Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 5 мая 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 мая 2010 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:
- Авдеева А.И. - председателя Комиссии, руководителя управления;
- Шмелевой И.Ю. - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы;
- Бердиной Н.Ю. - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
при участии:
со стороны заявителя - ИП Бессонова Н.В.:
- Бессонова Н.В. - индивидуального предпринимателя;
- Бессонова А.Н. - представителя по доверенности от 24.04.2010 б/н;
со стороны администрации г. Кузнецка:
- Семенушкиной С.К. - представителя по доверенности от 30.04.2010 № 1077;
со стороны Комитета по управлению имуществом г. Кузнецка:
- Шелахаева Г.Ю. - председателя Комитета;
со стороны муниципального унитарного предприятия "Ритуал"
- Нечайкина Г.И. - директора предприятия;
- Кочарян Т.Д. - представителя по доверенности от 05.05.2010 № 2,
рассмотрев дело № 3-09/05-2010 от 20.04.2010 в отношении администрации г. Кузнецка Пензенской области и муниципального унитарного предприятия "Ритуал" (далее по тексту - МУП "Ритуал") по признакам нарушения статей 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

Настоящее дело возбуждено по заявлению индивидуального предпринимателя Бессонова Н.В. от 07.04.2010 б/н, осуществляющего деятельность по организации похорон и предоставлением связанных с ним услуг.
Из заявления следует, что МУП "Ритуал", являясь специализированной службой по вопросам похоронного дела, осуществляет контрольно-разрешительные функции по выдаче удостоверений на захоронение. Кроме того, при обращении граждан в администрацию за согласованием на захоронение должностные лица администрации направляют их в МУП "Ритуал". Из заявления также следует, что несмотря на предыдущее обращение в Пензенское УФАС России на действия администрации при организации похоронного дела в г. Кузнецке, нарушения устранены не полностью.
Определением от 20.04.2010 № 980-3 у администрации г. Кузнецка и МУП "Ритуал" были запрошены документы, в том числе устав МУП "Ритуал". Согласно представленным документам устав МУП "Ритуал" утвержден приказом Комитета по управлению имуществом г. Кузнецка от 22.09.2009 № 2052-п. В связи с тем, что в указанном уставе выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, на основании части 3 статьи 42 Закона о защите конкуренции в качестве ответчика по делу № 3-09/05-2010 привлечен Комитет по управлению имуществом г. Кузнецка.
На заседании Комиссии заявитель дополнил, что МУП "Ритуал" выдает хозяйствующим субъектам удостоверение на захоронение, только после этого возможно производить какие-либо работы на кладбище.
Представитель администрации на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с предписанием Пензенского УФАС России в Правила оказания услуг по погребению, эксплуатации и содержанию общественных кладбищ в г. Кузнецке были внесены изменения, все контрольно-разрешительные функции выполняет администрация города.
Представитель Комитета согласился с выявленными нарушениями, указал, что в устав предприятия будут внесены изменения.
Представитель МУП "Ритуал" пояснил, что предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением главы администрации г. Кузнецка от 21.09.2009 № 1364 создан МУП "Ритуал". Приказом комитета по управлению имуществом г. Кузнецка от 22.09.2009 № 205-п утвержден устав МУП "Ритуал".
Согласно пункту 1.5 Устава предприятие является коммерческой организацией, пункт 2.1.3 определяет, что одной из целей предприятия является получение прибыли.
Кроме того, пункт 2.2.7 Устава предусматривает осуществление предприятием контрольно-разрешительных функций по организации учета захоронений и надгробных памятников.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее также - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Пункт 1 статьи 9 Закона о погребении определяет гарантированный перечень услуг, предоставляемых специализированной организацией по вопросам похоронного дела, а именно: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В соответствии со статьей 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Исходя из приведенных норм, полномочия специализированной службы четко регламентированы и являются исчерпывающими. К основной цели деятельности такой организации относится, прежде всего, осуществление погребения умерших.
Следовательно, полномочия по организации похоронного дела закреплены за органом местного самоуправления федеральным законодательством. Возможность передачи вышеуказанных функций какому-либо хозяйствующему субъекту, в том числе обладающего статусом специализированной службы, законодательством не предусмотрена.
МУП "Ритуал" не отнесено к органам местного самоуправления и не обладает полномочиями по решению вопросов местного значения. Следовательно, функции по учету захоронений и надгробных памятников (то есть контрольно-разрешительные функции) не могут быть возложены на хозяйствующий субъект, так как указанное юридическое лицо не может наделяться функциями, предполагающими реализацию каких-либо властных полномочий по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции устанавливает, что запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Таким образом, являясь хозяйствующим субъектом, МУП "Ритуал" наделено функциями и правами органа местного самоуправления в нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 3.2 Правил оказания услуг по погребению, эксплуатации и содержанию общественных кладбищ в городе Кузнецке (утв. Постановлением главы администрации г. Кузнецка Пензенской области от 04.10.2006 № 1575) установлено, что заказчику, ответственному за могилу, администрацией г. Кузнецка выдается справка о захоронении с указанием фамилии, имени, отчества захороненного, номера ряда, могилы, даты захоронения, сведений о соседнем захоронении.
На заседании Комиссии представитель не смог пояснить, что представляет собой справка о захоронении, также не были представлены копии таких справок.
Вместе с тем, в материалах дела имеются копии документов, согласно которым МУП "Ритуал" выдает удостоверение на захоронение (по содержанию представляющее собой названную в пункте 3.2 Правил справку о захоронении).

]]>
Действия администрации г. Кузнецка и МУП "Ритуал" по выдаче предприятием удостоверений на захоронение могут привести к ограничению доступа на рынок других хозяйствующих субъектов, так как деятельность других организаций зависит от того, будет ли выдано такое удостоверение МУП "Ритуал".
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Кроме того, Постановлением главы администрации г. Кузнецка от 07.04.2010 № 589 утверждено положение о Порядке предоставления субсидий из бюджета города Кузнецка на возмещение затрат, связанных с содержанием мест захоронений города Кузнецка.
Пунктом 3 названного порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях возмещения затрат юридических лиц, осуществляющих в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами содержание мест захоронений г. Кузнецка.
Пунктом 4 порядка установлено, что субсидии предоставляются в целях возмещения затрат предприятия, выполняющего работы по содержанию мест захоронений г. Кузнецка.
В связи с тем, что в Правилах оказания услуг по погребению, эксплуатации и содержанию общественных кладбищ установлено, что содержание мест захоронение осуществляется специализированной службой, другим хозяйствующим субъектам получить субсидию фактически не представляется возможным.
В соответствии с представленными на заседание Комиссии документами администрацией г. Кузнецка заключен договор о предоставлении субсидий МУП "Ритуал", предметом которого является предоставление денежных средств на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по содержанию мест захоронений г. Кузнецка (общий объем субсидий - 1100000 руб.).
Каких-либо документов, свидетельствующих о проведении конкурсов, аукционов либо запросов котировок по отбору организаций, осуществляющих содержание мест захоронения, Комиссии представлено не было.
С учетом того, что содержание мест захоронений в силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" отнесено к полномочиям городского округа, администрация, заключив договор на предоставление субсидий с МУП "Ритуал" и передав МУП "Ритуал" права на выполнение работ по содержанию кладбищ без проведения процедур торгов, нарушила антимонопольное законодательство в части предоставления преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу, что для МУП "Ритуал" создаются конкурентные преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

решила:

1. Признать администрацию г. Кузнецка Пензенской области нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Признать администрацию г. Кузнецка и МУП "Ритуал" нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
3. Признать Комитет по управлению имуществом г. Кузнецка нарушившим часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
4. Выдать администрации г. Кузнецка Пензенской области, Комитету по управлению имуществом г. Кузнецка, МУП "Ритуал" предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
5. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному лицу Управления.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.И.АВДЕЕВ

Члены Комиссии
И.Ю.ШМЕЛЕВА
Н.Ю.БЕРДИНА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 13 мая 2010 г. № 3-09/05-2010

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- Авдеева А.И. - председателя Комиссии, руководителя управления;
- Шмелевой И.Ю. - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы;
- Бердиной Н.Ю. - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, на основании своего решения от 13.05.2010 по делу № 3-09/05-2010 о нарушении администрацией г. Кузнецка Пензенской области, МУП "Ритуал" статей 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комитетом по управлению имуществом г. Кузнецка части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 50 данного закона,

предписывает:

1. Администрации г. Кузнецка Пензенской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Администрации г. Кузнецка Пензенской области рассмотреть вопрос о проведении конкурса по отбору организации по содержанию мест захоронения г. Кузнецка.
2. Администрации г. Кузнецка и МУП "Ритуал" прекратить нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении действия по выдаче удостоверений на захоронение хозяйствующим субъектом и осуществлению тем самым ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.
3. Комитету по управлению имуществом г. Кузнецка прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления.
Комитету по управлению имуществом г. Кузнецка в срок до 15 июня 2010 года принять меры по внесению изменений в пункт 2.2.7. Устава МУП "Ритуал" в части исключения контрольно-разрешительных функций органа местного самоуправления.
О выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 18.06.2010 с представлением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: За невыполнение в установленный срок настоящего Предписания юридические и должностные лица несут административную ответственность в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии
А.И.АВДЕЕВ

Члены Комиссии
И.Ю.ШМЕЛЕВА
Н.Ю.БЕРДИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru