Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2010 г. по делу № А28-1150/2010-38/15

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 марта 2010 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Е.
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Л.
к КОГУ "К" Государственной службы охраны окружающей среды и природопользования Кировской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 16.11.2009
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: Л., индивидуального предпринимателя;
ответчика: Ч., государственного инспектора в области охраны окружающей среды и природопользования Кировской области, по доверенности от 25.02.2010;

установил:

индивидуальный предприниматель Л. (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного государственным инспектором в области охраны окружающей среды и природопользования Кировской области Ч. постановления по делу об административном правонарушении от 16.11.2009, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ). По ходатайству заявителя на основании части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд восстановил срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, признав причину пропуска срока уважительной.
В судебном заседании предприниматель настаивает на удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик в письменном отзыве на заявление и представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признает, в удовлетворении требований просит отказать.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные документы, Арбитражный суд установил следующее.
Л. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством.
14.10.2009 государственному инспектору в области охраны окружающей среды и природопользования Кировской области Ч. поступило заявление от жителей д. Лугиновка о принятии мер в отношении несанкционированной свалки, образованной магазинами "Л", "Э", ИП Л. в районе д. Лугиновка.
В ходе проверки данной информации была обнаружена несанкционированная свалка, состоящая из отходов следующих классов опасности:
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами код по ФККО 912 012 00 01 00 5 (5 класс опасности);
- ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак код по ФККО 353 301 00 13 01 1 (1 класс опасности). Протокол осмотра не представлен.
Также на несанкционированной свалке были обнаружены кассовые чеки ИП К., ИП Л., ИП П., ценники с данных магазинов. На основании чего ответчиком был сделан вывод, что собственниками обнаруженных отходов являются перечисленные выше лица, в связи с чем 14.10.2009 государственным инспектором в области охраны окружающей среды и природопользования Кировской области Ч. вынесено определение о возбуждении в отношении ИП К., ИП Л., ИП П. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
В ходе производства по делу об административном правонарушении 15.10.2009 взяты объяснения с ИП Л. и с заведующей магазином "Э" ИП К. В.
По факту выявленных в результате проверки нарушений 16 ноября 2009 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды и природопользования Кировской области Ч. в отношении индивидуального предпринимателя Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении отражено нарушение предпринимателем части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части неосуществления сбора, использования, захоронения, отходов, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 16.11.2009 государственным инспектором в области охраны окружающей среды и природопользования Кировской области Ч. 16.11.2009 вынесено постановление, согласно которому индивидуальный предприниматель Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Полагая, что привлечение к административной ответственности неправомерно, заявитель обратился в Арбитражный суд.
Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
По смыслу частей 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов, под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Статьей 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ обстоятельства наличия события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения, подлежат обязательному выяснению административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно оспариваемому постановлению заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в несанкционированном размещении отходов на территории Лугиновского сельского поселения.
Из представленных в материалы дела документов следует, что вывод о несоблюдении ИП Л. экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления сделан административным органом на основании имеющихся на несанкционированной свалке кассовых чеков ИП Л. и ценников магазинов.
Вместе с тем, наличие на месте свалки кассовых чеков само по себе не свидетельствует о принадлежности и размещении отходов предпринимателем Л. Изображенные на фотографиях ценники не содержат информации, позволяющей установить их принадлежность ИП Л.
Доказательств, позволяющих с достоверностью установить факт образования обнаруженных в ходе проверки информации по заявлению жителей д. Лугиновка отходов в результате деятельности ИП Л. и их несанкционированного размещения на территории Лугиновского сельского поселения предпринимателем Л., административным органом не представлено.
Рассматривая в совокупности представленные доказательства, оценивая доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях индивидуального предпринимателя Л. события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды и природопользования Кировской области Ч. постановление по делу об административном правонарушении от 16.11.2009, в соответствии с которым ИП Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, является незаконным и подлежит отмене.
Вопрос по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

требования заявителя удовлетворить, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды и природопользования Кировской области Ч. постановление по делу об административном правонарушении от 16.11.2009, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru