ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2010 г. № 218-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ
В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
На основании Устава
(Основного Закона) Саратовской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить Стратегию
модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Саратовской области
от 7 июня 2010 г. № 218-П
СТРАТЕГИЯ
МОДЕРНИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Введение
Общее старение населения во многих странах, являясь с одной стороны позитивным результатом цивилизационного развития, как увеличение продолжительности жизни, с другой стороны - следствием сокращения рождаемости, выступает в современном мире как существенный фактор влияния на социально-экономические процессы в целом и на социальную политику в частности. И влияние этого фактора усиливается.
Необходимость совершенствования политики и практики социальных институтов в отношении пожилых людей определяется несколькими важными обстоятельствами. Первое и безусловное обстоятельство связано с ускоряющимися процессами старения населения, имеющими общецивилизационный характер. На уровне национальной и региональной стратегии необходимо зафиксировать не только возрастающую нагрузку на общество, определяемую увеличением доли пожилых людей в структуре населения и необходимостью увеличения ресурсного обеспечения качества их жизни, но и задачи сохранения и рационального использования возможностей пожилых людей в укреплении социального, трудового и духовного потенциала общества. Второе, не менее важное, обстоятельство связано с сохранением и усилением гуманистического основания современного рационального общества. В этом отношении принципиально важным является закрепление ценности старости как фактора общественного развития, как ценностного основания общественных отношений и необходимости признания роли пожилых людей в современном обществе. Задача заключается в возможности защиты старости как через создание специальных форм их проживания и активности, так и через формирование соответствующего социального контекста в целях расширения возможностей пожилых людей в развитии и во влиянии на общественные процессы. С одной стороны, усиливается необходимость совершенствования медицинского обслуживания пожилых, расширения спектра и объемов социальных и реабилитационных услуг, оптимизации системы пенсионного обеспечения. С другой стороны - актуализируется задача создания условий и механизмов эффективного использования социально-трудового потенциала пожилых людей на фоне негативной динамики численности трудоспособного населения и сохранения способности пожилых людей к продуктивной экономической активности.
Принятый в 2002 году Мадридский международный план действий по проблемам старения формулирует основную цель действий в области старения, и эта цель универсальна для любого общества, для любой страны, гарантировать каждому пожилому человеку безопасную и достойную старость вместе с возможностью продолжать участвовать в жизни общества в качестве полноправного гражданина.
Существующее в настоящее время нормативное оформление политики и социальная практика в отношении пожилых демонстрируют выраженное патерналистское содержание, реализуемое через преимущественное развитие системы и институтов социального обеспечения пожилых граждан. Основным элементом практики социальных институтов по реализации патерналистской политики определяется экономическая поддержка пожилых через систему доплат, льгот и субсидий, предоставление других ресурсов через специальные программы и в соответствии с установленными критериями доступа.
Во многих случаях социальная практика поддержки о ориентирована на общие и формальные характеристики социальной группы, и в меньшей степени на особенности жизненной ситуации и жизненные перспективы ее представителей.
Однако ориентация на социальный патернализм в отношении пожилых людей и усиление возможностей их социального обеспечения без создания условий их активного участия в социально-экономических процессах с учетом современных демографических тенденций не может рассматриваться на перспективу в качестве базовой ориентации социальной политики.
Современная региональная политика и практика социальных институтов в основном отражают общую патерналистскую направленность национальной политики. В качестве приоритетных задач, как правило, рассматриваются задачи поддержания и обеспечения жизнедеятельности пожилых людей через развитие систем социальной поддержки и социального обслуживания, поддержки доходов пожилых людей через установление систем государственных преференций на региональном уровне, обеспечение медицинского обслуживания через развитие специализированных форм медицинского обслуживания, лекарственное обеспечение, предоставление технических средств реабилитации пожилым инвалидам. Несмотря на безусловную важность реализуемых мер поддержки пожилых, вопросы расширения условий и возможностей для активного социально-трудового функционирования в политике и практике представлены в меньшей степени. В то же время, поддержание активности пожилых в сфере труда, образования, общественной деятельности, культурно-досуговой сфере в современных условиях представляется не только как форма удовлетворения индивидуализированных потребностей пожилых, но и как укрепление человеческого потенциала региона и его социально-экономического развития.
Настоящая Стратегия определяет основные цели, задачи и направления совершенствования региональной политики и деятельности социальных институтов в контексте новых социальных реалий и задач, связанных с тенденцией старения населения и увеличения их доли в общей численности населения. Стратегия основывается на достижениях существующей политики и социальной практики в отношении пожилых, отражает основные требования международных актов и рекомендаций по обеспечению активного старения и достойной жизни пожилых граждан.
При разработке Стратегии использовались результаты исследования потребностей пожилых людей в Саратовской области, проведенного в рамках реализации Проектного Соглашения и Протокола о Взаимопонимании между министерством социального развития Саратовской области и Фондом ООН в области народонаселения, и анализа развития демографической ситуации в Саратовской области.
1. Региональный контекст и демографическая ситуация
В настоящее время Саратовская область сталкивается с новыми внешними вызовами, которые определяют приоритеты социального и экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Одним из таких вызовов является процесс старения населения.
Особенность современной группы пожилых людей заключается в том, что их возраст социальной и трудовой активности пришелся на советское и постсоветское время. Структура ценностных ориентаций, жизненных установок и потребностей формировались у нынешних пожилых людей в условиях, принципиально отличных от современных, осваиваемых и реализуемых новыми поколениями россиян. Трансформационный переход конца 80-х и 90-х годов определил формирование новых жизненных моделей, освоение которых для нынешних пожилых людей стало проблемным. Произошло разрушение системы устоявшихся социально-психологических установок и общественных отношений, определяющих координаты человека в обществе. В переходе к новой социальной организации российского общества лежат причины особого социального статуса современных пожилых людей в России, который проявляется в стремлении сохранить ценности социалистического общества в условиях рыночных отношений. Это противоречие находит отражение не только в стремлении пожилых максимально дистанцироваться, "закрыться" от современной жизни, но и в оценках существующего качества жизни, социально-экономических ожиданиях.
Существенным моментом совершенствования политики в отношении пожилых является российская особенность роста удельной доли пожилых в структуре населения. Если для большинства западных стран этот процесс определяется увеличением продолжительности жизни и снижением рождаемости, то в российском контексте фактор увеличения продолжительности жизни играет не самую значимую роль. Более существенным моментом выступает сверхсмертность населения в трудоспособном возрасте, в том числе от неестественных причин.
Кроме того, процесс старения в российском обществе сопровождается существенным снижением уровня здоровья в пожилых возрастах. Указанный фактор является ограничивающим для многих пожилых людей в отношении трудовой деятельности, а для части пожилых людей и в осуществлении самостоятельной жизнедеятельности.
Гендерный аспект может рассматриваться как особенность процесса старения населения. Доля женщин в общей численности пожилых граждан старших возрастов достигает 70 процентов, что определяет необходимость отражения этой гендерной диспропорции в политике и социальной практике.
Территориальный фактор, как место проживания пожилого человека, представляется немаловажным аспектом стратегии модернизации политики в отношении пожилых. С одной стороны, наблюдается дифференциация муниципальных образований по удельному весу пожилых в структуре населения, что определяет реализацию дифференцированных мер, учитывающих эти различия. С другой стороны - муниципальные образования различаются по возможностям создания и функционирования необходимых поддерживающих сервисов, условиям удовлетворения потребностей пожилых людей в социальной и трудовой активности, наличием необходимой социальной инфраструктуры.
]]>формирование системного подхода в поддержке культурно-досуговых интересов пожилых людей, в том числе через расширение межведомственного и межсекторального сотрудничества;
определение приоритетных направлений социокультурного развития людей пожилого возраста и развитие форм их реализации в муниципальной культурно-досуговой среде;
развитие герогогики досуга, профессиональное сопровождение досуговой деятельности пожилых граждан;
обеспечение принципа межпоколенного сотрудничества в культурно-досуговой сфере;
расширение участия творческих и общественных организаций в поддержке досуговой сферы для пожилых граждан;
обеспечение территориальной, физической и экономической доступности учреждений культуры, спорта и творчества.
Индикаторы достижения целевых установок:
уровень досуговой активности пожилых различных возрастных групп по видам и формам;
реализация ведомственных и межведомственных программ и проектов поддержки творческой активности пожилых людей;
использование информационных технологий для обеспечения доступа пожилых граждан к культурным ценностям;
осуществление организационных, информационных и педагогических мероприятий по активизации досуговой деятельности пожилых людей в муниципальной культурно-досуговой среде;
реализация мероприятий и программ социокультурной реабилитации;
мониторинг потребностей пожилого населения в культурно-досуговой сфере на всех уровнях в целях проектирования и реализации современной социокультурной геронтополитики;
реализация оздоровительных программ, самодеятельных форм адаптивной физкультуры и спорта;
создание на местном уровне центров досуга на основе межпоколенного сотрудничества;
создание клубов по интересам при культурно-досуговых организациях;
реализация пожилыми людьми самодеятельных проектов по социокультурному воспитанию детей и молодежи;
динамика структурного и качественного содержания досуговой среды в целях удовлетворения запросов пожилых людей.
4.8. Поддержка старения в сообществе
Поддержка старения в сообществе осуществляется в интересах защиты прав пожилых граждан на доступность условий и ресурсов жизнедеятельности, помощи и развития, уважительное отношение к старости, поддержку со стороны социального окружения и семьи. Старение в сообществе определяется как наиболее оптимальный контекст жизнедеятельности пожилого человека. Развитие комплексной поддержки старения в сообществе определяется через доступность социальной инфраструктуры, действующую практику защиты от насилия и пренебрежительного отношения, активизации локальных общественных сетей поддержки и взаимопомощи. Существенным элементом поддержки старения в сообществе является ориентация на ответственность пожилого человека перед социальным окружением.
Целевые установки:
повышение адаптивности социальной инфраструктуры, доступности информации и транспорта в отношении особых потребностей пожилых граждан;
создание возможностей и механизмов предоставления услуг по оснащению жилых помещений специальным оборудованием и приспособлениями для облегчения бытовой деятельности пожилых людей;
активизация ресурсов локальных социальных сетей помощи в местах проживания пожилых граждан;
стимулирование поддержки жизнедеятельности пожилого человека со стороны семьи и социального окружения;
расширение возможностей местного сообщества по обеспечению активного участия пожилого человека в жизни сообщества;
создание механизмов противодействия насилию в отношении пожилых людей и безопасности проживания;
обеспечение ответственности пожилого человека перед социальным окружением;
формирование образа пожилого человека как полноправного и активного члена сообщества;
расширение возможностей местного сообщества по общественному порицанию пренебрежительного отношения к пожилым людям;
организация на уровне местного сообщества неформальных молодежных групп поддержки домохозяйств пожилых семей и одиноко проживающих пожилых граждан.
Индикаторы достижения целевых установок:
критерии и показатели доступности социальной инфраструктуры для пожилого населения;
неформальные сети и механизмы поддержки жизнедеятельности пожилых граждан;
процедуры противодействия насилию и пренебрежительному отношению к пожилым гражданам;
механизмы стимулирования местных ресурсов помощи и ухода за пожилыми людьми, имеющими ограничения в жизнедеятельности;
предоставление технических средств для осуществления бытовой деятельности;
формы и виды активности пожилых граждан в местных сообществах.
5. Реализация стратегии модернизации политики
в отношении пожилых граждан
Стратегия в отношении пожилых граждан как комплекс секторальных стратегий реализуется через систему планов, принимаемых на двухлетний период. Реализация Стратегии обеспечивается механизмом мониторинга как в отношении реализации Стратегии в целом, так и в отношении реализации секторальных стратегий.
В качестве базового условия реализации Стратегии определяется совершенствование управления областной системой поддержки пожилых граждан с учетом развития целевого и функционального содержания политики в отношении пожилых, через формирование системы координации и контроля, ответственности и принятия решений в соответствии с предоставленными полномочиями.
В качестве основного механизма управления определяется межведомственное и межсекторальное сотрудничество, распределение полномочий и ответственности между уровнями власти, бизнесом и социальными институтами, внедрение проектного менеджмента и программно-целевого планирования, информационного обеспечения, создание условий для постоянного развития персонала учреждений и организаций, осуществляющих работу с пожилыми гражданами.