Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2010 г. № А54-4829/200-С13

(извлечение)

Открытое акционерное общество "Спасский кожевенный завод" (далее - ОАО "Спасский кожевенный завод", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании пункта 1 Постановления главы администрации Спасского муниципального района Рязанской области от 29.05.2009 № 394 "О внесении изменений в Постановление главы администрации района от 25.11.2008 № 1075" недействующим в части установления для предприятий тарифа по биологической очистке стоков в размере 36,90 руб. за куб. м без НДС.
В обоснование требований заявитель ссылается на несоответствие постановления в оспариваемой части положениям Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов". Общество оспаривает установленный тариф на биологическую очистку стоков на 2009 год, поскольку считает его экономически необоснованным, ссылается на отсутствие экспертизы его экономической обоснованности и на незаконность формирования тарифа с учетом его перекрестного субсидирования.
В судебном заседании требование поддержано заявителем.
Администрация муниципального образования - Спасский муниципальный район (далее - Администрация Спасского муниципального района), а также третьи лица против удовлетворения требований заявителя возражают, считают постановление об утверждении тарифа соответствующим нормам действующего законодательства.
Представители Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области, Финансового управления муниципального образования - Спасский муниципальный район и Спасской районной Думы Рязанской области в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156, ч. 2 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей названных третьих лиц, извещенных надлежащим образом в порядке, предусмотренном ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о времени и месте судебного разбирательства.
Определением Арбитражного суда от 15.12.2009 производство по делу было приостановлено в связи с назначением по ходатайству заявителя судебной экспертизы экономической обоснованности тарифа на биологическую очистку стоков.
Определением Арбитражного суда от 21.01.2010 производство по делу возобновлено в связи с поступлением в материалы дела заключения эксперта от 18.01.2010.
В связи с тем, что 09.02.2010 Администрацией Спасского муниципального района в материалы дела представлены новые доказательства в обоснование расчета установленного оспариваемым постановлением тарифа с приложением иной сметы затрат, определением Арбитражного суда от 16.02.2010 по ходатайству заявителя назначена дополнительная экспертиза экономической обоснованности тарифа на биологическую очистку стоков.
В связи с поступлением в материалы дела заключения эксперта от 02.04.2010 производство по делу возобновлено определением Арбитражного суда от 15.04.2010.
Из материалов дела Арбитражным судом установлено следующее:
Муниципальное унитарное предприятие "Спасские очистные сооружения" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.08.2008. Основным видом его экономической деятельности является удаление и обработка сточных вод.
16.03.2009 между заявителем - ОАО "Спасский кожевенный завод" и муниципальным унитарным предприятием "Спасские очистные сооружения" (далее - муниципальное предприятие, МУП "Спасские очистные сооружения") заключен договор на биологическую очистку сточных вод № 41, в соответствии с условиями которого ОАО "Спасский кожевенный завод" сбрасывает на очистные сооружения МУП "Спасские очистные сооружения" сточные воды, а муниципальное предприятие принимает сточные воды на свои очистные сооружения для биологической очистки. Договором предусмотрена плата за услугу по утвержденному Постановлением главы администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район от 25.11.2008 № 1075 тарифу в размере 36,90 руб. за куб. м без НДС
Согласно объяснениям заявителя, услуги фактически стали оказываться с июля - месяца 2009 года.
Постановлением главы администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области от 29.05.2009 № 394 "О внесении изменений в Постановление главы администрации района от 25.11.2008 № 1075" с 01.01.2009 установлен тариф без НДС на услуги по биологической очистке стоков, оказываемые МУП "Спасские очистные сооружения" на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области в размере:
- для предприятий, организаций, учреждений - 36,90 руб. за куб. м;
- для населения - 9,20 руб. за куб. м.
Постановление главы администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области опубликовано в районной газете "Спасские вести" 17.06.2009. Согласно статье 60 Устава муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию в том числе и в районной газете "Спасские вести".
Основываясь на том, что названное постановление в части установления тарифа на биологическую очистку стоков в размере 36,90 руб. за куб. м. противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Спасский кожевенный завод" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено частями 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, Федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. При этом, в соответствии с частью 6 статьи 194 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В судебном заседании 18.05.2010 представителем администрации Спасского муниципального района в материалы дела представлено Постановление от 30.11.2009 № 1047 об отмене оспариваемого Постановления от 29.05.2009 № 394.
Из содержания названного документа следует, что с 04.01.2010, то есть после обращения заявителя в Арбитражный суд с соответствующим заявлением, постановлением главы администрации Спасского муниципального района от 30.11.2009 № 1047 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, организаций, учреждений и населения муниципального образования - Спасский муниципальный район на 2010 год" признано утратившим силу оспариваемое Постановление главы администрации района от 29.05.2009 № 394.
Однако, данное обстоятельство не является в рассматриваемом случае основанием для прекращения производства по делу.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 № 182-о, суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Проверяя наличие нарушений нормативным правовым актом в оспариваемой части прав и законных интересов заявителя, Арбитражный суд, исходя из исследования обстоятельств и оценки доказательств, приходит к выводу о нарушении постановлением в оспариваемой части прав и законных интересов заявителя, в связи с чем дело подлежит рассмотрению по существу, общество не заявило отказ от требований.
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 210-ФЗ принят 30.12.2004, а не 31.12.2004.

В силу предписаний части 2 статьи 5 Федерального закона от 31.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - закон № 210-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 названной статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):
1) определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
3) согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса;
7) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
8) публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ;

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

12) привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
В соответствии с решением Спасской районной Думы от 26.07.2007 № 202/19 "О реализации Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" администрация Спасского района осуществляет полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 2 статьи 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Таким образом, администрация Спасского муниципального района является полномочным органом по принятию оспариваемого постановления об утверждении тарифов на биологическую очистку стоков.
Оспариваемым Постановлением главы администрации Спасского муниципального района от 29.05.2009 № 394 установлены различные тарифы на биологическую очистку стоков для МУП "Спасские очистные сооружения" для различных групп потребителей одного района: для предприятий, организаций, учреждений - в размере 36,90 руб. за куб. м; для населения - 9,20 руб. за куб. м.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" с 01.01.2004 отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Аналогичный подход к установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам подтвержден Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520.
Пункт 12 названных Основ предусматривает, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере не допускается.
Следовательно, при установлении тарифов для отдельной группы потребителей ниже расходов на предоставляемые услуги в случае различия стоимости производства и реализации товаров и услуг для этой группы должен быть определен источник, в том числе бюджетный, на возмещение соответствующих расходов.
В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В материалы дела администрацией Спасского муниципального района, Спасской районной Думой, Финансовым управлением муниципального образования - Спасский муниципальный район представлены доказательства финансирования убытков, связанных с ограничением роста тарифов на водоотведение для населения за счет бюджетных источников.
Решением Спасской районной Думы от 04.12.2008 № 321/17 "О бюджете муниципального образования - Спасский муниципальный район на 2009 год" (приложение № 6) (с изменениями, внесенными решением № 130/11 от 30.07.2009) предусмотрены субсидии бюджету муниципального образования - Спасск-Рязанское городское поселение в сумме 4140 тыс. руб. на возмещение убытков, связанных с ограничением роста тарифов на водоотведение по очистным сооружениям г. Спасска для населения по коду бюджетной классификации 1104 5200607 017 251 "Иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы поселений в связи с ограничением роста тарифов за оказанные коммунальные услуги".
Данный межбюджетный трансферт отражен в бюджете муниципального образования - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района на 2009 год, утвержденном решением Совета депутатов Спасск-Рязанского городского поселения от 10.12.2008 № 41/16 (приложение 5) (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов Спасск-Рязанского городского поселения от 31.01.2009 № 8/4).
По сведениям Спасской районной Думы и финансового управления муниципального образования - Спасский муниципальный район по состоянию на 20.11.2009 перечислено субсидий бюджету муниципального образования - Спасск-Рязанское городское поселение по КБК 1104 5205012 017 251 "Иные межбюджетные трансферты бюджетам поселений в связи с ограничением роста тарифов на оказанные коммунальные услуги" в размере 3571900 руб. Указанные денежные средства перечисляются из бюджета Спасск-Рязанского городского поселения МУП "Спасские очистные сооружения". В подтверждение данных обстоятельств в дело представлены копии платежных поручений.
Таким образом, нарушений положений Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 о запрете на установление тарифов для отдельных категорий потребителей за счет установления для других категорий тарифов в повышенном размере не усматривается.
В обоснование соответствия оспариваемого постановления федеральному закону администрация Спасского муниципального района ссылается на то, что повышение тарифов на биологическую очистку стоков на 2009 год по сравнению с тарифами, утвержденными Постановлением главы Спасского муниципального района от 27.11.2007 № 830 на 2008 год, произведено в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ с учетом предельного индекса максимально возможного изменения тарифов, установленного для Спасского муниципального района Постановлением Главного управления "Рязанская энергетическая комиссия" Рязанской области от 13.11.2008 № 105 в размере 118%.
Суд находит данный довод необоснованным.
В соответствии с пунктом 53 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам, то есть в отношении вновь созданных организаций.
Постановлением главы администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район от 27.11.2007 № 830 был установлен тариф на 2008 год для МУП "Спасское ЖКХ". МУП "Спасские очистные сооружения" создано 11.08.2008 и не является правопреемником МУП "Спасское ЖКХ".
Следовательно, тариф на 2009 год утвержден для МУП "Спасские очистные сооружения" впервые как для вновь созданного юридического лица, поэтому предельный индекс изменения тарифов не подлежал применению при установлении тарифов на 2009 год для МУП "Спасские очистные сооружения".
Статья 3 Закона № 210-ФЗ устанавливает общие принципы, определяющие общие начала и цели регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, которые являются взаимосвязанными, дополняют друг друга и должны применяться в совокупности для достижения сбалансированного результата.
В силу положений статьи 3 Закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе:
- достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
- установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
- полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

]]>
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Постановление № 520) также определено, что установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
В силу предписаний части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 статьи 5 названного закона, относится в том числе:
- определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- согласование производственных программ организаций коммунального комплекса;
- установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
При осуществлении названных полномочий органы местного самоуправления обязаны соблюдать установленные законом принципы регулирования тарифов.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса регламентированы статьей 9 Закона № 210-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 9 названного закона процедура регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса включает в себя согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса, установление тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
В случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, а также ее несоответствия разработанной в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
По завершении проверки обоснованности представленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (части 2, 3, 4, 5, 7 статьи 9 Закона).
Из содержания названной нормы закона следует, что процедура регулирования тарифов предусматривает обязательность проверки органом регулирования экономической обоснованности расчета тарифов, соответствия рассчитанных тарифов финансовым потребностям для реализации производственной программы и оценку доступности услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
Пунктом 12 части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, осуществляя полномочия в области регулирования тарифов коммунального комплекса, привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Пунктом 16 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, предусмотрено право органа регулирования в процессе рассмотрения дела об установлении тарифов осуществлять экспертизу по анализу финансовых потребностей и проверки правильности расчета предлагаемых тарифов с привлечением экспертных организаций. В соответствии с пунктом 26 "Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных Постановлением Правительства от 14.07.2008 № 520, данные, полученные по результатам проведения экспертиз, используются органом регулирования и для определения расходов, составляющих материальные затраты организации коммунального комплекса.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" также рекомендовано органам местного самоуправления устанавливать тарифы на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг.
Исходя из содержания приведенных положений закона и правовых нормативных актов в системном толковании со статьей 3 Закона № 210-ФЗ, устанавливающей общеобязательные принципы регулирования тарифов, следует, что именно с целью реализации принципов регулирования тарифов законом установлена норма о проведении независимой экспертизы обоснованности расчетов тарифов.
Пунктом 6.5 решения Спасской районной Думы Рязанской области от 21.08.2007 "О порядке регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса", принятого в соответствии с Законом № 210-ФЗ, также предусмотрено проведение независимой экспертизы при проверке органом регулирования расчета необходимых финансовых потребностей организации коммунального комплекса при установлении тарифов.
При проверке расчета спорного тарифа на биологическую очистку стоков независимая экспертиза не проводилась. Как пояснили представители администрации Спасского муниципального района, проверка представленного 30.10.2008 письмом за № 7 МУП "Спасские очистные сооружения" расчета тарифа производилась сотрудниками соответствующего отдела администрации и измененный расчет представлялся начальником отдела заместителю главы администрации района.
Однако, Арбитражный суд считает, что проверка предоставленного организацией коммунального комплекса расчета тарифа сотрудником администрации района не может быть приравнена к независимой экспертизе обоснованности финансовых потребностей организации и соответствующих им тарифов, необходимость проведения которой предусмотрена законом, нормативными актами, локальным нормативным актом органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 3 - 20 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Правила регулирования тарифов), законодательством предусмотрена четкая процедура установления тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом производственной программы.
Указанная процедура рассмотрения дел об установлении тарифов включает в себя представление организацией коммунального комплекса необходимых документов, регистрацию документов, по принятии которых органом регулирования открывается соответствующее дело; проверку органом регулирования соответствия представленных расчетов тарифов финансовым потребностям организаций коммунального комплекса для реализации производственных программ; проведение заседания по рассмотрению дел об установлении тарифов; составление протокола названного заседания, в котором отражается ход заседания, решение регулирующего органа, мотивы, по которым не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса.
Данная процедура не соблюдена администрацией Спасского муниципального района, доказательств наличия документов, в которых была бы зафиксирована процедура рассмотрения дела об установлении тарифа, не представлено суду. Кроме того, данный вывод суд основывает на фактах представления в материалы дела в процессе судебного разбирательства двух различных расчетов утвержденных администрацией Спасского муниципального района тарифа, суммы статей затрат которых отличаются при неизменности итогового размера тарифа - 36,90 руб. за куб. м.
В предварительное судебное заседание 08.10.2009 администрацией Спасского муниципального района представлено письмо МУП "Спасские очистные сооружения" от 30.10.2009 № 7 о рассмотрении расчета и утверждении тарифа, в том числе на биологическую очистку стоков.
К письму приложены расчет затрат с расшифровкой накладных и прочих расходов, штатное расписание. Согласно расчету МУП, предлагаемый тариф на биологическую очистку стоков - 45,96 руб. за куб. м рассчитан предприятием исходя из себестоимости услуги в сумме 11986,4 тыс. руб. и объема принятых сточных вод - 260,8 тыс. за куб. м.
Согласно таблице № 2, утвержденный администрацией Спасского муниципального района тариф 36,90 руб. за куб. м рассчитан администрацией исходя из себестоимости услуги в сумме 9623,50 тыс. руб. и объема стоков 260,8 тыс. куб. м.
В судебное заседание 09.02.2010 Администрацией Спасского муниципального района представлены новые доказательства в обоснование расчета утвержденного оспариваемым постановлением тарифа, а именно, служебная записка начальника отдела ЖКХ от 17.11.2008, адресованная заместителю главы администрации Спасского муниципального района, с приложением сметы затрат (уточненная) по водоотведению (биологическая очистка) на сумму 9701,0 тыс. руб., расчета амортизационных отчислений на сумму 566,4 тыс. руб., расчета расходов по статье "Электроэнергия" на сумму 4889,4 тыс. руб.
Названные документы были представлены в материалы дела после проведения судебной экспертизы и получения заключения эксперта от 18.01.2010, в котором сделан вывод о необоснованности включения в состав затрат суммы амортизации основных средств - очистных сооружений, созданных с использованием бюджетных средств целевого финансирования в связи с тем, что нормами Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 3 пункта 2 статьи 256) не предусмотрена амортизация такого рода имущества.
Из данных документов усматривается, что изменилась не только общая сумма затрат, но и состав и суммы элементов затрат, исходя из которых администрацией рассчитан утвержденный тариф.
Представители Администрации пояснили, что именно указанные в представленной смете затрат показатели были учтены при формировании себестоимости в 9701,0 тыс. руб. услуги по биологической очистке стоков, положенной в основание расчета утвержденного тарифа 36,90 руб. за куб. м.
Непредставление данных документов в материалы дела до назначения экспертизы представители объясняют технической ошибкой.
Арбитражный суд считает, что факт представления администрацией второго (уточненного) расчета тарифа явился следствием несоблюдения установленной Правилами регулирования тарифов процедуры утверждения тарифа, поскольку соблюдение этой процедуры, предусматривающей документальное фиксирование всех представляемых и принимаемых документов, а также решений, исключает возможность технической ошибки, выраженной в представлении двух различных расчетов утвержденных тарифов.
Однако, учитывая, что указанные документы представлены ответчиком в обоснование возражений против заявленных требований, в обоснование правомерности оспариваемого нормативного правового акта и в обоснование обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого нормативного акта, они приобщены судом в материалы дела.
Указанные документы исследованы и оценены Арбитражным судом в совокупности с другими материалами дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, поскольку суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае сам по себе факт несоблюдения процедуры установления тарифа и непроведения независимой экспертизы обоснованности расчета тарифа не может являться безусловным основанием для признания оспариваемого нормативного акта недействующим.
Для разъяснения вопроса об экономической обоснованности затрат, положенных в основание расчета тарифа на биологическую очистку стоков, установленного администрацией Спасского муниципального района, Арбитражным судом в порядке статьи 82 АПК РФ по ходатайствам заявителя дважды назначалась судебная экспертиза в связи с представлением в дело двух вариантов расчета тарифа.
Экспертизой определено, что тариф на биологическую очистку стоков, установленный администрацией Спасского муниципального района для МУП "Спасские очистные сооружения", нельзя считать экономически обоснованным.
Из заключения эксперта от 02.04.2010 ООО "АИКЦ "Эксперт-аудитор" следует, что по проанализированным статьям затрат, обоснованность которых оспаривается заявителем:
- электроэнергия (п. 1 таблицы № 2 сметы затрат);
- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды (п. 2 и 3 таблицы № 2 сметы затрат);
- амортизация основных средств (п. 4 таблицы № 2 сметы затрат);
- ГСМ и содержание транспорта (запчасти) (п. 6 и 9 таблицы № 2 сметы затрат);
- проведение АВР (п. 8 таблицы № 2 сметы затрат);
- услуги по обслуживанию электрохозяйства (п. 9 таблицы № 2 сметы затрат), затраты предприятия, включенные в тариф, экономически не обоснованы.
Часть документов, обосновывающих затраты, представлены за 2009 год, то есть после окончания периода утверждения тарифа, в связи с чем они не могли быть использованы при утверждении тарифа.
Расходы по электроэнергии МУП "Спасские очистные сооружения" подтверждает справкой о фактических расчетах за 11 месяцев 2009 года, что также не соответствует требованиям закона об обосновании расходов до утверждения тарифа.
В экспертном заключении отмечено, что утвержденный расчет себестоимости биологической очистки стоков изменился как по составу, так и по величине затрат по сравнению с предлагаемым расчетом МУП "Спасские очистные сооружения".
Сумма амортизационных отчислений в предлагаемом расчете МУП "Спасские очистные сооружения" составляла 3750 тыс. руб. (рассчитана от стоимости новых очистных сооружений). Сумма амортизации в утвержденном администрацией расчете затрат составила 566,40 тыс. руб. (без учета амортизации объектов, построенных за счет бюджетных средств). Включение в тариф данной суммы не обосновано, в связи с отсутствием в производственной программе мероприятий или расходов, на которые указанные средства, получаемые от потребителей услуг, будут потрачены, так же как и отсутствуют мероприятия по повышению эффективности очистных сооружений (п. 8.2.1 заключения).
В своих возражениях администрация Спасского муниципального района подтвердила, что только 25% начисленной амортизации используется на инвестиционные цели, 25% - на текущие нужды, остальное переходит на последующие годы, что не может рассматриваться как финансовое нарушение.
Данное возражение не принимается судом во внимание, поскольку противоречит установленному статьей 3 Закона № 210-ФЗ принципу возмещения затрат только при условии их связи с реализацией производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, когда тарифы устанавливаются в целях обеспечения финансовых потребностей организации, необходимых для реализации их программ. Реализация указанного принципа имеет целью не допустить ситуации, когда на потребителей услуг могут быть возложены завышенные тарифы с целью компенсации всех затрат неэффективной деятельности организаций коммунального комплекса.
По статье затрат "Электроэнергия" предлагаемая МУП "Спасские очистные сооружения" сумма расходов составляла 4723,60 тыс. руб., утвержденная сумма составила 4889,40 тыс. руб.
При этом из служебной записки сотрудника администрации Спасского муниципального района от 17.11.2008 усматривается, что при изменении данных расходов администрацией учтен только предельный индекс роста тарифа на покупку электроэнергии. Из указанного документа не усматривается, что расчет затрат базировался на составе электрооборудования, его потребляемой мощности, режиме работы оборудования, на действующей в период обращения за установлением тарифа ставки платы за электроэнергию. Из представленной справки МУП "Спасские очистные сооружения" следует, что расчет произведен на основе фактических данных за 2009 год. При утверждении тарифа не обоснованы и документально не подтверждены мощность и загрузка турбокомпрессора, не обоснована документально техническая необходимость потребления максимальной мощности турбокомпрессора в 160 кВт согласно паспортным данным электродвигателя при том, что, как пояснили представители МУП "Спасские очистные сооружения", объем пропускаемых через новые очистные сооружения стоков (720,3 куб. м в сутки) значительно ниже проектного (1400 куб. м в сутки), то есть производительность очистных сооружений ниже проектной. Таким образом, при включении в тариф данных затрат не соблюден принцип эффективности функционирования организаций коммунального комплекса за счет снижения производственных затрат.
По статье затрат "Заработная плата с отчислениями" экспертом сделан вывод о некорректности обоснования затрат на оплату труда. Представленные эксперту штатные расписания на 2009 год не утверждены руководителем предприятия. В расчете затрат отсутствует обоснование потребности в трудовых ресурсах со ссылкой на критерии определения состава, квалификации и численности работников, в качестве которых должны использоваться проектные (технические) документы на очистные сооружения, таковые документы не представлены и не были положены в основание расчета утвержденного тарифа. Таким образом, не представлено технического обоснования необходимости наличия в штате именно той численности сотрудников, которая предусмотрена штатным расписанием.
Экономически не обоснованы суммы затрат по статьям "ГСМ" и "Содержание транспорта" соответственно 254,5 тыс. руб. и 48,2 тыс. руб., тогда как предлагаемые МУП "Спасские очистные сооружения" суммы затрат составляли 231,4 тыс. руб. и 37,3 тыс. руб. В обоснование затрат не определен состав, объем, интенсивность перевозок, вид и износ транспортных средств. В связи с этим не обоснована сумма потребностей в горюче-смазочных материалах и в содержании транспортных средств, определяемых исходя из характера и объема транспортных услуг, состояния транспортных средств.
Сумма затрат на "Проведение АВР" (аварийно-восстановительных работ) в предлагаемом расчете затрат отсутствовала, в утвержденном расчете составила 445,10 тыс. руб. Данная сумма экономически не обоснована. Из служебной записки от 17.11.2008 усматривается, что данные затраты обосновывались проведением пуско-наладочных работ и возможных аварийно-восстановительных работ. Эксперту представлен перечень аварийно-восстановительных работ. Однако, данные затраты в производственную программу МУП "Спасские очистные сооружения" не включены как мероприятия по повышению эффективности очистных сооружений, финансирование затрат по которым производилось бы за счет амортизационных отчислений. Не обоснована техническая необходимость замены и ремонта указанного в перечне оборудования и объектов со ссылкой на характер дефектов и их влияние на производственный процесс.
Сумма затрат по статье "Услуги по обслуживанию электрохозяйства" в предлагаемом МУП "Спасские очистные сооружения" расчете составляла 15,0 тыс. руб., в утвержденном - 43,5 тыс. руб.
Утвержденная сумма затрат не обоснована в связи с отсутствием указания на конкретное электрооборудование, подлежащее профилактическому испытанию со ссылкой на техническое или нормативное обоснование обязательности испытания.
Оценив представленные администрацией Спасского муниципального района и МУП "Спасские очистные сооружения" расчеты затрат на 2009 год, документы, их обосновывающие, заключение экспертизы по вопросу экономической обоснованности затрат, пояснения эксперта, объяснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности администрацией Спасского муниципального района экономической обоснованности тарифа на биологическую очистку стоков, утвержденного администрацией.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд считает, что в оспариваемой части постановление администрации Спасского муниципального района не соответствует требованиям статьи 3, части 2 статьи 5, статьи 9 Закона № 210-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, Арбитражный суд считает, что заявленное требование ОАО "Спасский кожевенный завод" подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемая часть Постановления от 29.05.2009 № 394 не соответствует федеральному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины и по проведению экспертизы относятся на администрацию Спасского муниципального района.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Признать недействующим пункт 1 Постановления главы администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области от 29.05.2009 № 394 "О внесении изменений в Постановление главы администрации района от 25.11.2008 № 1075" в части установления тарифа для МУП "Спасские очистные сооружения" на биологическую очистку стоков в отношении предприятий муниципального образования - Спасский район в размере 36,90 руб. за куб. м без НДС, как несоответствующий Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
2. Взыскать с администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области в пользу открытого акционерного общества "Спасский кожевенный завод" судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 руб. и расходы по проведению экспертизы в сумме 88500 руб.
3. Решение вступает в законную силу с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный Арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в течение месяца со дня его вступления в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru