Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

ДОКЛАД

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
В 2009 ГОДУ

"Равенство прав не в том,
что все ими пользуются, а в том, что они
всем предоставлены".
Сенека

СЛОВО ОТ УПОЛНОМОЧЕННОГО

"Жизнь - цепь, а мелочи в ней звенья.
Нельзя звену не придавать значение". XX

В сфере защиты прав граждан общими усилиями на территории Мордовии за прошедший 2009 год сделано немало практических шагов. Этому способствует целенаправленная политика Главы республики Меркушкина Н.И., Государственного Собрания и Правительства учитывать интересы человека, повышать качество жизни людей, обеспечивать безусловный приоритет прав личности.
Происходящие в регионе практически во всех сферах жизни позитивные изменения свидетельствуют о скоординированной работе органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Достижением последних лет является то, что о правах и свободах человека стали говорить больше и публично, а главное - о них стали знать жители республики.
Вместе с тем, приходится констатировать, что у нас не изжита практика реагирования на факт уже совершенного нарушения прав человека и работы с его последствиями. Хотелось бы наоборот: всеми силами нарушение предотвращать. Для этого намеченные мероприятия и предписанные действия должны выполняться всегда и в полном объеме. Неосуществленные обещания чиновника сделать лучше или вести себя лучше для правового общества не приемлемы.
Хотя становление правового государства - процесс длительный, надо стремиться к тому, чтобы Конституция страны стала элементом реальной жизни. А для этого необходимо постоянно работать над совершенствованием законодательной базы жизнедеятельности, стремясь и стараясь оптимизировать соотношение между нормами законодательства и их реальным воплощением, между должным и сущим. При этом нужно говорить не только о защите, но и о реализации прав человека.
Для того, чтобы права и свободы действительно определяли смысл, содержание и применение законов в деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и могли обеспечиваться правосудием, понадобится время. Длительность этого временного отрезка зависит от многих, в том числе и от института Уполномоченного по правам человека. В конце концов, есть высший критерий оценки деятельности всех - это то, как живут люди и продолжительность их жизни.
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности до 2020 года" определены национальные интересы страны на долгосрочную перспективу, включающие развитие демократии и гражданского общества. Встретившись в ноябре 2009 г. с правозащитниками на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Медведев Д.А. отметил, что вскрывать изъяны российской действительности, указывать власти на проблемы - прерогатива собравшихся.
Являясь частью гражданского общества, государственный правозащитный институт осуществляет одну из важнейших функций демократического правового государства по обеспечению государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Существуя в Республике Мордовия три года, он, судя по обращениям граждан, завоевал прочную необходимость и авторитет у населения и стал индикатором положения с правами человека, ежегодно информируя об их соблюдении на территории субъекта. Его задача - не допускать произвола бюрократии, не позволять ей заменять высокие нормы права, так называемым позвоночным правом, служить делу, а не лицам, закону, а не чиновничьей тирании, выдаваемой за целесообразность.
В целях осуществления государственной защиты прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный в соответствии со своей компетенцией способствует:
1) восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
2) совершенствованию законодательства Республики Мордовия в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) правовому просвещению в сфере прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;
4) взаимодействию государственных органов Республики Мордовия в сфере прав и свобод человека и гражданина и их защиты;
5) межрегиональному сотрудничеству в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
Изложенные вопросы компетенции деятельности Уполномоченного отражены в настоящем ежегодном докладе через призму проблем, обозначенных гражданами посредством устных и письменных обращений, выявленных по собственной инициативе и обнаруженных в ходе деятельности по развитию института омбудсмана в республике.
В нем, кроме того, использованы предложения и видения министерств и ведомств республики по устранению недостатков в части их собственных полномочий в сфере защиты прав человека и гражданина.
Уполномоченный благодарит всех руководителей, направивших в его адрес информации, отчеты и т.д., и надеется, что в будущем круг активных участников мониторинга расширится.

КТО И О ЧЕМ ПИСАЛ УПОЛНОМОЧЕННОМУ

Наиболее объективный индикатор реально существующих в обществе проблем - обращения граждан. Процесс их рассмотрения является одним из главных в реализации Уполномоченным своих контрольных функций. Именно они, а также информация о фактах нарушений прав и свобод граждан, приводит в движение целостный механизм защиты прав человека.
В прошедшем году в Аппарат Уполномоченного по правам человека поступило 654 обращения. Это на 9% больше, чем за 2008 г. и в два с лишним раза по сравнению с 2007 г. (293).
Анализ тематики обращений позволил выявить те стороны жизни, где нарушения происходят чаще всего (см. таблицу № 1).

Таблица № 1

+-------------------------+---------------+---------------+---------------+
¦     Тема обращения      ¦  Письменные   ¦    Устные     ¦ Всего, в т.ч. ¦
¦                         ¦               ¦               ¦ рассмотрено с ¦
]]>
Из Послания Президента РФ Медведева Д.А.,
ноябрь 2009 г.

В нашей стране любое упоминание о каких-либо правилах вызывает у большинства людей негативную реакцию. Какие бы законы не принимались, люди с трудом верят в то, что с ними обойдутся честно и справедливо. Такая же реакция и у многих чиновников. Проще говоря, налицо правовой нигилизм.
Правовой нигилизм назвал бы патологией правового сознания, обусловленной состоянием общества. Его негативные тенденции, в основном, проявляются в нормотворческой деятельности всех уровней законодательной и исполнительной власти. В то же время продолжают поражать масштабы правовой безграмотности населения.
Уполномоченный, отвечая на вопрос: "Что реально поможет побороть проявления правового нигилизма в целом?", считает, что пути его преодоления должны быть разнообразны. Это, в первую очередь, совершенствование всего процесса нормотворчества; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения. Все названное, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улучшения состояния правовой культуры общества. А она (правовая культура) необходима и государственному чиновнику, и рядовым гражданам.
Наше общество еще не имеет традиции безусловного уважения прав человека. Независимо от того, жизнь ли так российская устроена или мозги наши, выход один - все должны обучаться правовой культуре. Повышение ее уровня способствует соблюдению прав человека.
Чтобы изжить иждивенчество, пассивность, чтобы граждане не получали деньги, а их зарабатывали, в обществе должны быть социально активные люди. Таковыми их нужно готовить. Для этого также необходима правовая просвещенность.
Содействие правовому просвещению является одной из задач омбудсмана. Выполняя требования законодательства, подготовлено значительное количество материалов по актуальным вопросам реализации прав граждан, которые озвучены Уполномоченным в виде многочисленных докладов и выступлений на различных, в том числе и международных, мероприятиях.
С прошедшего года ежегодные и специальные доклады размещаются в правовых системах "Гарант" и "Консультант плюс". Кроме того, они доступны читателям ГУК "Национальная библиотека им. А.С.Пушкина", с которым Уполномоченным в июле 2009 г. заключено Соглашение об информационном обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина. Впереди осуществление проекта создания при библиотеках, как республиканской, так и районных, центров правовой информации.
В целях правового просвещения населения с 2009 г. ежегодный доклад Уполномоченного о соблюдении прав и свобод человека и гражданина размещается не в приложении газеты "Известия Мордовии", а на ее страницах.
Имели продолжение встречи со студентами Средне-Волжского филиала Российской академии Минюста России. В прошедшем году по инициативе Уполномоченного и Управления Минюста России по РМ на базе этого учебного заведения проведен "Круглый стол" на тему "Институты гражданского общества и их роль в преодолении правового нигилизма и противодействии коррупции", где Уполномоченный выступил с информацией. В 2009 г. на базе Аппарата Уполномоченного студенты проходили преддипломную практику.
Расширилось сотрудничество с другими ВУЗами республики. Заключено Соглашение о взаимодействии с юридическим факультетом МГУ им. Н.П.Огарева. В рамках этой договоренности студенты 2 - 3 курса также проходят практику в Аппарате Уполномоченного, а Уполномоченный участвовал в "Круглом столе" по вопросам международного права, проводимом этим учебным заведением, выступив с информацией на тему "Опыт взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия с международными организациями".
При отсутствии собственного печатного издания Уполномоченным Мордовии совместно с территориальным УФСИН с 2008 года издается и бесплатно распространяется журнал "Дубрава". Вышел его второй номер. На его страницах, кроме УФСИН РФ по РМ и Уполномоченного, опубликован материал Управления Минюста России по РМ. Расширяя таким образом информационную площадку, Уполномоченный убежден, что и другие правоприменительные ведомства используют ее.
Верховный суд и юридический факультет Мордовского государственного университета выпустили первый номер журнала "Правосудие". Думается, что редколлегия этого журнала пригласит на его страницы и других правоведов.
Работая в данном направлении, Уполномоченный предложил юридическому сообществу республики рассмотреть вопрос об учреждении собственного печатного издания, что также скажется на информированности населения. А всем есть что сказать!
В российском масштабе плодотворно функционирует Ассоциация юристов, имеющая филиалы в большинстве субъектов. Ее приоритетными задачами являются просвещение, правовая помощь населению и участие в экспертизе законов. В Мордовии только планируется создание такого объединения.
В прошедшем году заметно активизировалась деятельность органов власти и местного самоуправления, СМИ и других структур по развитию правового просвещения населения.
Взаимодействие со средствами массовой информации Уполномоченный считает наиболее важным моментом. Если юридические клиники работают с аудиторией, которая уже нуждается в конкретной помощи, то СМИ способны донести гражданам не только информацию об их правах в целом, но и о правовых способах решения проблем до их возникновения, то есть составить задел знаний для будущего.
В декабре истекшего года Уполномоченный принял участие в заключительных мероприятиях по итогам месячника правового воспитания, проводимого в г. Ульяновске. Изучил наработанный опыт соседнего региона. Выступил с информацией на заданную тему.
Все изложенное вместе с личными консультациями Уполномоченного и сотрудников Аппарата, выездными приемами граждан позволяет повысить доступность юридической помощи в самых разных видах.
Имеющийся в этом направлении вакуум в масштабах республики можно преодолеть общими усилиями судебных, правоохранительных и иных органов государственной и исполнительной власти, средств массовой информации и, в обязательном порядке, при участии всех институтов гражданского общества посредством четко обозначенных и проводимых мероприятий по данной тематике.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Согласно Указу Главы РМ от 20.01.2010 № 8-УГ 2010 год объявлен в республике Годом единения и созидания. Цель правового документа - консолидация деятельности институтов гражданского общества, органов власти и бизнеса, направленная на сохранение общественного согласия, повышение качества жизни населения.
По сути, это производство продолжающегося в республике переустройства на основе ценностей и институтов гражданского общества. Стремление к максимальному обеспечению гарантий государственной защиты, соблюдению и уважению прав и свобод человека должно иметь комплексный характер с привлечением всех заинтересованных органов и организаций, государственных и общественных институтов, средств массовой информации.
Действительно, только гражданин, не обделенный правами, гарантированными ему Конституцией и международными конвенциями по правам человека, обладающий соответствующими знаниями и уверенный в своей правоте, способен модернизировать экономику и двигаться в направлении создания гражданского общества.
"Если во всем помогать человеку, то будет результат. А если не помогать, то ничего не получится" - сказал в Послании Государственному Собранию Мордовии Глава республики Меркушкин Н.И. в ноябре 2009 г.
Это то основное, на что должны ориентироваться в своей деятельности властные структуры и их должностные лица.
Уполномоченный обращает внимание государственных, законодательных и исполнительных органов республики на следующие проблемные вопросы:
1. Несоответствие требованиям законодательства учета граждан, нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в непригодном для проживания жилых помещениях и т.д.), а также граждан, относящихся к категории "молодая семья";
2. Не обеспечение информирования населения о предполагаемых сроках отселения граждан из помещений, признанных ветхими, аварийными или непригодными для проживания;
3. Отсутствие единых сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленное жилье и нуждающихся в нем;
4. Трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
5. Оказание отдельным категориям граждан бесплатной юридической помощи.
6. Длительная задержка функционирования Центра социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений.
7. Отсутствие алгоритма действий соответствующих органов, учреждений и служб по раннему выявлению неблагополучия в семье и социального сиротства.
8. Отслеживание судеб детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после пребывания их в интернатных образовательных учреждениях.
9. Ненадлежащая организация функционирования "школьных автобусов" (медицинский осмотр водителей, парковка, техническое обслуживание и т.д.).
10. Обеспечение надлежащего контроля за деятельностью органов опеки и попечительства.
Представив настоящий Доклад, Уполномоченный выражает надежду, что и другие обозначенные проблемы, а также приведенные в нем конкретные факты будут предметом изучения с целью принятия мер, обеспечивающих восстановление нарушенных прав граждан.

Уполномоченный по правам человека
в Республике Мордовия
Ю.ЯСТРЕБЦЕВ
30 марта 2010 г.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru