РЕСПУБЛИКА ТЫВА
МЭРИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2010 г. № 622
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО
ПАСПОРТА Г. КЫЗЫЛА ЗА 2009 ГОД
В целях мониторинга показателей социально-демографической ситуации в г. Кызыле и формирования эффективной муниципальной социальной политики постановляю:
1. Утвердить Социальный паспорт
г. Кызыла за 2009 год.
2. Структурным подразделениям мэрии г. Кызыла руководствоваться показателями Социального паспорта г. Кызыла за 2009 г. при проведении расчетно-аналитических работ и прогнозирования стратегических направлений развития г. Кызыла.
3. Отделу по связям со средствами массовой информации и общественностью мэрии г. Кызыла (Сундуй А.В.) опубликовать Социальный паспорт г. Кызыла за 2009 год в средствах массовой информации для широкого использования.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя мэра г. Кызыла по социальной и информационной политике Волгину Л.Л.
Мэр г. Кызыла
В.ХОВАЛЫГ
Далее по тексту документ приведен в соответствии с оригиналом.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социальный паспорт г. Кызыла является кратким сводом статистической информации, представленной на основе данных государственной статистики, данных федеральных министерств и ведомств, а также муниципальных ведомств и организаций.
Составление Социального паспорта города Кызыла обусловлено необходимостью осуществления программного планирования развития города, мониторинга основных социальных показателей, отражающих эффективность социальной и экономической политики. Социальный паспорт г. Кызыла состоит из 11 разделов и содержит в себе основные демографические показатели, отражает в разрезе структуру населения по различным категориям, структуру семей г. Кызыла, основные показатели по образованию, здравоохранению, уровню преступности и так далее. Социальная картина отражает сильные и слабые места в развитии социальной сферы и позволяет выстраивать правильную стратегию развития социальной политики города.
В составлении социального паспорта г. Кызыла были использованы данные ФСГС "Тывастат", Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла, Департамента по образованию и молодежной политики мэрии г. Кызыла, Управления Пенсионного фонда в г. Кызыле, Министерства образования, науки и молодежной политики РТ, отдела ЗАГС по г. Кызылу, городского Центра занятости населения, УВД г. Кызыла и других организаций и ведомств.
По данным "Тывастата" по г. Кызылу численность населения на 01.01.2010 составляет 108,3 тыс. чел. - это составляет 1/3 или 35,1% от численности населения Республики Тыва. В результате миграции из кожуунов республики часть населения не имеет регистрации в г. Кызыле, в связи с чем неофициальная численность населения города значительно выше, что создает жилищные проблемы, проблемы в образовании и медицинском обслуживании населения города.
Динамика демографических показателей за период с 2008 по 2009 год говорит о том, что произошло увеличение рождаемости (на 1 промилле) и снижение смертности (на 0,4 промилле), за счет чего естественный прирост увеличился с показателя 9,5 до 10,9 на 1000 жителей (8,9 на 1000 жителей в 2008 г.). Однако произошло увеличение младенческой смертности с 8,2 в 2008 г. до 11,4 в 2009 г. В целом это связано с увеличением врожденных патологий у детей, наличием хронических заболеваний у матерей, около трети смертей обусловлены механической асфиксией. Рождаемость и естественный прирост населения города, как и республики в целом, остается высоким, что связано со стабилизацией и улучшением социально-экономического положения в обществе, а также реализацией ФЗ от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", который предусматривает увеличение гарантированных выплат на детей, а также средств, предусмотренных по сертификату на "Материнский капитал".
По данным отдела ЗАГС в г. Кызыле 60% детей рождаются матерями, не состоящими в браке. По сравнению с 2008 г. число рождений у матерей, не состоящих в браке, увеличилось с 1533 до 1735 чел. Эта тенденция отражает представление молодых людей о том, что вначале можно пожить без официальной регистрации брака, а затем, убедившись в том, что они подходят друг другу, можно заключить брак.
Произошло снижение рождения детей у матерей, не достигших возраста 18 лет, с 65 до 58 соответственно.
В половозрастном составе населения преобладают женщины - 54,2%, однако, в детском и подростковом возрасте соотношение лиц мужского и женского пола примерно равно, в трудоспособном возрасте этот разрыв увеличивается (мужчин - 33,7, женщин - 37,8 тыс. чел.), в возрастной группе старше трудоспособного возраста численность мужчин и женщин резко диспропорциональна, соответственно 2,8 и 7,9 тыс. чел. Город Кызыл выделяется относительно низкой долей лиц старше трудоспособного возраста 10,8 тыс. чел. долгожителей, старше 90 лет в Кызыле насчитывается 73 человека, из них 65 женщин и 8 мужчин.
Демографическая нагрузка на трудоспособное население составляет 508 чел. на 1000 человек, где высока доля детей в возрасте от 0 до 15 лет (355 чел). Кроме того, демографическая нагрузка на работающее население увеличивается за счет безработицы и нетрудоспособных инвалидов, доля которых в количестве неработающих пенсионеров составляет 42,2%. Произошло значительное снижение доли неработающих пенсионеров в общем числе пенсионеров с 15,8 тыс. чел. в 2008 г. до 10, 5 тыс. в 2009 г.
В общем количестве населения города дети составляют 31% (31562 человека), в возрастной структуре ведущее место занимают дети в возрасте от 8 до 13 лет - 8024 чел., что составляет четверть детского населения. Через 5 - 7 лет данная возрастная категория перейдет в категорию лиц трудоспособного возраста, и тогда в городе увеличится потребность в новых рабочих местах и местах в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
В разделе 2.4
и 2.5
Социального паспорта г. Кызыла отражена структура населения г. Кызыла с особым статусом, из которого видно, что число пенсионеров составляет 19202 чел., из них работающих 8653 чел. (33%). Остальную часть (67%) составляют неработающие пенсионеры, нетрудоспособные инвалиды, лица, получающие социальные пенсии. Также отражена численность отдельных категорий лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки. Таким образом, доля социальных выплат составляет ведущую роль в структуре доходов большинства малообеспеченных семей города.
В разделе 6
Социального паспорта г. Кызыла представлена структура семей города, состоящих на учете Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла. Из общей численности семей в г. Кызыле 7618 составляют малообеспеченные семьи, из них многодетные составляют 2518 семей (1574 семьи в 2008 г.), в них детей 8457 (5460 в 2008 г.), что на 944 семьи больше, чем в 2008 году. В связи с увеличением доходов населения, в том числе за счет повышения социальных выплат и валоризации пенсий, снизилось число крайне бедных семей города с 1663 семей в 2008 г. до 1230 семей в 2009 г.
По данным Департамента по образованию и молодежной политики мэрии г. Кызыла идет неуклонное увеличение числа опекунских семей, что связано с увеличением размера опекунских выплат (с 624 в 2008 г. до 702 в 2009 г.). Однако такая форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья в городе Кызыле не получила распространение, в 2007 году была создана одна приемная семья, в 2008 и 2009 годах эта цифра не изменилась.
В разделе 3
отражены данные о численности ДОУ и ОУ в городе, а также охват детей дошкольным и школьным образованием, количество обучающихся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Главной проблемой в дошкольном образовании является нехватка мест в дошкольных учреждениях. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. значительно увеличилось число детей, нуждающихся в устройстве в ДОУ с 5938 детей до 7939 детей соответственно, тем самым охват детей дошкольным образованием снизился с 56% до 36,5%. Из таблицы 3.2
видно, что детей, обучающихся сверхнормы в 2009 г., 2874 человека, что на 350 меньше, чем в 2008 г., особенно перегружена школа № 5.
В столице республики сосредоточены более 1/3 всех медицинских учреждений республики, большинство из них специализированные (49 единиц). Население города, в отличие от жителей кожуунов, имеет возможность получить квалифицированную медицинскую помощь в действующих республиканских и муниципальных учреждениях здравоохранения, так как обеспеченность врачами и младшим медицинским персоналом на 10 тыс. населения выше, чем по республике, в два раза.
Заболеваемость населения так называемыми болезнями "социального неблагополучия" (сифилис и туберкулез) отражена в разделе 6.1
. За 2009 г. число заболевших сифилисом уменьшилось по сравнению с 2008 г. на 27,2% (394 случая против 541). Численность населения, заболевшего впервые туберкулезом, по сравнению с 2008 г. осталась практически на прежнем уровне.
Количество временно отсутствующих граждан на 01.10.2008 представлено в разделе 7
, большую часть из которых составляют студенты, обучающиеся за пределами республики, - 4415 чел.(1249 чел. в 2008 г.), юноши из г. Кызыла, проходящие службу в рядах Вооруженных сил России, составляют 637 чел. (385 чел. в 2008 г.), осужденные граждане, зарегистрированные в г. Кызыле и содержащиеся в исправительных учреждениях составляют 650 чел. (596 чел. в 2008 г.). Все представленные показатели, по сравнению с 2008 г., имеют тенденцию к увеличению.
Сведения о лицах бомж представлены в разделе 8
по данным Республиканского центра социальной помощи семье и детям с приютом "Поддержка". Данные говорят о том, что около половины из 481 лиц бомж мигрировали в г. Кызыл из кожуунов республики (42%). К бродяжничеству больше склонны мужчины (67,5%), в основном лица трудоспособного возраста (64,4%), и более трети из них не имеют документов, удостоверяющих личность.
В разделе 11
отражена динамика количества зарегистрированных органами внутренних дел преступлений за 2009 г. Анализ показывает, что по сравнению с 2008 г., возросло количество преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, кражей скота, хулиганством, и количество преступлений в общественных местах, в том числе на улицах на 124,3%. Хотя в целом число зарегистрированных преступлений снизилось (на 7 преступлений по сравнению с 2008 г.).
Социальный паспорт г. Кызыла может служить индикатором исполнения комплексной программы социально-экономического развития г. Кызыла до 2015 года, главной целью которой является рост благосостояния жителей, экономического, образовательного, культурного, духовного потенциала, обеспечение безопасности жизни и здоровья человека в городе.
]]>¦из них по отдельным составам ¦ 514 ¦ 558 ¦ 92,1 ¦
¦преступлений: ¦ ¦ ¦ ¦
¦экономические преступления ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦тяжкие и особо тяжкие ¦ 911 ¦ 923 ¦ 98,2 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦убийства и покушение на убийство ¦ 54 ¦ 60 ¦ 90,0 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦умышленное причинение тяжкого вреда ¦ 203 ¦ 177 ¦ 114,7 ¦
¦здоровью ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦разбои ¦ 35 ¦ 50 ¦ 70,0 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦грабежи ¦ 210 ¦ 191 ¦ 109,9 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦изнасилования ¦ 34 ¦ 64 ¦ 53,1 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦аварии со смертельным исходом ¦ 17 ¦ 34 ¦ 50,0 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦хищения чужого имущества - всего, ¦ 628 ¦ 578 ¦ 108,7 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦из них автотранспорта ¦ 18 ¦ 32 ¦ 56,3 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦скота ¦ 16 ¦ 9 ¦ 177,8 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦из квартир ¦ 88 ¦ 94 ¦ 93,6 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦сотовых телефонов ¦ 186 ¦ 176 ¦ 105,7 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦хулиганство ¦ 9 ¦ 8 ¦ 112,5 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦преступления, связанные с ¦ 391 ¦ 400 ¦ 97,8 ¦
¦наркотиками и сильнодействующими ¦ ¦ ¦ ¦
¦веществами ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦преступления, связанные с незаконным ¦ 2 ¦ 2 ¦ 100 ¦
¦оборотом оружия ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦преступления, совершенные ¦ 145 ¦ 158 ¦ 91,8 ¦
¦несовершеннолетними ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦Из общего числа зарегистрированных ¦ 603 ¦ 501 ¦ 120,4 ¦
¦преступлений преступления в ¦ ¦ ¦ ¦
¦общественных местах, ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+
¦в том числе на улицах ¦ 425 ¦ 342 ¦ 124,3 ¦
+-------------------------------------+--------+---------+------------+