указано выше, исполнительный документ - постановление Инспекции от 24.06.2008 № 568 - поступил в Новочебоксарский ГОСП Управления ФССП по ЧР 24.06.2008.
В исполнительном документе имеется ссылка на решение налогового органа, на основании которого выдан исполнительный документ - решение Инспекции от 24.06.2008 № 570, вступившее в силу 24.06.2008.
В полномочия судебного пристава-исполнителя не входит проверка обоснованности выдачи исполнительного документа, а также акта органа, осуществляющего контрольные функции, на основании которого выдан исполнительный документ. При поступлении исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю тот обязан проверить исполнительный документ на соответствие его формальным требованиям, предъявляемым к исполнительному документу, проверить, не истек ли срок предъявления исполнительного документа к исполнению, вступил ли исполнительный документ или акт, на основании которого выдан исполнительный документ, в силу.
Постановление Инспекции от 24.06.2008 № 568 соответствовало предъявляемым к исполнительному документу требованиям, содержало дату вступления в силу решения от 24.06.2008 № 570, на основании которого выдан исполнительный документ; срок предъявления исполнительного документа к исполнению не истек. Следовательно, судебный пристав-исполнитель был обязан возбудить исполнительное производство.
На основании изложенного оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Унитех", г. Новочебоксарск, о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Новочебоксарского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике по возбуждению исполнительного производства от 25.06.2008 № 18/50454/630/12/2008 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru