Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2007 г. по делу № А21-2860/2007

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2007 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Сычевской
Судей Гениной С.В., Гурьевой И.Л.
при ведении протокола судебного заседания судьей Сычевской С.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "СИББАЛТ"
к Правительству Калининградской области
о признании недействующим постановления Администрации Калининградской области от 10.01.2003 года № 7 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калининградской области" в части утверждения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 39:15:14-18-01
третьи лица:
- ООО "НЦЭС Балтэкспертиза"
- УФА кадастра объектов недвижимости по Калининградской области
- Мэрия г. Калининграда
- ООО "Геоид"
при участии:
от заявителя - Бадьялов В.В. по паспорту; Медведев А.В. по доверенности
от Правительства К/О - Гудзарик А.А. по доверенности
от ООО "Геоид" - Скляров С.Б. по доверенности

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СИББАЛТ" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным) о признании недействующим постановления Администрации Калининградской области от 10.01.2003 года № 7 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калининградской области" в части утверждения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 39:15:14-18-01 в связи с ненадлежащим опубликованием (нарушением порядка опубликования приложений № 1-8 постановления) и незаконным ввиду несоответствия законам РФ и иным нормативным правовым актам РФ, представлены письменные пояснения по заявленным требованиям.
Ответчик требования не признает, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ООО "Геоид" поддерживает позицию ответчика, считает заявленные требования необоснованными.
ООО "НЦЭС "Балтэкспертиза", Мэрия г. Калининграда, УФА кадастра объектов недвижимости по Калининградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей не направили, дело рассмотрено в отсутствие их представителей, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судом установлено следующее.
Общество приобрело по договору купли-продажи от 11.08.2005 года № 11/08 у ООО "Канопус" земельный участок с кадастровым номером 39:15:14-18-01:0023, общей площадью 7 745 кв. м по цене 1 310 473 рубля. Этот земельный участок входил в состав земельного участка с кадастровым номером 39:15:14-18-01:0015, общей площадью 15 344 кв. м, приобретенного ООО "Канопус" на аукционе 21.12.2004 года по цене 1 522 777 рублей.
Общество, в целях контроля за правильностью исчисления налоговой базы и правильностью уплаты налогов, привлекло по договору от 03.11.2006 года независимого оценщика ООО "НЦЭС "Балтэкспертиза" для определения рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, принадлежащего Обществу.
Результатом произведенной оценки явился отчет оценщика от 14.11.2006 года, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:15:14-18-01:0023 выразилась в следующих величинах:
- на момент покупки 11.08.2005 года рыночная стоимость земельного участка составила сумму 1 676 800 рублей;
- на момент составления отчета от 03.11.2006 года рыночная стоимость земельного участка составила сумму 2 160 000 рублей.
Таким образом, производя сравнение произведенной кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу, принятой налоговой инспекцией для исчисления налоговой базы по земельному налогу (38 365 632 рубля), произведенной на основании утвержденных постановлением Администрации Калининградской области от 10.01.2003 года № 7 приложений № 1-8 и величины выкупной и рыночной стоимости (на момент покупки и на дату составления отчета оценщика) данных земельного участка, эта разница, в первом случае составляет 29,28 раза (38 365 632/1 310 473), во втором случае 22,88 раза (38 365 632/1 676 800), в третьем случае - 17,76 раза (38 365 632/2 160 000).
Заявитель считает, что установленная кадастровая стоимость на вышеуказанные земельные участки оказалась не приближена к рыночной, а многократно завышена. Заявитель указывает, что, устанавливая явно завышенную, многократно выше рыночной кадастровую стоимость земельных участков, которыми пользуется Заявитель, нарушены права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности и возложены на Заявителя не исполнимые финансовые обязательства, так как в результате этих действий многократно увеличивается налог на земельные участки.
Заявитель указывает, что оспариваемое постановление не опубликовано в установленном законом порядке, следовательно, не подлежит применению.
Общество обращалось с настоящим заявлением в Калининградский областной суд.
Определением Калининградского областного суда от 23.01.2007 года Обществу отказано в принятии заявления об оспаривании постановления администрации Калининградской области от 10.01.2003 года № 7 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калининградской области", поскольку, оспариваемый акт не является нормативным и разрешается в ином судебном порядке.
В связи с вышеуказанным, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Судебная коллегия считает, что оспариваемое заявителем в части постановление администрации Калининградской области № 7 от 10.01.2003 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений" относится к числу нормативных правовых актов по следующим критериям: во-первых, названным актом утверждены показатели кадастровой стоимости земель поселений, куда входят земельные участки, принадлежащие неопределенному кругу лиц, во-вторых, результаты кадастровой оценки имеют длительный срок действия (пересмотр результатов кадастровой оценки согласно постановлению Правительства РФ № 206 от 11.04.06 г. допускается не реже чем один раз в пять лет и не чаще чем один раз в три года), следовательно, для целей налогообложения применяются многократно.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 945 от 25.08.99 г. "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утвердить ее результаты.
В силу п. 4 ст. 17 Закона № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Таким образом, утверждение результатов кадастровой оценки земель в форме нормативного правового акта, прямо предусмотрено вышеуказанными законодательными актами.
В соответствии с части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что опубликование оспариваемого постановления без приложений не является нарушением вышеназванного конституционного принципа, поскольку в отношении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений законом установлен иной, специальный порядок их опубликования.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщика в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
Комитет муниципального имущества г. Калининграда в газете "Гражданин" за 13-19 апреля 2006 г. № 42/43 (932/933) разместил сообщение о том, что информацию о кадастровой стоимости земельных участков по результатам проведенной в г. Калининграде государственной кадастровой оценке земель можно получить в Калининградском территориальном (межрайонном) отделе Управления Роснедвижимости по Калининградской области по адресу: г. Калининград, ул. 9 Апреля, каб. 606.
Кроме того, в 2005 году результаты государственной кадастровой оценки земель Российской Федерации в виде нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и отдельного блока "Интерактивная кадастровая карта" размещены на официальном сайте Роснедвижимости - http://www.kadastr.ru.
В журнале "Кадастровый вестник" № 3, 2006 год - официальном печатном издании ФАКОН также была размещена информация по поиску кадастровой стоимости земельных участков.
Такой порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель поселений обусловлен большим объемом информации (объем томов с 1 по 8 содержит более 1500 страниц), размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно.
Поскольку утверждение УПКСЗ состоялось самим нормативным актом, оснований считать результаты кадастровой оценки земель неопубликованными, у суда не имеется.
Суд установил, что оспариваемое постановление принято надлежащим органом - администрацией Калининградской области, правопреемником которой в настоящее время является Правительство, полномочия которого по утверждению результатов кадастровой оценки земель поселений установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.99 № 945.
Суд проверил и отклонил как необоснованный довод заявителя о неверном, с нарушением действовавшего на тот момент порядка, расчете УПКСЗ.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Рыночная стоимость в данном случае применена быть не может, поскольку нормативные акты в развитие положений пункта 3 статьи 66 того же Кодекса не приняты и в законодательстве Российской Федерации не определен процент, который составляет кадастровая стоимость от рыночной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.99 № 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" в целях обоснования налогообложения в 2002 году на территории Калининградской области была проведена государственная кадастровая оценка земель (далее - ГКОЗ) поселений Калининградской области. Генеральным подрядчиком работ по оценке земель выступило ООО "Геоид". Возможность привлечения к названным работам лиц, имеющих лицензию на осуществление оценочной деятельности, предусмотрена в постановлении от 08.04.2000 № 316. Результаты ГКОЗ поселений Калининградской области 25.10.2002 были согласованы комиссией, образованной постановлением администрации Калининградской области от 18.07.2001 № 267 "О государственной кадастровой оценке земель Калининградской области", а также Федеральной службой земельного кадастра России (далее - Росземкадастр), и рекомендованы к утверждению в установленном порядке. Письмо руководителя Росземкадастра № СС/1108 от 09.12.2002 имеется в материалах дела.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, результаты работ по ГКОЗ поселений утверждены постановлением администрации Калининградской области от 10.01.2003 № 7.
Суд установлено, что ни законами Российской Федерации, ни законами Калининградской области, ни иными правовыми актами не предусмотрена обязанность комиссии перепроверять результаты кадастровой оценки.
Работы по ГКОЗ поселений Калининградской области проведены в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 № П/337 (далее - Методика). В письме Министерства юстиции Российской Федерации от 25.11.2002 № 07/11041-ЮД указано, что Методика не нуждается в государственной регистрации.
Методикой предусмотрено использование специального программного обеспечения. Специальное программное обеспечение "Государственная кадастровая оценка земель поселений" выполнено в 2001 году Нижегородским Информационным Центром "Реформа". Программный комплекс прошел государственные испытания, сертифицирован Росземкадастром и установлен в каждом территориальном органе Росземкадастра, в том числе и в Управлении Роснедвижимости. Методика и названное программное обеспечение составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земель поселений.
Согласно пункту 1.2 Методики она разработана для определения удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений в целом и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель. Удельные показатели кадастровой стоимости земель служат основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков.
При проведении государственной кадастровой оценки земель поселений по Методике для целей налогообложения предусмотрено определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала в зависимости от численности населения и видов функционального использования земель, а не оценка конкретных предоставленных определенным гражданам или организациям земельных участков. Суд правильно указал, что поскольку не существует механизма расчета удельного показателя кадастровой стоимости отдельно взятого участка, перерасчет кадастровой стоимости отдельно взятых участков, принадлежащих Обществу, не может быть произведен.
Судом установлено, что при проведении кадастровой оценки земель поселений области учитывались анализ рыночной цены недвижимости, информация риэлторских и оценочных фирм, средств массовой информации, данные технических учетов, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Необходимо отметить, что в полномочия арбитражного суда при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта в силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит проверка методов оценки и порядка расчета УПКСЗ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что основания для удовлетворения заявленных требований Общества отсутствуют.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований ООО "Сиббалт" отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в арбитражный суд кассационной инстанции в месячный срок.

Председательствующий
С.Н. Сычевская

Судьи
С.В. Генина
И.Л. Гурьева



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru