Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 19 января 2010 г. № 3-2/10

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи                                Украинской Т.И.,
при секретаре                                               Пилипенко А.Ю.,
с участием прокурора                                        Комаровой О.Н.,
представителя Законодательного Собрания Приморского края     Ефименко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.Р.В. о признании противоречащим закону и недействующим пункта 1 части 4 статьи 8 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" в редакции Закона Приморского края от 22 декабря 2008 г. № 366-КЗ,

установил:

П.Р.В., ветеран труда, обратилась в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующими положений Закона Приморского края от 22 декабря 2008 г. № 366-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", как ухудшающих условия предоставления льгот. В дополнительном заявлении П.Р.В. указала, что не согласна с заменой денежной выплаты ветеранам труда с 425 рублей на 545 рублей, а также с положениями части 1 статьи 8(2) Закона Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" в редакции от 22 декабря 2008 г. в части оплаты проезда на автомобильном транспорте в размере 50% от действующего тарифа. По мнению заявителя, указанные нормы Закона в редакции от 22 декабря 2008 г. ухудшили ее положение, поскольку до 1 января 2009 г. она имела право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (кроме такси) по городу и Приморскому краю, 50% скидку на проезд в пригородных электричках, 50% скидку оплаты за телефон и радио.
Определением судьи Приморского краевого суда от 13 августа 2009 г., оставленным в этой части без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2009 г., П.Р.В. отказано в принятии заявления в части оспаривания части 1 статьи 8(2) Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" в редакции от 22 декабря 2008 г., поскольку законность данной нормы проверена вступившим в силу решением Приморского краевого суда от 14 апреля 2009 г. по заявлению П.Р.М.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является законность пункта 1 части 4 статьи 8 Закона Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" в редакции Закона от 22 декабря 2008 г. № 366-КЗ.
В судебное заседание П.Р.В. не прибыла, о причинах своей неявки суд не известила. О назначении судебного заседания на 19 января 2010 г. извещена надлежащим образом, что подтверждается ее подписью на извещении от 12 января 2010 г. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
В ходе досудебной подготовки в процессе беседы П.Р.В. пояснила, что считает положения пункта 1 части 4 статьи 8 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ в редакции Закона от 22 декабря 2008 г. № 366-КЗ противоречащими статье 22 Федерального закона "О ветеранах" и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: подпункт 24 в пункте 3 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ отсутствует, имеется в виду подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3.

Представитель Законодательного Собрания Приморского края Е. с заявлением не согласилась, пояснив, что на основании положений Конституции Российской Федерации (пункта "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76); подпункта 24 пункта 3 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ; статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" - субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда. В целях обеспечения реализации Приморским краем полномочий, предоставленных федеральным законодательством, принят Закон Приморского края, пунктом 1 части 4 статьи 8 которого предусмотрено предоставление ветеранам труда ежемесячной денежной выплаты в размере 545 рублей. В состав этой выплаты входят и меры социальной поддержки, ранее установленные законодательством Приморского края по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных маршрутов на территории Приморского края, что следует из содержания части 4 статьи 8(2) Закона Приморского края. Кроме того, частью 1 статьи 8(2) Закона установлены компенсационные выплаты в размере 50 процентов от действующего тарифа по проезду на автомобильном (водном) транспорте общего пользования междугородных маршрутов Приморского края и пригородном железнодорожном транспорте для граждан, включенных в краевой регистр лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, к числу которых относятся и ветераны труда.
По мнению представителя Законодательного Собрания Приморского края, довод заявителя о том, что установленные Законом Приморского края выплаты не обеспечивают компенсацию ранее установленных льгот, является ошибочным. Ежемесячная денежная выплата не является компенсацией льгот, право на которые заявитель имел до 1 января 2005 г., а представляет собой самостоятельную меру социальной поддержки, введенную региональным законодателем. При этом федеральным законодательством не определен минимальный или максимальный размер ежемесячной денежной выплаты, в связи с чем субъект Российской Федерации вправе самостоятельно установить ее размер с соблюдением условий, предусмотренных статьей 153 Федерального закона № 122-ФЗ, т.е. при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Эти требования закона в Приморском крае соблюдены: совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат ежегодно возрастает, что подтверждается законами о краевом бюджете.
Просит в удовлетворении заявления П.Р.В. отказать.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления П.Р.В.
Законом Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", опубликованным в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" от 29 декабря 2004 г., № 83, газете "Утро России", № 201 (3245), от 31 декабря 2004 г., установлены меры социальной поддержки льготных категорий граждан, в том числе ветеранов труда, из краевого бюджета.
Законом Приморского края от 22 декабря 2008 г. № 336-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", опубликованным в газете "Приморская газета", спецвыпуск № 16 (273) от 26 декабря 2008 г. и "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края", № 98 от 23 декабря 2008 г., внесены изменения в пункт 1 части 4 статьи 8: слова "425 рублей" заменены словами "545 рублей".
Пунктом 1 части 4 статьи 8 Закона в редакции от 22 декабря 2008 г. предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата ветеранам труда устанавливается в размере 545 рублей.
Частью 4 статьи 8(2) Закона, введенной Законом Приморского края от 22 декабря 2008 г. № 366-КЗ, установлено, что предоставление мер социальной поддержки, ранее установленных законодательством Приморского края по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных маршрутов на территории Приморского края в виде льгот в размере не менее 50 процентов от действующего тарифа, с 1 января 2009 года осуществляется в форме выплаты в составе ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 8 настоящего Закона, для граждан, включенных в краевой регистр; в форме социальной выплаты, размер и порядок предоставления которой определяется Администрацией Приморского края, - для граждан, включенных в федеральный регистр.
Оспаривая законность пункта 1 части 4 статьи 8 Закона в части установления размера выплаты, П.Р.В. ссылается на то, что сумма в 545 рублей не компенсирует расходы на проезд в пассажирском транспорте, радио и телефон, льготы по оплате которых ветеранам труда установлены статьей 22 Федерального закона "О ветеранах".
Данные доводы основанием для удовлетворения заявления служить не могут.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Частью 2 статьи 76 Конституции установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда. Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты (преамбула и ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.).
Методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее предоставлявшихся льгот федеральным законодательством не установлена, в связи с чем, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить данную методику и установить в соответствии с ней размер денежной компенсации. Не установлены федеральным законодателем в отношении субъектов Российской Федерации и нормы о необходимости предоставления последними конкретных видов льгот и размерах денежных компенсаций соответствующим категориям граждан.
Статьей 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внесены изменения и дополнения в статью 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах". Мерами социальной поддержки ветеранов в настоящее время являются: пенсионное обеспечение; выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ); получение и содержание жилых помещений, оплата коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
В соответствии с новой редакцией статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
Таким образом, сохранение права бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, оплата в размере 50% абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио, на что ссылается заявитель в заявлении, новой редакцией статьи 22 Федерального закона "О ветеранах", действующей с 1 января 2005 года, не предусмотрено. В связи с этим доводы П.Р.В. о противоречии пункта 1 части 4 статьи 8 Закона Приморского края в редакции от 22 декабря 2008 г. статье 22 Федерального закона "О ветеранах" не могут быть признаны обоснованными.
Суд не находит противоречия оспариваемой нормы Закона Приморского края и статье 153 Федерального закона от 24 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Согласно части 2 указанной статьи при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Анализ законодательства Приморского края показывает, что данное условие соблюдено.
Законом Приморского края № 206-КЗ ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) ветеранам труда с 1 января 2005 г. установлена в размере 200 рублей; Законом Приморского края от 2 августа 2005 г. размер ЕДВ ветеранам труда увеличен до 300 рублей; с 1 января 2006 г. Законом Приморского края от 26 декабря 2005 г. № 336-КЗ - 350 рублей; с 1 января 2007 Законом Приморского края от 8 декабря 2006 г. № 15-КЗ - 385 рублей; с 1 января 2008 г. Законом Приморского края от 5 февраля 2008 г. № 186-КЗ - 425 рублей; с 1 января 2009 г. Законом Приморского края от 22 декабря 2008 г. № 366-КЗ - 545 рублей.
Статьей 23 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. № 91-КЗ "О краевом бюджете на 2004 год" на реализацию льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" предусматривались денежные средства в сумме 506223 тыс. рублей. В 2005 г. в соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 200-КЗ "О краевом бюджете на 2005 год" на реализацию льгот ветеранам предусмотрено 1213933,60 тыс. рублей, в том числе на ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда - 563698,60 тыс. рублей. Законом от 23 декабря 2005 г. № 319-КЗ "О краевом бюджете на 2006 год" на обеспечение мер социальной поддержки ветеранам труда в 2006 г. предусмотрено 1402175 тыс. рублей, в том числе на ЕДВ - 709725 тыс. рублей. Законом Приморского края от 27 декабря 2006 г. № 28-КЗ "О краевом бюджете на 2007 г." предусмотрено, соответственно, 1542514 тыс. рублей, в том числе на ЕДВ ветеранам труда 726638 тыс. рублей. В 2008 г. в соответствии с Законом Приморского края от 25 декабря 2007 г. № 179-КЗ "О краевом бюджете на 2008 год" финансирование реализации мер социальной поддержки ветеранов труда составило 1831359,50 тыс. рублей, в том числе на ЕДВ 763040 тыс. рублей. В 2009 г. Законом от 17 декабря 2008 г. № 354-КЗ предусмотрено на реализацию мер социальной поддержки 2375319,7 тыс. рублей, в том числе на финансирование ЕДВ ветеранам труда 978125 тыс. рублей. Законом Приморского края от 25 декабря 2009 г. № 544-КЗ "О краевом бюджете на 2010 год" на оказание мер социальной поддержки ветеранам труда предусмотрены денежные выплаты в размере 2893915 тыс. рублей, из них на ЕДВ - 994538 тыс. рублей.
Таким образом, совокупный объем финансирования мер социальной поддержки ветеранам труда, в том числе ежемесячных денежных выплат, после 31 декабря 2004 г. не уменьшен, что свидетельствует о соответствии оспариваемой заявителем нормы краевого закона статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Закон Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ в редакции Закона от 22 декабря 2008 г. № 366-КЗ в части пункта 1 части 4 статьи 8 принят Законодательным Собранием Приморского края в пределах его полномочий и не противоречит в этой части нормативным правовым актам федерального уровня, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

П.Р.В. в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону и недействующим пункта 1 части 4 статьи 8 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" в редакции Закона Приморского края от 22 декабря 2008 г. № 366-КЗ отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба или представление прокурора в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Приморский краевой суд.

Судья
Т.И.УКРАИНСКАЯ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru