Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 28 января 2009 г. № 7-5-11-2009

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Главе администрации г. Пензы
Чернову Р.Б.

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка соблюдения действующего законодательства о муниципальной собственности при исполнении решения арбитражного суда Пензенской области Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы.
Проведенной проверкой установлено следующее.
Первый заместитель прокурора области обратился в арбитражный суд Пензенской области с иском к МУП "Северный" по обслуживанию жилого фонда, ЗАО "Медфарм", КУМИ г. Пензы и Финансовому управлению города Пензы о признании недействительным дополнительного соглашения от 17.12.2003 к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № 136 от 26.05.2003, заключенного между КУМИ г. Пензы и МУП "Северный" по обслуживанию жилого фонда, в части закрепления за предприятием на праве хозяйственного ведения нежилого помещения площадью 450,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 180, и договора купли-продажи указанного помещения, заключенного 07.04.2004 МУП "Северный" по обслуживанию жилого фонда и ЗАО "Медфарм", и применении последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата ЗАО "Медфарм" спорного нежилого помещения в муниципальную собственность города Пензы и возврата из бюджета города Пензы в лице уполномоченного органа 1 млн. рублей, полученных по сделке.
Одновременно с подачей искового заявления было заявлено ходатайство о принятии мер по обеспечению иска путем наложения ареста на недвижимое имущество, которое арбитражным судом определением от 30.11.2004 было удовлетворено.
Решением арбитражного суда Пензенской области от 17.03.2005 по делу № А49-13848/04-627/18 исковые требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным в силу ничтожности договор от 07.04.2004 купли-продажи нежилого помещения площадью 450,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 180, заключенный между МУП "Северный" по обслуживанию жилого фонда и ЗАО "Медфарм". Применил последствия недействительности ничтожного договора от 07.04.2004, обязав ЗАО "Медфарм" возвратить нежилое помещение площадью 450,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 180, МУП "Северный" по обслуживанию жилого фонда в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу, а также обязал МУП "Северный" по обслуживанию жилого фонда г. Пензы возвратить ЗАО "Медфарм" 1 млн. рублей. в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.05.2005 решение арбитражного суда Пензенской области от 17.03.2005 оставлено без изменения. После вступления решения в законную силу выданы исполнительные листы № 07799 от 06.06.2005 на возврат помещения от ЗАО "Медфарм" в МУП "Северный" по обслуживанию жилого фонда и № 07796 от 06.06.2005 о возврате МУП "Северный" по обслуживанию жилого фонда ЗАО "Медфарм" суммы 1 млн. рублей.
Постановлением суда кассационной инстанции от 27.10.2005 решение арбитражного суда первой и апелляционной инстанции от 17.05.2005 были отменены в части возврата МУП "Северный" по обслуживанию жилого фонда ЗАО "Медфарм" суммы 1 млн. рублей. Суд кассационной инстанции обязал КУМИ г. Пензы возвратить ЗАО "Медфарм" сумму 1000000 рублей. В свою очередь ЗАО "Медфарм" в арбитражный суд за выдачей исполнительного листа на возврат им денежной суммы в 1000000 рублей с КУМИ г. Пензы не обращалось.
На протяжении целого ряда лет решение арбитражного суда Пензенской области от 17.03.2005 по делу № А49-13848/04-627/18 не исполнялось. Исполнительные листы в службу судебных приставов-исполнителей сторонами не направлялись.
В мае 2008 года в арбитражный суд Пензенской области поступает заявление от ЗАО "Медфарм" об отмене обеспечения иска по тем основаниям, что он является собственником нежилого помещения по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 180. Исполнительные листы о возврате имущества, выданные арбитражным судом для исполнения, взыскателем не предъявлялись, и в настоящее время истек срок, установленный ст. 321 АПК РФ для предъявления его к исполнению.
В связи с этим ЗАО "Медфарм" просило отменить обеспечительные меры и снять арест с имущества, т.к. он препятствует ЗАО как собственнику осуществлять его правомочия. Определением арбитражного суда от 26 мая 2008 года по делу № А49-13848/04-627/18 в удовлетворении заявления было отказано.
В декабре 2008 года ЗАО "Медфарм" вновь обращается в арбитражный суд с аналогичным заявлением, в котором указывает, что обеспечительные меры утратили свою цель. Право собственности на спорный объект недвижимости к другим лицам не перешло. ЗАО на протяжении 4 лет обслуживает и содержит помещение, кроме того, КУМИ г. Пензы не возражает против отмены обеспечительных мер. Определением арбитражного суда Пензенской области от 29.12.2008 по делу № А49-13848/04-627/18 в удовлетворении заявления было отказано.
В январе 2009 года уже Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы обращается в арбитражный суд с заявлением об отмене обеспечительных мер по тем основаниям, что имущество находится в муниципальной собственности. Однако каких-либо документов, подтверждающих возврат имущества в муниципальную собственность, не представил. В ходе рассмотрения дела представитель КУМИ г. Пензы Шаипова Г.И. пояснила суду, что возвращать 1 млн. рублей ЗАО "Медфарм", т.е. исполнять решение арбитражного суда Пензенской области Комитет не намерен.
Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 96 АПК РФ в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, как и ранее неоднократно обращавшееся с аналогичным заявлением ЗАО "Медфарм", не представили каких-либо доказательств исполнения судебного акта по делу № А49-13848/04-627/18. Более того, КУМИ г. Пензы в ходе судебного слушания прямо заявил о том, что исполнять решение суда не собирается.
Однако неисполнение судебного акта не свидетельствует о действительности сделки, а непредъявление исполнительного листа к исполнению не может являться основанием для отмены обеспечительных мер. Сами обеспечительные меры не препятствуют проведению двусторонней реституции.
В связи с этим определением арбитражного суда Пензенской области от 21.01.2009 по делу № А49-13848/04-627/18 в удовлетворении заявления КУМИ г. Пензы было отказано.
В соответствии со ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Однако анализ направляемых ЗАО "Медфарм" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы заявлений об отмене обеспечительных мер в арбитражный суд, позиция, занимаемая в суде, а также оставление без движения исполнительных листов свидетельствуют об умышленном неисполнении КУМИ г. Пензы судебного решения арбитражного суда Пензенской области, следствием чего является нарушение имущественных прав муниципального образования - города Пенза.
Согласно ст. 51 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из статьи 3 Решения Пензенской городской Думы от 25.10.2002 № 341/26 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Пензы" следует, что город Пенза в соответствии с законодательством самостоятельно и свободно осуществляет правомочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества.
В соответствии с Уставом г. Пензы принят. Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 № 130-12/4, КУМИ г. Пензы защищает имущественные права собственника муниципального имущества города Пензы.
Согласно ст. 15 Решения Пензенской городской Думы от 25.10.2002 № 341/26 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Пензы", Администрация г. Пензы в пределах своей компетенции принимает меры по устранению нарушений законодательства и нормативных правовых актов органов городского самоуправления об управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 30 Устава г. Пензы принят. Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 № 130-12/4, иные исполнительные органы местного самоуправления находятся в подчинении Главы администрации города, а их руководители подотчетны ему и перед ним ответственны за свою деятельность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и в течение месяца со дня внесения принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц КУМИ г. Пензы к дисциплинарной ответственности.
3. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в письменной форме в установленный законом месячный срок со дня внесения представления.

Заместитель
прокурора области
советник юстиции
А.Н.ЦУКАНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru