Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2009 г. по делу № 3-62-2009

Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 3 декабря 2009 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Указа Главы Республики Коми "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" от 11 августа 2009 года № 91,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Указа Главы Республики Коми "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" от 11 августа 2009 года № 91. В обоснование заявления указал, что оспариваемый Указ издан Главой Республики Коми с превышением предоставленных ему федеральным законодательством и законодательством Республики Коми полномочий, поскольку согласно положениям Федеральных законов "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "Об опеке и попечительстве", Гражданского кодекса Российской Федерации Агентство Республики Коми по социальному развитию не является органом, осуществляющим региональный контроль (надзор), и поэтому в соответствии с нормами Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти", Закона Республики Коми "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми" утверждение положения об этом органе отнесено к исключительной компетенции Правительства Республики Коми.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Главы Республики Коми Клименкова Е.А. и Нихельман И.М. заявление прокурора не признали и полагали, что Указ Главы Республики Коми издан с соблюдением всех норм действующего федерального законодательства и законодательства Республики Коми и в пределах полномочий Главы, определенных этим законодательством.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав имеющиеся материалы, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления прокурора Республики Коми не имеется.
Так, в соответствии с положениями п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. При этом образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Анализ содержания Указа Главы Республики Коми "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" от 11 августа 2009 года № 91 и утвержденного им Положения применительно к существу требований прокурора и приведенным выше принципам образования, формирования и деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации свидетельствует о соответствии указанного нормативного правового акта действующему федеральному законодательству.
В частности, из утвержденного Указом Главы Республики Коми Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию следует, что оно является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим наряду с другими полномочиями и полномочия в области опеки и попечительства на территории Республики Коми, включая надзор за деятельностью опекунов и попечителей и организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
Данным правовым предписаниям корреспондируют положения ст. 6, 7, 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ с изменениями и дополнениями, в соответствии с которыми органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие свои права и исполняющие свои обязанности в области опеки и попечительства, в том числе, и в виде надзора за деятельностью опекунов и попечителей и специализированных организаций, на основании нормативных правовых актов, определяющих их статус.
При этом в силу ст. 3 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" структура исполнительных органов государственной власти в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с соблюдением правил, прописанных в настоящем Федеральном законе и Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в преамбуле, ст. 1, 26.1, 26.3.1).
Согласно же ст. 7, 10 Закона Республики Коми "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми" от 5 июля 2005 года № 76-РЗ с изменениями и дополнениями в их взаимосвязи с приведенными выше нормами Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об опеке и попечительстве" Глава Республики Коми как высшее должностное лицо Республики Коми (руководитель Правительства Республики Коми) на нормативном уровне реализует полномочия, возложенные на него федеральными законами, а также безотносительно к вопросам защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) определяет органы исполнительной власти уполномоченные осуществлять региональный государственный контроль (надзор) с установлением их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности.
Поскольку Агентство Республики Коми по социальному развитию является органом исполнительной власти Республики Коми, наделенным в соответствии с федеральным законодательством, в том числе, и надзорными функциями в области опеки и попечительства, то утверждение Положения об этом органе Указом Главы Республики Коми не противоречит законодательству большей юридической силы и само по себе не нарушает исключительную компетенцию Правительства Республики Коми, а также права и свободы граждан и организаций.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора Республики Коми подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. 194, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Указа Главы Республики Коми "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" от 11 августа 2009 года № 91 оставить без удовлетворения.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru