Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2009 г. по делу № А79-712/2009

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2009 года.
Судья Арбитражного суда Чувашской Республики,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску
Администрации города Чебоксары Чувашской Республики,
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 36
к Министерству финансов Российской Федерации
109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9
в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики,
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 6
о взыскании 11 453 100 руб. 00 коп.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства финансов Чувашской Республики
428000, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 34,
Министерства внутренних дел Российской Федерации,
119049, г. Москва, ул. Житная, д. 16
и Министерства внутренних дел по Чувашской Республике
428000, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 41,
при участии:
от истца: главного специалиста-эксперта отдела претензионной исковой работы правового управления администрации города Чебоксары Т. по доверенности № 29/01-4945 от 30.12.2008 года,
от ответчика: начальника юридического отдела УФК по ЧР К. по доверенности от 19.01.2009 года, главного специалиста-эксперта юридического отдела УФК по ЧР М. по доверенности от 19.01.2009 года,
от третьих лиц: от МВД РФ и по Чувашии: старшего юрисконсульта отделения правового обеспечения МВД по Чувашии С. по доверенностям от 06.05.2009 года и № 1/6 от 11.01.2009 года.
Суд

установил:

Администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее истец) обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее ответчик) в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики о возмещении вреда в размере 11 453 100 руб. 00 коп.
Исковые требования мотивированы следующим. Расходы, предъявленные к возмещению в рамках заявленного иска, возникли у администрации г. Чебоксары вследствие принятия органами государственной власти Российской Федерации Закона "О милиции", гарантирующего улучшение жилищных условий сотрудникам милиции. Согласно справке Финансового управления администрации г. Чебоксары, финансирование мероприятий из федерального бюджета в период с 2006 по 2008 годы на реализацию прав сотрудникам милиции на льготное обеспечение жилыми помещениями согласно статье 30 Федерального закона "О милиции" из федерального бюджета не производилось. При формировании федеральных бюджетов (на 2006 - 2008 годы) не было учтено отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с местными бюджетами в части финансирования расходов по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции. Между тем, все средства, выделенные бюджетом г. Чебоксары в 2006 - 2008 году на исполнение решений судов были израсходованы на предоставление благоустроенных жилых помещений участковым уполномоченным милиции. В 2006 году было исполнено 8 решений судов о предоставлении благоустроенного жилого помещения участковым уполномоченным милиции, в 2007 году - 6 решений судов, в 2008 году - 6 решений судов. Иск заявлен по семи квартирам, предоставленным участковым уполномоченным в течении 2006 - 2008 годов. Предоставленные квартиры входили в муниципальную собственность, и должны были распределяться в соответствии с жилищным законодательством, то есть предоставляться в порядке очередности малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, по договору социального найма. В связи с этим, администрация г. Чебоксары несла убытки, так как финансирование из федерального бюджета в местный бюджет не поступало, и жилые помещения выбывали из муниципальной собственности.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в части 10 501 000 руб. 00 коп. по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении № 29/027-583 от 26.06.2009 году. Пояснил, что вступившими в законную силу решениями судов общей юрисдикции на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенных жилых помещений участковым уполномоченным милиции. Указанные решения исполнены администрацией города Чебоксары. Все жилые помещения выбыли из муниципальной собственности в порядке приватизации. Данные расходы являются для администрации города Чебоксары убытками и подлежат возмещению за счет федерального бюджета. Указал, что общая сумма убытков составляет 10 501 000 руб. 00 коп. Пояснил, что отчеты по определению стоимости квартир на момент их выбытия из муниципальной собственности были проведены двумя разными оценщиками. Полагает, что администрация г. Чебоксары правомерно на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением, поскольку с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Определении от 15.02.2005 № 58-О возложение обязанности на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статья 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика иск не признал. Считает ссылку истца на статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации неправомерной. Иск не может быть удовлетворен на основании данных норм. Порядок компенсации предполагает, что первоначально муниципальное образование несет расходы за счет своего бюджета, а впоследствии указанные расходы возмещаются Министерством финансов России из федерального бюджета. Если бы Министерство финансов России отказало бы им в компенсации, то в данном случае можно было бы говорить о возмещении на основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Полагает, что истцом не представлено доказательств понесенных им расходов. Что касается проведенной истцом оценки, то она не является независимой. Данные отчеты не могут являться доказательством для проведения расчетов, так как они были составлены исключительно на основании документов, без выезда в жилые помещения, и той же организацией, что и ранее. В отношении квартиры по улице Магницкого считает необходимым применить срок исковой давности. Течение срока началось с момента представления квартиры участковому уполномоченном милиции.
Представитель третьих лиц - МВД России и МВД по Чувашии пояснил, что исходя из содержания норм пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяющих правовое положение главных распорядителей средств федерального бюджета, следует, что главный распорядитель средств федерального бюджета (МВД России) выступает в суде лишь от имени Российской Федерации. В силу положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Истцом не представлены доказательства выделения МВД России каких-либо денежных средств для компенсации возможных убытков муниципальных образований в связи с предоставлением жилых помещений участковым уполномоченным милиции в соответствии со ст. 30 Закона "О милиции". Нецелевое же использование МВД России выделяемых целевых денежных средств недопустимо и составляет состав преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Таким образом, придерживается мнения, что МВД России в деле не обладает полномочиями по представлению интересов Российской Федерации.
Третье лицо - Министерство финансов Чувашской Республики явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, свою позицию изложило в отзыве, приобщенном к материалам дела, полагает, что требования истца обоснованные, а привлечение его в качестве третьего лица неосновательно, так как решение суда по данному делу не повлияет на его права.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Министерство финансов Чувашской Республики.
Суд принимает заявленное истцом уточнение исковых требований, поскольку по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары ЧР от 30.12.2004 года на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения М.В., являющемуся участковым уполномоченным милиции, на семью из трех человек.
Постановлением администрации Калининского района г. Чебоксары от 13.03.2006 г. № 249 участковому уполномоченному милиции М.В. и членам его семьи М.Л., М.Ю. предоставлена квартира <...> общей площадью 45,7 кв. м в доме <...>.
Согласно договору передачи № 11-06-697 от 31.07.2006 г. данная квартира перешла в собственность М.В.
Согласно отчету № 02-0289-09 по состоянию на 31.07.2006 года об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества стоимость квартиры <...> по ул. Гагарина г. Чебоксары оценена в 793 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары ЧР от 30.07.2004 года на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения В.В., являющемуся участковым уполномоченным милиции, на семью из четырех человек.
Постановлением администрации Калининского района г. Чебоксары от 07.06.2006 г. № 676 участковому уполномоченному милиции В.В. и членам его семьи В.А.Е., В.А.В., Вл.А.В. предоставлена квартира <...> общей площадью 30,75 кв. м в доме <...>.
]]>
Согласно договору передачи № 03-08-90 от 20.05.2008 г. данная квартира перешла в собственность В.В.
Согласно отчету № 02-0290-09 по состоянию на 25 мая 2008 года об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества стоимость квартиры <...> по ул. Ашмарина г. Чебоксары оценена в 1 220 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары ЧР от 30.09.2004 года на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения П.И., являющемуся участковым уполномоченным милиции, на семью из трех человек.
Постановлением администрации Московского района г. Чебоксары от 06.02.2007 г. № 90 участковому уполномоченному милиции П.И. с семьей из трех человек, в дополнение к имеющейся комнате № 222 площадью 14,76 предоставлена квартира № 3 общей площадью 42,7 кв. м в доме <...>.
Согласно договору передачи № 07-08-223 от 15.09.2008 г. данная квартира перешла в собственность П.И., П.П.
Согласно отчету № 02-0291-09 по состоянию на 15.09.2008 года об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества стоимость квартиры <...> по ул. Спортсмена Валериана Соколова г. Чебоксары оценена в 2 070 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары ЧР от 19.10.2005 года на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения З.Н.П., являющемуся участковым уполномоченным милиции, на семью из трех человек.
Постановлением администрации Калининского района г. Чебоксары от 18.05.2007 г. № 505 участковому уполномоченному милиции З.Н.П. и членам его семьи З.Н.В., З.Е.Н. предоставлена квартира № 2 общей площадью 45,1 кв. м в доме <...>.
Согласно договору передачи № 04-08-392 от 17.09.2008 г. данная квартира перешла в собственность З.Н.П., З.Н.В., З.О.Н., З.Е.Н.
Согласно отчету № 02-292-09 по состоянию на 17.09.2008 года об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества стоимость квартиры <...> по ул. Спортсмена Валериана Соколова г. Чебоксары оценена в 2 190 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары ЧР от 17.03.2005 года на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения Г., являющемуся участковым уполномоченным милиции, на состав семьи из 1 человека.
Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 28.12.2005 г. № 1215 участковому уполномоченному милиции Г. предоставлена квартира № 115 общей площадью 28,1 кв. м в доме <...> в дома по улице Магницкого г. Чебоксары.
Согласно договору передачи № 01-07-215 от 26.07.2007 г. данная квартира перешла в собственность Г.
Согласно отчету № 02-0287-09 по состоянию на 26.07.2007 года об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества стоимость квартиры <...> по ул. Магницкого г. Чебоксары оценена в 1 032 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары ЧР от 16.12.2004 года на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения А., являющемуся участковым уполномоченным милиции, на состав семьи из 1 человека.
Постановлением администрации Калининского района г. Чебоксары от 09.01.2008 г. № 1 участковому уполномоченному милиции А. предоставлена квартира <...> общей площадью 32,5 кв. м в доме <...> по улице 50 лет Октября г. Чебоксары.
Согласно договору передачи № 01-08-361 от 25.08.2008 г. данная квартира перешла в собственность А.
Согласно отчету № 02-0286-09 по состоянию на 25.08.2008 года об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества стоимость квартиры <...> по ул. 50 лет Октября г. Чебоксары оценена в 1 280 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г. Чебоксары ЧР от 24 ноября 2004 года на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения М.А.Ф., являющемуся участковым уполномоченным милиции, на состав семьи из четырех человек.
Постановлением администрации Калининского района г. Чебоксары от 20.04.2007 г. № 417 участковому уполномоченному милиции М.А.Ф, и членам его семьи М.А.М., М.Ф.А., М.Л.А. предоставлена квартира <...> общей площадью 52,1 кв. м в доме <...> по улице Красина г. Чебоксары.
Согласно договору передачи № 01-07-259 от 09.08.2007 г. данная квартира перешла в собственность М.А.Ф., М.Ф.А., М.Л.А.
Согласно отчету № 02-0288-09 по состоянию на 09.08.2007 года об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества стоимость квартиры <...> по ул. Красина г. Чебоксары оценена в 1 916 000 рублей.
Общий размер рыночной стоимости переданных квартир на момент их передачи в собственность участковым уполномоченным милиции составил 10 501 000 руб. 00 коп.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно положениям статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).
Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении № 58-О от 15.02.2005, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов.
Данная позиция Конституционного Суда Российской Федерации в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
При рассмотрении спора судом установлено, что федеральным законодательством не разработан порядок компенсации расходов органов местного самоуправления, на которых возложена обязанность по обеспечению жильем данной категории граждан.
Вместе с тем, поскольку обязанность предоставления жилых помещений предусмотрена федеральным законодательством, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование данных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В данном случае денежные средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета не выделялись.
Как указано выше, истец обратился в суд с иском о возмещении убытков, возникших в результате исполнения судебных актов, составляющих стоимость квартир, переданных в собственность членам семьи сотрудников милиции.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку судом установлено, что право муниципальной собственности на спорные жилые помещения прекращено в связи с их передачей в порядке приватизации в личную собственность, то у администрации г. Чебоксары в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возникло право на возмещение причиненных убытков, а у ответчика, соответственно, обязанность компенсировать стоимость утраченного жилого помещения.
Учитывая, что в соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, ответственность в данном случае должна быть возложена ответственность на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета.
Доказательств выделения Министерству внутренних дел Чувашской Республики либо Министерству финансов Чувашской Республики средств для финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями участковых уполномоченных, не имеется.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению как обоснованные нормами материального права, подтвержденные представленными доказательствами, и как не оспоренные ответчиком в сумме 10 501 000 руб. 00 коп.
Суд не принимает доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о возмещении стоимости квартиры <...> общей площадью 28,1 кв. м <...> по улице Магницкого г. Чебоксары, предоставленной участковому уполномоченному милиции Г. согласно договору передачи № 01-07-215 от 26.07.2007 года ввиду их необоснованности.
По правилам статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности по спорному требованию начинается с 27.07.2007 года со следующего дня, после подписания договора передачи № 01-07-215 от 26.07.2007 года.
Таким образом, на момент обращения с иском в суд 02.02.2009 года установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации трехгодичный срок исковой давности не истек.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, а не статьи 337.37.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской федерации в доход бюджета г. Чебоксары Чувашской Республики в лице Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики убытки в размере 10 501 000 руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru