Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2009 г. по делу № А23-3291/09А-3-157

Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2009 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Носовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Калужской области
к обществу с ограниченной ответственностью "СФЕРА", с. Барятино Калужской области, о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - старшего инспектора Понамарева С.А. на основании доверенности от 12.08.2009 № 99/3051, удостоверение,

установил:

Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Калужской области обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СФЕРА" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении КЖ № 021808/901 от 28.07.2009.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил привлечь ООО "СФЕРА" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявил ходатайство о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток (л.д. 67).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Письмом от 04.09.2009 директор ООО "СФЕРА" просила приостановить производство по настоящему делу на основании пункта 4 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с ее нахождением в лечебном учреждении, что подтвердила документально (л.д. 65-66).
В силу пункта 4 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае нахождения гражданина, являющегося лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или длительной служебной командировке.
В указанных случаях суд самостоятельно разрешает вопрос о необходимости приостановления производства по делу при наступлении указанных в статье обстоятельств.
Нахождение директора ООО "СФЕРА" Базиной Л.Ф. в лечебном учреждении не является основанием для приостановления производства по делу, поскольку лицом, привлекаемым к административной ответственности является юридическое лицо - ООО "СФЕРА", а не директор общества, как должностное лицо. В случае длительного отсутствия директора функции по представлению интересов юридического лица может осуществлять лицо, исполняющее обязанности директора, или уполномоченное им лицо. Ранее ходатайство ответчика об отложении дела удовлетворялось, и судебное разбирательство в связи с болезнью директора откладывалось. Более того, к моменту рассмотрения настоящего заявления срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истекает, что в случае приостановления производства по делу будет являться обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В ранее представленном отзыве ООО "СФЕРА" требования заявителя не признало, указывая на допущенные процессуальные нарушения при проведении проверки, что по мнению лица, привлекаемого к административной ответственности, является существенным нарушением и должно повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований (л.д. 52-53).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СФЕРА" зарегистрировано в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер в едином государственном реестре юридических лиц 1044002601280 и осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 03.03.2005 № 99-02-003507 сроком действия до 03.03.2010 (л.д. 28, 26-27).
Как следует из материалов дела, 08.07.2009 на основании рапорта, старшим инспектором Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Калужской области капитаном милиции Понамаревым С.А. проведена проверка в аптеке ООО "СФЕРА", расположенной по адресу: с. Барятино Барятинского района Калужской области, ул. Елкина, д. 2.
В ходе проверки, установлено, что 08.07.2009 в данной аптеке ООО "СФЕРА" допустило реализацию лекарственных препаратов: 2 упаковок Амоксициллина 10 таблеток по 0,25 гр., серия № 1571108, 1 упаковки Аскорина экспекторанта сиропа отхаркивающего средства, сироп от кашля, емкостью 100 мл, серия № 3888091, без рецепта врача.
По данному факту составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.07.2009, акт покупки от 08.07.2009, отобраны объяснения у Полозовой Т.А., работающей фармацевтом в данной аптеке, протокол изъятия вещей и документов от 08.07.2009 (л.д. 9-14). Согласно протоколу изъятия вещей и документов от 08.07.2009 вышеуказанные лекарственные препараты были изъяты.
На основании чего 28.07.2009 в отношении ООО "СФЕРА" в присутствии представителя законного представителя юридического лица - директора ООО "СФЕРА", действовавшего по специальной доверенности от 27.07.2009 по выявленному административному правонарушению (л.д. 30), составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 7).
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтической деятельностью является деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.
В силу пункта 5 указанного Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" пункта 4 данного Положения.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (подпункт "в").
Пунктами 3 и 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" установлено, что правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет данным федеральным органом исполнительной власти. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.
В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, который согласуется с пунктом 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785, установлено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Как установлено судом, лекарственные препараты Амоксициллин и Аскорин экспекторант сиропа отхаркивающего средства, сироп от кашля в Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 № 578, отсутствуют.
Кроме того, в инструкциях по медицинскому применению указанных лекарственных средств и на упаковке в графе "Условия выпуска из аптек" указано - "по рецепту врача".
Факт совершения ООО "СФЕРА" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.07.2009, актом покупки от 08.07.2009, протоколом об административном правонарушении КЖ № 021808/901 от 28.08.2009, объяснениями фармацевта Полозовой Т.А. (л.д. 7-14).
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства, а также представленные в дело доказательства позволяют суду сделать вывод о наличии в действиях ООО "СФЕРА" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проведение проверки, составление протокола об административном правонарушении осуществлено в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией должностных лиц.
Вина ООО "СФЕРА", как условие привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами дела.
Ссылка ответчика на то, что при проведении проверки не присутствовали понятые, а были привлечены после ее проведения для подписания протокола, не может быть принята во внимание, так как согласно пунктам 1 и 2 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях присутствие понятых обязательно лишь в случаях, предусмотренных данным Кодексом. В данном случае привлечение понятых для фиксации выявленного правонарушения нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, так как продажа лекарственных препаратов без рецепта врача была осуществлена до начала осмотра. При наличии других объективных доказательств (в том числе объяснения фармацевта, протокол об административных правонарушениях, изъятые лекарственные препараты) оснований считать правонарушение недоказанным не имеется.
Акт покупки от 08.07.2009 проверяющим составлен на печатной форме, подписан лицом, осуществившем покупку, и фармацевтом аптеки, продавшей лекарственные препараты, без замечаний, ввиду чего данное доказательство соответствует требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Проверив протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы в соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит обоснованными требования заявителя о привлечении ООО "СФЕРА" к административной ответственности по части 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд при назначении административного наказания учитывает характер совершенного правонарушения, а также то, что ответчик ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение - дело № А23-943/09А-9-29 (л.д. 68-72), что в силу положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается как отягчающее административную ответственность обстоятельство. Вместе с тем это недостаточное обстоятельство для применения меры ответственности в виде административного приостановления деятельности общества, доказательств, свидетельствующих о такой необходимости, заявителем не представлено.
Ввиду чего суд считает возможным назначить ООО "СФЕРА" административное наказание в виде административного штрафа в пределах размера, установленного для юридических лиц в части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изъятые в ходе проверки лекарственные препараты, реализованные без рецепта врача, подлежат возврату ООО "СФЕРА".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 169, 170, 181, 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "СФЕРА", расположенное по адресу: Калужская область село Барятино, улица Елкина, дом 2, основной государственный регистрационный номер 1044002601280, к административной ответственности предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 43 000 (сорок три тысячи) рублей со взысканием в доход соответствующего бюджета по реквизитам:
наименование получателя платежа: УФК по Калужской области (УВД Калужской области) ИНН 4028003880 ОКАТО 29401000000
номер счета получателя платежа: 40101810500000010001
наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области
БИК: 042908001 КПП 402801001
наименование платежа: денежные штрафы за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей
код бюджетной классификации: 188 1 16 21030 01 0000 140.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СФЕРА" лекарственные препараты: 2 упаковки Амоксициллина 10 таблеток по 0,25 гр., серия № 1571108, 1 упаковку Аскорина экспекторанта сиропа отхаркивающего средства, сироп от кашля, емкостью 100 мл, серия № 3888091, изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от 08.07.2009 и находящиеся на хранении по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 110, корп. 9.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
М.А.Носова



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru