Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 ноября 2009 г. по делу № А45-10814/2009

Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 ноября 2009 года
Арбитражный суд Новосибирской области
в составе судьи Тарасовой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тарасовой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "БОНУС-21",
г. Барнаул
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево, НСО
о взыскании излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 1 242 000 рублей
При участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Дарсалия И.А. - доверенность от 24.04.2009 г.
от заинтересованного лица: Терентьева М.Л. - доверенность от 12.01.2009 г., Пистер О.М. - доверенность от 28.10.2009 г.

установил:

Заявитель Общество с ограниченной ответственностью "БОНУС-21" (далее по тексту - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Новосибирской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России № 4 по НСО, налоговый орган) о возврате излишне уплаченных налогов на игорный бизнес в сумме 1 242 000 рублей.
В заявлении от 29.10.2009 г. заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) изменил сумму иска и просит возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на игорный бизнес за период с февраля 2006 года по февраль 2009 года в сумме 287 879 рублей 67 копеек (т. 6 л. д. 1 - 3).
Ответчик иск в части требований о возврате из бюджета налога в сумме 287 879 рублей 67 копеек не признал, так как переплата налога в указанной сумме у налогоплательщика отсутствует.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
По материалам дела установлено следующее. Общество с ограниченной ответственностью "БОНУС-21" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.03.2003 г. администрацией Железнодорожного района г. Барнаула и состоит на налоговом учете в налоговом органе г. Барнаула Алтайского края. Общество осуществляло деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии № 001936 от 20.06.2003 г. Кроме того, с 19.09.2005 г. заявитель состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 4 по НСО по месту нахождения обособленного подразделения и объектов игорного бизнеса. Игровые автоматы были установлены в период с 15.09.2005 г. по 10.01.2007 г. в 4-х игорных залах.
В 2005 - 2007 годах Общество, являлось плательщиком налога на игорный бизнес. Согласно, представленным налоговым декларациям налогоплательщик исчислял и уплачивал в бюджет налог на игорный бизнес без учета льготы, предоставленной субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 9 ФЗ РФ № 88-ФЗ от 14.06.1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", то есть по ставке 7 500 рублей за 1 игровой автомат. В 2009 году Общество, узнав, что ему положена льгота, которой он ранее не воспользовался, представило 19.02.2009 г. в налоговый орган уточненные налоговые декларации за период с февраля 2006 года по февраль 2007 года с указанием налога на игорный бизнес к уменьшению.
Одновременно в Межрайонную ИФНС России № 4 по НСО Обществом было подано заявление о возврате из бюджета переплаты по налогу на игорный бизнес в сумме 1 200 000 рублей (т. 1 л. д. 47).
15.04.2009 г. налоговым органом было отказано заявителю в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, мотивируя тем, что с 16.10.2003 г. ставка налога по Новосибирской области составляет 7 500 рублей с одного игрового автомата, а, следовательно, нет оснований для перерасчета и возврата налога.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в Арбитражный суд Новосибирской области.
В ходе судебного разбирательства налоговый орган признал право налогоплательщика на уплату им налога на игорный бизнес в спорные налоговые периоды по ставкам, действовавшим в момент государственной регистрации организации. Часть излишне уплаченного налога в размере 554 214 рублей 23 копеек была возвращена налоговым органом на расчетный счет налогоплательщика, в части суммы налога 17 406 рублей 40 копеек были произведены зачеты, с которыми налогоплательщик согласился. С учетом уточнения общей суммы излишне уплаченного налога - 859 500 рублей и произведенных возвратов и зачетов - 571 620 рублей 33 копеек невозвращенной на дату принятия решения суда осталась сумма 287 879 рублей 67 копеек (расчеты - т. 6 л. д. 4 - 8).
Отказывая налогоплательщику в возврате указанной суммы налога на игорный бизнес в размере 287 879 рублей 67 копеек, налоговый орган сослался на 2 обстоятельства:
- переплата в размере 174 439 рублей 67 копеек сложилась за период деятельности с марта 2006 г. по июль 2006 г., переплата в сумме 21 500 рублей сложилась за период деятельности с января 2006 г. по апрель 2006 г. Таким образом, с даты уплаты в бюджет сумм налога в размере 195 939 рублей 67 копеек прошло более 3-х лет, что согласно, ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), является основанием для отказа в возврате налога;
- в период с апреля 2007 года по июнь 2007 года налогоплательщик не уплачивал в бюджет налог в полном объеме, в связи, с чем у него образовалась недоимка в размере 91 940 рублей, которая автоматически погасилась за счет переплаты налога.
Суд считает доводы налогового органа не обоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Как видно из материалов дела, Общество в период с февраля 2006 г. по февраль 2007 г. излишне уплатило в бюджет налог на игорный бизнес на общую сумму 859 500 рублей.
Факт излишней уплаты налога подтвержден материалами дела: уточненными налоговыми декларациями, актами сверок, согласованными с налоговым органом расчетами и не оспаривается налоговым органом.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Как установлено материалами дела, уплата спорных сумм налога на игорный бизнес в размере 195 939 рублей 67 копеек была произведена Обществом в период с 21 февраля по 18 августа 2006 г. (перечень платежных документов указан в пояснениях налогового органа - т. 5 л. д. 107). Налогоплательщик первоначально обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов - 19.02.2009 г. (т. 1 л. д. 47), на эту дату 3-х-летний срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ, не был пропущен. Тот факт, что на дату обращения за возвратом налога не были представлены и проверены последние уточненные налоговые декларации, не является в дальнейшем после их проверки основанием для отказа в возврате налога по причине пропуска срока.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит сроков для обращения налогоплательщика в суд с исковым заявлением.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
В силу статей 21 и 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней. В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Таким образом, в отношении излишне уплаченного налога в сумме 195 939 рублей 67 копеек налогоплательщиком не пропущен 3-х летний срок на обращение в налоговый орган и в арбитражный суд с заявлением о возврате налога.
Аналогичная позиция изложена:
- в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2006 г. № 6219/06;
- в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № 381-о-п об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями п. 5, п. 7 ст. 78 НК РФ и ч. 4 ст. 200 АПК РФ.
Что касается погашения за счет части излишне уплаченного налога в размере 91 940 рублей недоимок, образовавшихся в апреле - июне 2007 года, то налоговый орган:
- во-первых, не представил доказательств наличия указанных недоимок. В неоднократно представляемых налогоплательщику справках о состоянии платежей и актов сверок (т. 5 л. д.) данные недоимки не значились (кроме тех, по которым приняты решения о зачете);
- во-вторых, налоговый орган не представил никаких доказательств принятия им мер ко взысканию указанных недоимок в порядке, установленном НК РФ (ст. 69, 70, 46, 47 НК РФ): не представлены требования об уплате налога, не выносились решения об обращении взыскания недоимок на денежные средства и имущество налогоплательщика
- налоговый орган не вынес решение о зачете переплаты в счет погашения указанных недоимок.
С учетом указанного, налоговым органом не соблюден порядок взыскания недоимок, пропущены сроки для их взыскания в бесспорном порядке, нарушен порядок проведения зачетов.
Таким образом, отказ налогового органа возвратить сумму налога на игорный бизнес в размере 287 879 рублей 67 копеек противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и является незаконным. Излишне уплаченный налог подлежит возврату.
На основании ст. 104, 110 АПК РФ сумма излишне уплаченной госпошлины, в связи с уменьшением заявителем суммы иска подлежит возврату из федерального бюджета, в остальной части издержки по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Новосибирской области произвести возврат Обществу с ограниченной ответственностью "БОНУС-21" излишне уплаченный налог на игорный бизнес в сумме 287 879 рублей 67 копеек.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Новосибирской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "БОНУС-21" 7 257 рублей 59 копеек государственной пошлины.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "БОНУС-21" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 10 452 рублей 41 копеек.
Исполнительные листы и справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья
С.В.ТАРАСОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru