Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область

Документ изменён вышестоящим судом.

Подробнее см. Справку
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2009 г. по делу № А45-21523/2009

резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 ноября 2009 года
решение изготовлено в полном объеме 03 декабря 2009 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Г.М. Емельяновой
при ведении протокола судебного заседания судьей Емельяновой Г.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оникс"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области
об оспаривании актов определения кадастровой стоимости земельных участков, об обязании Управления утвердить кадастровую стоимость земельных участков, исходя из удельного показателя прочие земли поселений
При участии представителей сторон:
от заявителя - Никоновой Л.А. по доверенности от 21.08.2009 года
от заинтересованного лица - не явился, извещен

установил:

поступило заявление, уточненное, о признании незаконным акта определения кадастровой стоимости земельных участков по кадастровому кварталу № 54:33:050403, утвержденного руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области Журавлевым Н.А. 15.11.2005 года и акта определения кадастровой стоимости земельных участков по кадастровому кварталу № 54:33:050410, утвержденного руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области Журавлевым Н.А. 10.11.2005 года; об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утвердить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 54:33:050403:3 (г. Искитим, ул. Набережная, д. 1а) и 54:33:050410:3 (г. Искитим, ул. Чкалова, 2) исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного постановлением администрации Новосибирской области № 56 от 27.07.2005 года для прочих земель поселений в кадастровых кварталах № 050403 и 050410 в размере 139,94 руб./кв. м. и 217,76 руб./кв. м. соответственно.
Дело рассмотрено в порядке ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие надлежащим образом извещенного заинтересованного лица.
Заявитель, поддерживая требования, ссылался на то, что на земельным участках, принадлежащих ему на праве собственности, имеются объекты незавершенного строительства неопределенного назначения, следовательно, у заинтересованного лица нет законных оснований присваивать данным участкам какой-либо вид функционального использования и рассчитывать их кадастровую стоимость исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для земель под промышленными объектами. При этом, заявитель полагает, что кадастровая стоимость земельных участков должна рассчитываться исходя из показателя кадастровой стоимости для "прочих земель поселений".
Заинтересованное лицо - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, отзывом требования не признало, указывало на то, что при расчете кадастровой стоимости земельных участков использовались значения удельных показателей кадастровой стоимости земель (УПКСЗ), утвержденных постановлением администрации Новосибирской области от 27.07.2005 года № 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель кварталов 050410 и 050403 по виду функционального использования как "земли под промышленными объектами и т.д.", а значения УПКСЗ соответствующих кварталов составляет 1203.2142 руб./кв. м. и 946.2395 руб./кв. м.. При этом, заинтересованное лицо ссылалось на то, что заявлений о внесении изменений в кадастровые сведения по виду разрешенного использования спорных земельных участков, не поступало, отсюда и кадастровая стоимость не изменялась.
Заслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Оникс" принадлежат на праве собственности, согласно свидетельств о государственной регистрации права от 27.09.2005 года 54-АВ 632046 и 54-АВ 632048 земельные участки с кадастровыми номерами 54:33:050403:0003 (г. Искитим, ул. Набережная, д. 1а), 54:33:050410:0003 (г. Искитим, ул. Чкалова, д. 2), соответственно. При этом, указанные участки относятся к землям поселений с разрешенным использованием для завершения строительства объектов (54:33:050403:0003), и для завершения строительства блока бытовых и вспомогательных помещений (54:33:050410:0003).
С момента приобретения и в настоящее время, как указывает заявитель, на земельных участках находятся объекты в стадии незавершенного строительства, определить назначение которых не представляется возможным, в связи с чем, заявитель, не согласившись с установленной заинтересованным лицом кадастровой стоимостью принадлежащих ему участков, обратился в суд с заявлением о признании незаконными актов определения кадастровой стоимости земельных участков (представлены в дело в форме таблиц).
Между тем, суд считает требования заявителя, не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
Как указано в пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и для целей земельного кадастра.
Согласно указанным Правилам, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
При этом, судом установлено, и не учтено заявителем при обращении в суд, что п. 10 указанного постановления в редакции, действовавшей на дату утверждения оценочной описи (приложение к акту определения кадастровой стоимости земельных участков) должностным лицом Управления, излагался в следующей редакции "Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель" с датой окончания действия указанной редакции 18.04.2006 года (справка Консультант Плюс). Таким образом, согласно действовавшей ранее редакции Правил, кадастровая стоимость спорных земельных участков утверждалась органами исполнительной власти, в данном случае, администрацией Новосибирской области (постановление от 27.07.2005 года № 56), а только затем, на основании установленных администрацией Новосибирской области сведений о кадастровой стоимости земельных участков, Управление Роснедвижимости, утвердило оценочную опись.
Согласно утвержденных постановлением администрации Новосибирской области № 56 от 27.07.2005 года результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области, а спорные земельные участки относятся к землям поселениям г. Искитима Новосибирской области, кадастровые кварталы 050403, 050410, в границах которых находятся спорные земельные участки отнесены администрацией, а не Управлением Роснедвижимости, к землям под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения и т.д.. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что удельный показатель определен администрацией Новосибирской области, и у заинтересованного лица не имелось правовых оснований для установления удельной кадастровой стоимости земель исходя из показателя прочие земли. При этом, оспаривание актов определения кадастровой стоимости (оценочная опись), утвержденных Управлением Роснедвижимости, без оспаривания постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 года № 56 лишено смысла, поскольку, Управление утвердило оценочную опись на основании данных, утвержденных указанным постановлением.
Довод заявителя о том, что в законодательстве разграничены понятия "вид разрешенного использования" и "вид функционального использования", несостоятелен, поскольку, во-первых, указанные понятия являются тождественными, а, во-вторых, ни ст. 66 Земельного кодекса, ни результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Новосибирской области, утвержденных постановлением администрации Новосибирской области от 27.07.2005 года № 56, а, равно как и п. 10 Правил № 316, не содержат норм, регламентирующих порядок и способы расчета кадастровой стоимости в зависимости от вида функционального либо разрешенного использования.
Не принимается довод заявителя о том, что обязанность доказывания законности принятия оспариваемого акта возлагается на Управление Роснедвижимости, так как акты (таблицы) приняты (утверждены) должностным лицом Управления 15.11.2005 года, на основании результатов кадастровой оценки, утвержденной постановлением администрации Новосибирской области от 27.07.2005 года, а, установление материально-правовых оснований, по которым земельные участки администрацией отнесены к землям под промышленными объектами, не входит в предмет доказывания по настоящему делу. В этой связи, несостоятелен довод заявителя о необходимости представлять Управлению доказательства законности присвоения земельным участкам вида функционального использования - земли под промышленными объектами. Более того, заявитель не указал нормы закона, которые в данном случае, были нарушены Управлением Роснедвижимости по Новосибирской области.
Довод заинтересованного лица, о невозможности определить кадастровую стоимость спорных земельных участков как прочие земли, ввиду того, что в состав прочих земель, согласно Техническим указаниям проведения государственной кадастровой оценки земель, входят земельные участки общего пользования, а, равно как и возражения заявителя на данный довод, судом отклоняются, поскольку сторонами не указан ни пункт нормативного акта, ни реквизиты самого акта, в связи с чем, суд лишен возможности проверить доводы сторон на соответствие данному акту.
Следует отметить, что заявитель оспаривает акты определения кадастровой стоимости, которые по сути таковыми не являются, а являются, судя по названию - оценочной описью, с указанием на приложение "Акт определения кадастровой стоимости земельных участков". Заявитель, надлежащим образом, в порядке главы 24 АПК РФ, заявленные требования не уточнил. В связи с чем, суд рассмотрел заявление с учетом уточнений от 21.09.2009 года.
Что же касаемо требования заявителя об обязании Управление Роснедвижимости утвердить кадастровую стоимость спорных земельных участков, исходя из показателя прочие земли поселений, то оно не подлежит удовлетворению, так как согласно действующего законодательства, право утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (п. 10 постановления Правительства от 08.04.2000 года № 316 (в ред. постановления Правительства РФ от 11.04.2006 № 206), а не единолично Управлению Роснедвижимости.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу об отказе ООО "Оникс" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ООО "Оникс", ввиду предоставления последнему отсрочки по ее уплате до рассмотрения спора по существу.
Руководствуясь ст. 65, 71, 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Оникс" государственную пошлину в сумме 2000 рублей в доход федерального бюджета Российской Федерации.
После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании.

Судья
Г.М.ЕМЕЛЬЯНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru