Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 4 мая 2009 г. № 7-5-106-2009

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ
ПРИЧИН И УСЛОВИЙ ИМ СПОСОБСТВУЮЩИХ

Губернатору
Пензенской области
Бочкареву В.К.

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка распоряжения Правительства Пензенской области от 14.04.2009 № 83-рП "Об установлении противопожарного режима".
Названным распоряжением установлен на территории Пензенской области особый противопожарный режим на период с 14 по 28 апреля 2009 года.
В ходе проведенной проверки установлено, что данное распоряжение не соответствует требованиям федерального и регионального законодательства.
При принятии распоряжения Правительства Пензенской области № 83-рП от 14.04.2009 не были учтены требования к форме актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, к порядку их опубликование и вступления в силу.
Согласно ч. 3. ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт "з" части 1 в статье 2 Конституции РФ отсутствует, имеется в виду пункт "з" части 1 статьи 72.

В соответствии с п. "з" ч. 1. ст. 2 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (с последующими изменениями) "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности отнесено нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции; организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности.
Согласно статье 7 Закона Пензенской области от 02.11.2005 № 890-ЗПО (с последующими изменениями) "О пожарной безопасности Пензенской области" в случае повышения пожарной опасности решением Правительства Пензенской области на всей или части территории Пензенской области может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности Правительства Пензенской области.
В соответствии со ст. 26 Закона Пензенской области от 22.12.2005 № 906-ЗПО (с последующими изменениями) "О Правительстве Пензенской области" Правительство Пензенской области во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Пензенской области, законов Пензенской области, постановлений и распоряжений Губернатора Пензенской области издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановлением Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" определены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Поскольку распоряжение Правительства Пензенской области № 83-рП от 14.04.2009 обладает всеми вышеуказанными признаками, соответственно носит нормативный характер.
Согласно частям 2 и 3 ст. 26 Закона Пензенской области № 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Пензенской области. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Пензенской области. Порядок принятия актов Правительства Пензенской области устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Постановления и распоряжения Правительства Пензенской области обязательны к исполнению на всей территории Пензенской области.
Таким образом, правовой акт Правительства Пензенской области, устанавливающий особый противопожарный режим на территории Пензенской области, принятый в рамках компетенции Правительства Пензенской области, носит нормативный характер и должен приниматься в форме постановления.
Более того, пунктом 17 Постановлением Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что при рассмотрения дела по существу надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты, предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акте были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно ч. 7 ст. 26 Закона Пензенской области № 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" постановления и распоряжения Правительства Пензенской области подлежат официальному опубликованию.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 14.04.2009 № 83-рП опубликовано в газете "Издательский дом "Пензенская правда" только 17.04.2009, следовательно, вступило в силу только с 28.04.2009, то есть в день окончания действия особого противопожарного режима на территории Пензенской области, в связи с чем в данном случае были нарушены гарантированные Конституцией РФ права, интересы и обязанности человека и гражданина.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, распоряжение Правительства Пензенской области от 14.04.2009 № 83-рП "Об установлении особого противопожарного режима" должно было быть издано в форме постановления Правительства Пензенской области, содержать дату введения данного нормативного правового акта в действие и применяться не ранее вступления его в законную силу.
Причиной вышеуказанных нарушений стало ненадлежащее исполнение должностными лицами, ответственными за подготовку и согласование нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, своих должностных обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению вышеуказанных нарушений федерального законодательства и недопущению их впредь, а также причин и условий им способствующих.
2. Привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства.
3. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Пензенской области в установленный законом месячный срок со дня внесения в письменной форме.

Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса
В.Д.КОШЛЕВСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru