АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2009 г. по делу № А66-8977/2009
В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2009 г.
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Бачкиной Е.А., судей Белова О.В., Пугачева А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "К.", г. Москва (после изменений № 2 в Устав, утвержденных решением единственного акционера от 05.11.2009 г. № 6)
к Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь
третьи лица: ОАО "Т.", г. Тверь, Федеральная служба по тарифам России, г. Москва, Прокуратура Тверской области
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 109 издано 26.02.2004, а не 26.02.2006.
о признании Приказа
Региональной энергетической комиссии Тверской области № 81-нп от 30.06.2009 г. "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Тверская энергосбытовая компания" не соответствующим требованиям ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ от 14.04.1995 г., пункту 21 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2006 № 109
и при участии
от заявителя - Ф.Н. по доверенности,
от Региональной энергетической комиссии - Ф.М. по доверенности,
от ОАО "Т." - К., Ж. по доверенностям, от прокуратуры Тверской области Филипповой В.М., от ФСТ России - представитель не явился
установил:
Открытое акционерное общество "К." (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании Приказа
Региональной энергетической комиссии Тверской области № 81-нп от 30.06.2009 г. "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Тверская энергосбытовая компания" не соответствующим требованиям ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ от 14.04.1995 г., пункту 21 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2006 № 109.
В пункте 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) указано, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию подлежат рассмотрению в арбитражном суде (ст. 7.1 Федерального закона РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (с учетом изменений).
В связи с изложенным заявление подлежит рассмотрению Арбитражным судом Тверской области.
В обоснование своих доводов общество указало, что в соответствии с требованиями п. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ от 14.04.1995 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год, а значит, изменение тарифов в течение финансового года не допускается. Отсутствие в Приказе
№ 81-нп даты введения в действие тарифов и срока их действия противоречит п. 21 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2006 № 109.
Региональная энергетическая комиссия в своем отзыве (т. 1 л.д. 79 - 80, л.д. 125 - 127) указала на то, что Приказом
№ 81-нп приведены в соответствие с действующим законодательством Приказ
№ 391-нп от 25.12.2008 "О тарифах на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей ОАО "Тверская энергосбытовая компания" и Приказ
№ 41-нп от 28.04.2009 "О тарифах на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей ОАО "Тверская энергосбытовая компания". При этом РЭК Тверской области в середине периода регулирования тарифы на электрическую энергию не изменяла, а установила на том же уровне. Оспариваемый Приказ
вступает в силу с 04.07.2009 г. со дня официального опубликования в газете "Тверская жизнь".
ОАО "Т." в отзыве (т. 1 л.д. 129 - 131) пояснила, что полномочиями по проведению проверки законности приказов, утвержденных органами исполнительной власти, надела ФСТ России, которая правомочна давать оценку соответствия указанных приказов нормам действующего законодательства в области регулирования тарифов.
Прокуратура Тверской области отзыв по делу не представила, в судебном заседании требования заявителя поддержала, указав на нарушение права потребителя электроэнергии в лице общества в связи с изменением тарифов на электрическую энергию.
Федеральная служба по тарифам России отзыв не представила, представителя для участия в рассмотрении дела не направила, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела. Спор рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя, заинтересованного и третьих лиц суд считает требования не подлежащими удовлетворению.
Приказом
от 25.12.2008 № 391-нп "О тарифах на электрическую энергию и мощность промышленным и приравненным к ним потребителям, отпускаемую ОАО "Тверская энергосбытовая компания" (т. 1 л.д. 81 - 82) Региональная энергетическая комиссия Тверской области установила и ввела в действие на период с 01.01.2009 по 31.12.2009 тарифы на электрическую энергию и мощность, отпускаемую ОАО "Т.". Заявитель заключил с ОАО "Т." договоры на 2009 год на общую сумму 37259519,52 руб. (т. 1 л.д. 19 - 64). Расчеты с ОАО "Т." в первом полугодии 2009 года велись в соответствии со средним тарифом
, установленным Приказом № 391-нп. В приложении
к Приказу РЭК № 391-нп от 25.12.2008 г. одноставочный тариф установлен как средний тариф
. В примечании
к этому Приказу указано, что тарифы, дифференцированные по числу часов использования мощности, применяются в 2009 году в расчетах за потребленную электрическую энергию при условии соглашения об их применении между ОАО "Т." и потребителем электрической энергии.
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 20.04.2009 № 92-к в том числе отменен Приказ
РЭК Тверской области № 391-нп с 01.05.2009 г. (т. 1 л.д. 83 - 85). РЭК Тверской области предписано установить и ввести в действие с 01.05.2009 г. тарифы на электрическую энергию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Как указано в Приказе ФСТ России № 92-к, РЭК Тверской области в Приказе
№ 391-нп отдельной строкой установил средний тариф, который не предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 332 издано 30.06.2004, а не 03.06.2004.
В соответствии с Положением о федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.06.2004 г. № 332, Федеральная служба по тарифам России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, в том числе по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
К полномочиям ФСТ России отнесены, в том числе: согласование решений об утверждении тарифов на электрическую энергию, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов; а также осуществление в установленном порядке отмены решений об утверждении тарифов на электрическую энергию, утвержденных органами исполнительной власти субъектов РФ.
Приказ ФСТ России № 92-к от 20.04.2009 г. никем не оспорен, не отменен, законен.
Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровнях, до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").
Пункт 15 Постановления Правительства РФ от 04.03.2004 № 136 "Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов", принятого в соответствии с Федеральным законом РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" обязал орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов публиковать в установленном порядке принятые решения.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 14 в статье 14 Закона Тверской области от 16.03.2004 № 13-ЗО отсутствует. По-видимому, имеется в виду пункт 4 статьи 14.
]]>Как следует из материалов дела, между Компанией (гарантирующий поставщик) и Обществом (покупатель) заключены договоры энергоснабжения от 11.01.2009 № 636 и № 1580, по условиям которых гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу, а покупатель - принимать и оплачивать электрическую энергию/электрическую энергию и мощность в порядке, количестве (объеме) и сроки, предусмотренные договорами.
Согласно пункту 2.3.1 договоров покупатель вправе самостоятельно выбирать для проведения расчетов за энергию один из имеющихся вариантов тарифов, уведомив об этом гарантирующего поставщика не менее чем за один месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При этом покупатель обязан обеспечить наличие прибора учета, позволяющего применять выбранный им вариант тарифа для проведения расчетов за энергию.
Приказом
РЭК от 25.12.2008 № 391-нп (далее - Приказ № 391-нп) были установлены и введены в действие на период с 01.01.2009 по 31.12.2009 тарифы на электрическую энергию и мощность, отпускаемую Компанией промышленным и приравненным к ним потребителям, дифференцированные по уровням напряжения присоединения и зонам суток графика электрической нагрузки, без учета налога на добавленную стоимость и с учетом стоимости услуг по передаче электрической энергии. В названном Приказе одноставочный тариф
был дифференцирован в зависимости от числа часов использования заявленной мощности следующим образом: средний тариф; от 7001 часов и выше; от 6001 до 7000 часов; от 5001 до 6000 часов; менее 5000 часов.
Начиная с 01.01.2009 Общество, рассчитываясь за поставленную электроэнергию, применяло одноставочный средний тариф для соответствующего диапазона напряжения.
ФСТ провела проверку законности приказов РЭК, в том числе Приказа
№ 391-нп, и установила, что в названном приказе отдельной строкой установлен средний тариф, который не предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Кроме того, в Приказе
№ 391-нп в нарушение пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), отсутствуют тарифы, дифференцированные по группам потребителей.
ФСТ Приказом от 20.04.2009 № 92-к отменила с 01.05.2009 Приказ
№ 391-нп и указала РЭК на необходимость установить и ввести в действие с 01.05.2009 тарифы на электрическую энергию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приказом
№ 81-нп РЭК установила и ввела в действие на период до 31.12.2009 тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям Компании, дифференцировав одноставочный тариф
по числу часов использования заявленной мощности следующим образом: от 7001 часов и выше; от 6001 до 7000 часов; от 5001 до 6000 часов; менее 5000 часов.
Приказ
№ 81-нп опубликован в газете "Тверская жизнь" от 04.07.2009 № 123.
Руководствуясь названным Приказом
, Компания стала применять при расчетах с Обществом одноставочный тариф, дифференцированный по числу часов использования заявленной мощности менее 5000.
Общество оспорило Приказ
№ 81-нп в судебном порядке. При этом сослалось на его несоответствие положениям статьи 2 Закона № 41-ФЗ и пункту 21 Правил № 109.
Общество указывает, что Приказ
№ 81-нп нарушает его права и законные интересы, так как влечет за собой незапланированные расходы на оплату электроэнергии. По мнению Общества, РЭК вправе устанавливать одноставочный средний тариф, не дифференцированный по числу часов использования заявленной мощности.
Рассмотрев заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции признал, что Приказ
№ 81-нп соответствует требованиям вышеупомянутых законодательных актов и не нарушает права и законные интересы Общества.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
На основании пункта 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статьей 7.1 Закона № 41-ФЗ предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Приказ
№ 81-нп принят в рамках Закона № 41-ФЗ, а следовательно, может быть оспорен в арбитражном суде.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 АПК РФ).
Согласно статье 2 Закона № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 64 Методических указаний (в редакции Приказа ФСТ от 21.10.2008 № 209-э/1) установлено, что одноставочный тариф (цена) покупки электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям и покупателям - субъектам розничного рынка (кроме населения), рассчитывается исходя из ставок за электрическую энергию и мощность и дифференцируется в зависимости от числа часов использования заявленной мощности. Дифференциация устанавливается для следующих диапазонов годового числа часов использования заявленной мощности: от 7001 и выше; от 6001 до 7000 часов; от 5001 до 6000 часов; от 4001 до 5000 часов; от 3001 до 4000 часов; от 2000 до 3000 часов; менее 2000 часов. Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов имеет право не дифференцировать диапазоны годового числа часов использования заявленной мощности менее 5000 часов.
Коль скоро Методические указания не предусматривают установление одноставочного среднего тарифа, не дифференцированного в зависимости от числа часов использования мощности, ФСТ отменила Приказ
№ 391-нп и обязала РЭК установить тарифы в соответствии с действующим законодательством.
Приказом
№ 81-нп тарифы установлены согласно требованиям Методических указаний и других действующих нормативных актов, соответствуют предельным уровням тарифов на 2009 год, установленным Приказом ФСТ от 05.08.2008 № 127-э/1.
Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона № 41-ФЗ срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 109 предусмотрено, что тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие указанного пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
В связи с тем, что Приказ
№ 81-нп принят во исполнение Приказа ФСТ от 20.04.2009 № 92-к, которым отменены ранее действовавшие тарифы как не соответствующие законодательству, довод заявителя о неправомерности введения новых тарифов до истечения года правомерно не принят судом во внимание.
Согласно пункту 21 Правил № 109, постановление регулирующего органа принимается по форме, утверждаемой ФСТ, и включает в себя: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней; сроки действия тарифов и (или) их предельных уровней с календарной разбивкой.
Оспариваемый Приказ
№ 81-нп не содержит даты введения в действие тарифов.
Между тем в силу пунктов 3
и 4 статьи 14
Закона Тверской области от 16.03.2004 № 13-ЗО "О нормативных правовых актах Тверской области" нормативные правовые акты Тверской области вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, Уставом
Тверской области, самим нормативным правовым актом.
Официальным опубликованием нормативных правовых актов Администрации Тверской области, областных исполнительных органов государственной власти Тверской области считается их первая публикация в официальном печатном органе, определяемом Администрацией Тверской области.
Официальным опубликованием нормативных правовых актов Тверской области, принимаемых Губернатором Тверской области, государственными органами Тверской области, иными правотворческими органами считается первая публикация правового акта в газетах "Тверские ведомости" и (или) "Тверская жизнь".
Таким образом, Приказ
№ 81-нп вступил в силу 04.07.2009, со дня официального опубликования в газете "Тверская жизнь".
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что Приказ
№ 81-нп не противоречит нормам федерального законодательства, в связи с чем отсутствуют предусмотренные законом основания для признания его недействующим. В этой связи Обществу правомерно отказано в удовлетворении заявленного требования.
Материалы дела свидетельствуют о том, что поводом к оспариванию Обществом Приказа
№ 81-нп явился спор о выборе тарифа, дифференцированного от часов использования мощности, который не подлежит разрешению в рамках настоящего дела, рассматриваемого в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Общество не лишено возможности установить приборы учета для измерения и регистрации фактических значений мощности и определения годового числа часов использования заявленной мощности.
При принятии решения арбитражным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области 30.11.2009 по делу № А66-8977/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "КА" в лице филиала "КБ" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.СТАРЧЕНКОВА
Судьи
И.И.КИРИЛЛОВА
А.В.ЯКОВЕЦ