ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2009 г. по делу № 3-62-2009
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 3 декабря 2009 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Указа
Главы Республики Коми "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" от 11 августа 2009 года № 91,
установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Указа
Главы Республики Коми "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" от 11 августа 2009 года № 91. В обоснование заявления указал, что оспариваемый Указ
издан Главой Республики Коми с превышением предоставленных ему федеральным законодательством и законодательством Республики Коми полномочий, поскольку согласно положениям Федеральных законов "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "Об опеке и попечительстве", Гражданского кодекса Российской Федерации Агентство Республики Коми по социальному развитию не является органом, осуществляющим региональный контроль (надзор), и поэтому в соответствии с нормами Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти", Закона
Республики Коми "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми" утверждение положения об этом органе отнесено к исключительной компетенции Правительства Республики Коми.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Главы Республики Коми Клименкова Е.А. и Нихельман И.М. заявление прокурора не признали и полагали, что Указ
Главы Республики Коми издан с соблюдением всех норм действующего федерального законодательства и законодательства Республики Коми и в пределах полномочий Главы, определенных этим законодательством.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав имеющиеся материалы, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления прокурора Республики Коми не имеется.
Так, в соответствии с положениями п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. При этом образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Анализ содержания Указа
Главы Республики Коми "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" от 11 августа 2009 года № 91 и утвержденного им Положения применительно к существу требований прокурора и приведенным выше принципам образования, формирования и деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации свидетельствует о соответствии указанного нормативного правового акта действующему федеральному законодательству.
В частности, из утвержденного Указом
Главы Республики Коми Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию следует, что оно является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим наряду с другими полномочиями и полномочия в области опеки и попечительства на территории Республики Коми, включая надзор за деятельностью опекунов и попечителей и организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
Данным правовым предписаниям корреспондируют положения ст. 6, 7, 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ с изменениями и дополнениями, в соответствии с которыми органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие свои права и исполняющие свои обязанности в области опеки и попечительства, в том числе, и в виде надзора за деятельностью опекунов и попечителей и специализированных организаций, на основании нормативных правовых актов, определяющих их статус.
При этом в силу ст. 3 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" структура исполнительных органов государственной власти в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с соблюдением правил, прописанных в настоящем Федеральном законе и Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в преамбуле, ст. 1, 26.1, 26.3.1).
Согласно же ст. 7
, 10
Закона Республики Коми "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми" от 5 июля 2005 года № 76-РЗ с изменениями и дополнениями в их взаимосвязи с приведенными выше нормами Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об опеке и попечительстве" Глава Республики Коми как высшее должностное лицо Республики Коми (руководитель Правительства Республики Коми) на нормативном уровне реализует полномочия, возложенные на него федеральными законами, а также безотносительно к вопросам защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) определяет органы исполнительной власти уполномоченные осуществлять региональный государственный контроль (надзор) с установлением их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности.
Поскольку Агентство Республики Коми по социальному развитию является органом исполнительной власти Республики Коми, наделенным в соответствии с федеральным законодательством, в том числе, и надзорными функциями в области опеки и попечительства, то утверждение Положения об этом органе Указом
Главы Республики Коми не противоречит законодательству большей юридической силы и само по себе не нарушает исключительную компетенцию Правительства Республики Коми, а также права и свободы граждан и организаций.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора Республики Коми подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. 194, 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Указа
Главы Республики Коми "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" от 11 августа 2009 года № 91 оставить без удовлетворения.
На решение
в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий
В.В.КРЕТОВ