Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2010 г. по делу № А43-2507/2010-1-65

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Кобзева И.В. по доверенности от 05.03.2010
от ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области: Степанов С.Н. по доверенности от 11.01.2010;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью "Лик-Авто", г. Городец Нижегородской области (далее - заявитель, общество) об отмене постановления от 28.01.2010, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области (далее - управление, административный орган) по делу об административном правонарушении № 22-09/19 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40.000 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требование указав на отсутствие состава правонарушения. Также указав, что вменяемое правонарушение является малозначительным, в связи с чем просил суд применить статью 2.9 КоАП РФ.
Управление с требованием не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
Как следует из материалов административного дела, 14.10.2008 между ООО "Лик-Авто" (заказчик) и транспортным предприятием "DAHER INTERNATIONAL" (исполнитель) заключен договор на оказание транспортных услуг.
В соответствии с пунктом 2.13.4 приложения № 1 в договору заказчик оплачивает счета непосредственно за транспортные услуги в течение 30 дней, а счета за таможенное оформление - в течение 10 дней с даты их получения.
Обществом в соответствии с указанным соглашением в уполномоченном банке (Городецкое отделение № 4340 - филиал ОАО "АК СБРФ") был открыт паспорт сделки № 08100002/1481/0925/4/0.
В соответствии с условиями договора с расчетного счета ООО "Лик Авто" в уполномоченном банке 29.01.2009 были списаны денежные средства в размере 5090,00 Евро, согласно платежному поручению № 51 от 29.01.2009 (л.д. АД88)), являющиеся оплатой услуг, оказанных предприятием в декабре 2008 г.
В соответствии с приложениями 1 и 2 инструкции № 117-И от 15.06.2004 в справках о валютных операциях, оформленных по платежам, списанным с расчетного счета общества после 01.12.2008 в графе 6 должен указываться код вида валютой операции - 21010 (расчеты и переводы резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за выполненные работы, оказанные услуги, переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (платежи после выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе интеллектуальных прав на них) за исключением платежей с кодом 21040.
В ходе проведенной проверки должностным лицом управления выявлено, что заявитель представил в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с указанием кода валютных операций - 21020, что согласно Перечню валютных операций клиентов уполномоченных банков соответствует предоставлению резидентом нерезиденту коммерческого кредита на срок до 180 дней в виде предварительной оплаты за выполняемые нерезидентом работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
По факту выявленных нарушений контролером-ревизором отдела валютного контроля управления в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 18.01.2010 составлен протокол об административном правонарушении № 22-10/19.
Данный протокол составлен в отсутствие законного представителя, уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствует заказное уведомление о вручении почтовой корреспонденции № 11467 полученное обществом 22.12.2009 (л.д. АД95).
Усматривая в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом управления 28.01.2010 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 22-10/1932 о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40.000 рублей.
Рассмотрение дела об административном правонарушении проведено в отсутствие законного представителя общества, уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствует заказное уведомление о вручении почтовой корреспонденции № 11563, полученное обществом 26.01.2010 (л.д. АД104).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно части 4 статьи 5 названного Закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указания ЦБ РФ от 10.12.2007 г. № 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах является формой учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж.
Вопросы представления резидентами подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки регулируются Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 г. № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций" (далее - Положение), пунктами 2.1 2.2 которого предусмотрено, что резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели (далее - резиденты)) при осуществлении валютных операций, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, представляют в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы), одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).
В соответствии с требованиями статьей 2.2, 2.4 Инструкции № 117-И, подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
Приложением № 1 к Инструкции № 117-И установлен порядок заполнения справки о валютных операциях, в графе 6 которой указывается код вида валютной операции, заполняемый в соответствии с Перечнем валютных операций клиентов уполномоченных банков, приведенным в приложении 2 к настоящей Инструкции (п. 7.1).
Оспариваемым постановлением административный орган вменяет обществу правонарушение, выразившееся в несоблюдении обществом установленных порядка и сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, а именно: неправильное заполнение графы 6 справки о валютных операциях.
Судами установлено, что валютная операция от 29.01.2009, осуществленная обществом и оформленная по коду 21020, в действительности не соответствует данному коду Перечня, а подпадает под категорию предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита на срок до 180 дней в виде предварительной оплаты за выполняемые нерезидентом работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них), т.е. фактически соответствует коду 21020 Перечня.
Таким образом, административным органом доказан факт заполнения обществом справки о валютных операциях не в соответствии с Перечнем валютных операций клиентов уполномоченных банков, приведенным в приложении № 2 к Инструкции № 117-И.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Объектом названного административного правонарушения, является, в том числе, установленный валютным законодательством порядок представления резидентами и нерезидентами документов и информации при осуществлении ими валютных операций, а также порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Объективную сторону административного правонарушения, образует сам факт невыполнения в установленный срок обязанности по представлению форм учета по валютным операциям и (или) несоблюдение установленного порядка их представления.
Установленный Инструкцией № 117-И порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, за несоблюдение которого предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, предусматривает перечень соответствующих учетных документов, сроки их представления и требования к их оформлению.
Соответственно, несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности может выражаться, в том числе, в нарушении требований к оформлению соответствующих документов.
Факт нарушения порядка оформления справки о валютных операциях, установленного Инструкцией № 117-И, доказан административным органом и свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Субъективная сторона правонарушения, совершенного юридическим лицом, характеризуется принятием или непринятием резидентом - юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению норм валютного законодательства при наличии возможности их соблюдения.
Отсутствие реальной возможности соблюдения установленного порядка оформления справок о валютных операциях судом не установлено. На момент оформления указанной справки общество располагало полным пакетом документов по указанным контрактам, то есть информацией, необходимой для определения правильных кодов вида валютной операции. В то же время обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений Инструкции № 117-И.
На основании вышеизложенного, суд находит, правомерным вывод административного органа о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Вместе с тем установленный в статье 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным. Нарушение данного срока не относится к существенным недостаткам протокола и не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП.
Возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не усматривается в силу следующих обстоятельств.
На основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Следовательно, признание обществом факта совершения вмененного правонарушения является смягчающим ответственность обстоятельством, но не освобождает заявителя от административной ответственности за совершенное правонарушение. Общество обязано было не допустить при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности нарушений требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
Кроме того, согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Суд, оценив обстоятельства рассматриваемого дела, в том числе устранение правонарушения на момент подачи заявления, не находит исключительности в его характере, в связи с чем не может квалифицировать совершенное обществом правонарушение в качестве малозначительного.
Санкция в оспариваемом постановлении назначена по низшему пределу, установленному вменяемой статьей, что свидетельствует о фактически учтенных административным органом обстоятельствах совершения правонарушения.
На основании изложенного, требование заявителя об отмене постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления ООО "Лик-Авто", г. Городец Нижегородской области об отмене постановления от 28.01.2010, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области по делу об административном правонарушении № 22-10/19 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
Г.И.МУСТАФАЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru