Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 января 2010 г. по делу № А79-12970/2009

Резолютивная часть решения оглашена 22 января 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 января 2010 года.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Приволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к Федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике - Чувашии"
о взыскании 135 327 руб. 13 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
при участии:
от заявителя - не явился
от ответчика - В. (доверенность от 21.05.2009)

установил:

Приволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, Управление,) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 135 327 руб. 13 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2009 года.
Управление заявление мотивирует тем, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Учреждение представило расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которым данная плата составила за 1 квартал 2009 года - 54 265 руб. 20 коп, за 2 квартал 2009 - 81 061 руб. 93 коп., всего 135 327 руб. 13 коп.
Ответчик названную плату не внес, направленное ему требование о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2009 года не исполнил, задолженность до настоящего времени не погасил.
В связи с чем заявитель просит взыскать с ответчика вышеуказанную сумму задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2009 года.
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддерживал.
Представитель ответчика в судебном заседании указал, что не признает требования Управления в части взыскания платы за размещение ТБО и просил в удовлетворении заявления в этой части отказать. Требования признал на сумму 61 947 руб. 48 коп.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 21 по 22 января 2010 года.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В статье 16 Закона также определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. При этом формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 2 статьи 16 Закона).
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе "Об охране окружающей среды".
Ответчиком в Управление были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, кварталы 2009 года, согласно которым размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2009 года составил 54 265 руб. 20 коп., за 2 квартал 2009 года - 81 061 руб. 93 коп. Всего за указанные периоды начислена плата в размере 135 327 руб. 13 коп.
Из данных документов видно, что расчет суммы платы на негативное воздействие на окружающую среду состоит из: платы за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ (за 1 кв. 2009 г. - 300,25 руб., за 2 кв. 2009 г. - 300,25 руб.), платы за выбросы от передвижного объекта (за 1 кв. 2009 г. - 51,41 руб., за 2 кв. 2009 г. - 51,27 руб.), платы за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ (за 1 кв. 2009 г. - 10 247,98 руб., за 2 кв. 2009 г. - 50 996,32 руб.) и платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов (за 1 кв. 2009 г. - 43 665,56 руб., за 2 кв. 2009 г. - 29 714,09 руб.).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании пунктов 5.26, 5.28, 5.30, 5.37 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами; транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения; хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения, размещение отходов деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронения отходов.
Согласно Временным правилам охраны окружающей природной среды от отходов производства и потребления, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994, под временным накоплением отходов на промплощадке понимается хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах отходов до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Учреждением в материалы дела представлены Договоры:
- № 193/81 от 20.02.2009 передачи отходов на утилизацию, заключенный с Некоммерческим партнерством "Экология";
- № 193-П/80, заключенный с Некоммерческим партнерством "Экология", на поставку последнему аккумуляторов;
- № 082/69 поставки использованных медицинских отходов, заключенный с Некоммерческим партнерством "Экология";
- № 50/Л на оказание услуг по приему отходов производства и потребления к захоронению на городской свалке ТБО г. Чебоксары от 11.01.2009, заключенный с ОАО "Специализированное автохозяйство";
- № 09-0805/81 от 24.02.2009, заключенный с ООО "НПК "Меркурий", на поставку последнему отработанных автомобильных шин и вулканизированных отходов РТИ;
- № 09-5000/82 от 24.02.2009 на демеркуризацию ртутьсодержащих отходов, заключенный с ООО НПК "Меркурий".
Актами, накладными и справками, также представленными ответчиком, подтверждается передача Учреждением отходов организациям, с которыми были заключены вышеуказанные договоры.
Таким образом, перечисленными доказательствами подтверждается, что ответчик предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов не осуществляет и прибыли от такой деятельности не получает; действия по временному хранению и вывозу опасных отходов совершаются им в целях удаления с территории отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности Общества, и не являются действиями, связанными с размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах. Доказательства обратного Управлением не представлены.
Согласно части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.
Управление не представило в материалы дела доказательств того, что у него имелись законные основания для взыскания с Учреждения суммы платежей за размещение отходов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у Учреждения обязанности по внесению платы за размещение отходов, которая составляет сумму 73 379 руб. 65 коп., в том числе за 1 квартал 2009 г. - 43 665,56 руб., за 2 квартал 2009 г. - 29 714,09 руб., в связи с чем отказывает Управлению в ее взыскании.
Исходя из вышеприведенных положений Федеральных законов и иных нормативных правовых актов с ответчика следует взыскать лишь плату за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ (за 1 кв. 2009 г. - 300,25 руб., за 2 кв. 2009 г. - 300,25 руб.), плату за выбросы от передвижного объекта (за 1 кв. 2009 г. - 51,41 руб., за 2 кв. 2009 г. - 51,27 руб.) и плату за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ (за 1 кв. 2009 г. - 10 247,98 руб., за 2 кв. 2009 г. - 50 996,32 руб.), что в общей сумме составляет 61 947 руб. 48 коп.
Кроме того, представителем ответчика в ходе судебного разбирательства данная сумма была признана.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" администратором платы за негативное воздействие на окружающую природную среду с 01 января 2005 года является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). При этом Ростехнадзор осуществляет функции по контролю за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты сумм платы, а также взысканию задолженности по плате в бюджет (в том числе в судебном порядке).
Таким образом, суд удовлетворяет заявленные требования частично на сумму 61 947 руб. 48 коп., во взыскании 73 379 руб. 65 коп. платы за размещение отходов отказывает.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В связи с чем с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере, пропорционально размеру удовлетворенных требований Управления, освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике - Чувашии" (ОГРН 1022100978460), находящегося по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, п. Древзавода, 7, в пользу Приволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 61 947 (Шестьдесят одна тысяча девятьсот сорок семь) руб. 48 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2009 года.
Во взыскании 73 379 руб. 65 коп. Приволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отказать.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике - Чувашии" (ОГРН 1022100978460), находящегося по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, п. Древзавода, 7, в доход федерального бюджета <...> государственной пошлины.
На решение суда в течение месяца со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru