Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 июня 2010 г. № 157-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКЕ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(2011 - 2015 ГОДЫ)"

На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. № 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Культурное наследие Псковской области (2011 - 2015 годы)".
2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по культуре о разработке областной долгосрочной целевой программы "Культурное наследие Псковской области (2011 - 2015 годы)".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Культурное наследие Псковской области (2011 - 2015 годы)" Государственный комитет Псковской области по культуре.
4. Государственному комитету Псковской области по культуре разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Культурное наследие Псковской области (2011 - 2015 годы)" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 19 июля 2010 г.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения осуществляет губернатор области.

И.п. губернатора области
М.К.ЖАВОРОНКОВ





Утверждена
распоряжением
Администрации области
от 11 июня 2010 г. № 157-р

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРНОЕ
НАСЛЕДИЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2011 - 2015 ГОДЫ)"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
областной долгосрочной целевой программы "Культурное
наследие Псковской области (2011 - 2015 годы)" целям и
задачам социально-экономического развития области

За многовековую историю создан высочайший потенциал культурного наследия. Сегодня пришло осознание необходимости его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех сферах жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к снижению духовности, к разрывам исторической памяти и обеднению общества в целом. Культурное наследие - важнейший из ресурсов, определяющих вектор дальнейшего социально-экономического и социально-культурного развития страны и области. В докладе "О повышении роли культурно-исторического наследия в сохранении единства и многонациональной самобытности" Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству задача сохранения культурного наследия России была определена как одна из приоритетных.
Псковская земля является одной из древнейших в России. На территории Псковской области находится 5358 объектов культурного наследия. Из них 537 объектов культурного наследия федерального значения, 3570 объектов культурного наследия регионального значения, 1251 выявленный объект культурного наследия. Из общего числа объектов культурного наследия 2876 - памятники археологии, 1008 - объекты истории, 1463 - объекты архитектуры и градостроительства, 11 объектов - памятники искусства; 14 поселений области имеют статус исторических. На территории области сохранились уникальные усадьбы Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, музей-усадьба С.В.Ковалевской. На их основе работают единственные в России музеи этих выдающихся деятелей отечественной культуры. Исключительная ценность историко-культурного наследия Псковщины заключается в его подлинности, древности, общероссийской значимости.
Концепция областной долгосрочной целевой программы "Культурное наследие Псковской области (2011 - 2015 годы)" (далее - программа) основана на нормах Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", которым определены основные направления деятельности: учет, ведение Единого государственного реестра, инвентаризация, мониторинг, паспортизация, разработка проектов зон охраны, определение территории памятника, реставрация, осуществление комплекса мер по государственной охране объектов культурного наследия. В связи с большим количеством объектов культурного наследия на территории области выполнить весь комплекс работ за короткий период не представляется возможным. Реализация основных направлений деятельности по сохранению культурного наследия потребует значительных финансовых затрат, координации действий государственных учреждений культуры, муниципальных образований, пользователей объектов культурного наследия, привлечения специализированных организаций.
В соответствии с нормами федерального законодательства для сохранения культурного наследия Псковской области и включения его в хозяйственный оборот необходимо иметь определенный перечень документов. На сегодня только 19% объектов культурного наследия области имеют паспорта, основная часть которых составлялась в XX веке и требует существенной доработки. Не более чем для 10% объектов культурного наследия определен предмет охраны. Границы территорий памятников практически не определены, проекты зон охраны разработаны только для части исторических городов и на сегодня не соответствуют действующему законодательству, которое требует разработку зон охраны на каждый конкретный объект. Ежегодно необходимо проводить мониторинг на 1071 объекте культурного наследия, фактически мониторинг осуществляется максимум на 250 (в 2008 году), проведение мониторинга определено законом 1 раз в пять лет. Комплексная реставрация на региональных объектах культурного наследия практически не проводится. Сохранение прежних темпов работы в данном направлении может привести к значительным утратам памятников истории и культуры на территории области, практически не позволит организовать работу по включению объектов культурного наследия Псковской области в Единый государственный реестр и включать объекты культурного наследия Псковской области в хозяйственный оборот.
В рамках реформирования бюджетного процесса основным инструментом решения задач и проблем сохранения культурного наследия области стал программно-целевой метод. В России и в Псковской области программно-целевой метод решения проблем используется с девяностых годов XX века. Принято несколько областных долгосрочных программ. В настоящее время реализуется уже четвертая областная долгосрочная целевая программа. Задачи в области сохранения культурного наследия в предыдущих трех программах выполнены не были, так как формировавшаяся в Российской Федерации рыночная экономика привела в конце XX века к резкому сокращению государственного финансирования. Объемы фактического финансирования программ не превышали 20 - 25% от запрашиваемых сумм. Всего из бюджета на сохранение культурного наследия было выделено около 7 млн. рублей. Специальных программ по сохранению объектов культурного наследия в области не разрабатывалось в силу дефицита бюджетного финансирования.
В настоящее время основным источником финансирования остается федеральный бюджет. В 2009 году по федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2011 годы)" на реставрационные работы выделено 74,6 млн. рублей. В 2010 году объем финансирования по указанной программе составит 72 млн. рублей. В целом за первое десятилетие наступившего века на реставрацию объектов культурного наследия Псковской области было выделено около 314 млн. рублей. Помимо реставрации, средства выделялись и на проведение мониторинга памятников архитектуры и археологии.
Назрела острая необходимость разработки областной долгосрочной целевой программы по сохранению культурного наследия Псковской области на среднесрочный период.

II. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом

Программно-целевое планирование в сфере культуры на протяжении последних десятилетий осуществлялось в форме долгосрочных целевых программ. Включенные в эти программы проекты и мероприятия направлялись на решение проблем в сфере культуры области, в том числе, частично, для сохранения культурного наследия.

]]>
│   │культурного          наследия│       │       │       │       │       │
│   │Псковской области            │       │       │       │       │       │
├───┼─────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ 6 │Доля       отреставрированных│  0,04 │  0,2  │  0,3  │  0,4  │  0,5  │
│   │объектов культурного наследия│       │       │       │       │       │
│   │регионального   значения    в│       │       │       │       │       │
│   │общем   количестве   объектов│       │       │       │       │       │
│   │культурного          наследия│       │       │       │       │       │
│   │Псковской области            │       │       │       │       │       │
├───┼─────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ 7 │Доля   объектов   культурного│  0,9  │  1,9  │  2,9  │  3,7  │  4,6  │
│   │наследия  Псковской  области,│       │       │       │       │       │
│   │обеспеченных  информационными│       │       │       │       │       │
│   │надписями                    │       │       │       │       │       │
└───┴─────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

VI. Предложения по основным мероприятиям, объемам
и источникам финансирования программы

Необходимость реализации мероприятий по сохранению культурного наследия Псковской области, в том числе в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделявшихся на эти нужды в предыдущие годы, была и остается важнейшей задачей культурной политики в области. Особенностью программы является концентрация ресурсов на приоритетных направлениях по сохранению культурного наследия Псковской области.
К приоритетным направлениям по сохранению культурного наследия Псковской области относится:
проведение работ по выявлению объектов культурного наследия;
подготовка документов для включения объектов культурного наследия Псковской области в Единый государственный реестр (паспорт, проект границ территории объекта, проект зон охраны, материалы государственной историко-культурной экспертизы);
проведение мониторинга объектов культурного наследия Псковской области;
проведение научно-исследовательских работ на объектах археологического и архитектурного наследия, неотложных противоаварийных работ, спасательных раскопок, реставрация недвижимых памятников истории и культуры;
обеспечение мер по популяризации объектов культурного наследия Псковской области, в том числе установка информационных надписей, организация выставок, конференций, подготовка публикаций, буклетов;
укрепление материально-технической базы государственных учреждений культуры (ГУК "Научно-производственный центр по охране, использованию памятников истории и культуры", ГУК "Археологический центр Псковской области").

VII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемого варианта решения проблем

Ожидаемая эффективность и результативность реализации программы будет оцениваться ежегодно на основе показателей, указанных в разделе V настоящей концепции. В результате реализации программы предполагается:
проведение противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ на пяти - семи объектах культурного наследия регионального значения;
подготовка для включения в Единый государственный реестр 20 - 25 объектов культурного наследия Псковской области в год;
разработка и утверждение зоны охраны для 3 - 5 объектов культурного наследия Псковской области в год (15 - 25 объектов за 5 лет);
проведение в течение 5 лет инвентаризации и мониторинга всех объектов культурного наследия, расположенных на территории области;
установка информационных стендов на 30 - 50 объектах культурного наследия Псковской области в год.

VIII. Предложения по исполнителям и разработчикам программы

Исполнителем-координатором и разработчиком программы определить Государственный комитет Псковской области по культуре.
Исполнителями программы определить ГУК "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры", ГУК "Археологический центр Псковской области".

IX. Предложения по объемам и источникам
финансирования программы

Финансирование программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, внебюджетных средств и средств местных бюджетов. Необходимые объемы финансирования будут определены при формировании программных мероприятий.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru