Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2009 г. по делу № А66-704/2009

Изготовлен мотивированный текст решения.
Резолютивная часть решения объявлена 15.06.2009.
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Рощиной С.Е.
судей Басовой О.А., Голубевой Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шепелевой И.А.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз", г. Тверь
к Администрации Кашинского района Тверской области, г. Кашин
заинтересованное лицо МУП Кашинского района "Коммунальное хозяйство", г. Кашин
при участии Прокуратуры Тверской области, г. Тверь
о признании недействующим пункта 2 в части приложения № 2 и приложения № 2 к Постановлению Главы Администрации Кашинского района Тверской области от 29.12.2007 № 207
При участии в заседании:
от Общества - Елфимова С.Г. по доверенности от 17.12.2008
от Администрации - Серова О.Н. по доверенности от 02.04.2009
Капралова Т.А. по доверенности от 24.03.2009
от МУП Бровкин В.Н. по доверенности от 06.01.2009
Осокина И.Н. по доверенности от 27.05.2009 № 234
от Прокуратуры Филиппова В.М., удостоверение ТО № 057478

установил:


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Администрации Тверской области от 26.12.2007 № 397-па имеет название "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 год".

Общество с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз", г. Тверь (далее - заявитель, ООО) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Администрации Кашинского района Тверской области, г. Кашин (далее - ответчик, Администрация) о признании недействующим пункта 2 в части приложения № 2 и приложения № 2 Постановления Главы Администрации Кашинского района Тверской области от 29.12.2007 № 207 как не соответствующего пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства РФ от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", пункту 1 приложения № 1 и Приложению № 1 Приказа ФСТ РФ от 11.04.2007 № 68-э/5 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год", пункту 1 в части приложения № 1 и приложению № 1 Постановления Администрации Тверской области от 26.12.2007 № 397-па "Об утверждении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 год
При участии в деле Прокуратуры Тверской области, г. Тверь (далее - Прокуратура) и заинтересованного лица МУП Кашинского района "Коммунальное хозяйство", г. Кашин (далее - МУП).
Общество оспаривает установленный тариф на водоснабжение и водоотведение на 2008 год, поскольку считает его экономически необоснованным и превышающим предельно допустимый уровень роста тарифа, ссылается на отсутствие экспертизы его экономической обоснованности и на незаконность формирования тарифа с учетом перекрестного субсидирования.
Администрация и МУП по заявленным требованиям возражают, считают, что тариф на водоснабжение и водоотведение для ООО "Тверьэнергогаз" установлен в допустимых законом пределах, права Общества не считает нарушенными. Довод Общества о невозможности применения перекрестного субсидирования не считают обоснованным, поскольку возможность его применения сохраняется до 01.01.2011.
Прокуратура поддержала позицию Администрации и МУП, считает требования и доводы Общества не подлежащими удовлетворению. Представлены письменные пояснения.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует:
29.12.2007 Постановлением Главы Администрации Кашинского района № 207 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги на 2008 год МУП Кашинского района "Коммунальное хозяйство" утверждены на 2008 год тарифы на услуги МУП (л.д. 23, т. 1). Приложением № 2 к данному Постановлению, утверждены тарифы на услуги для предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей с 01.01.2008.
Тариф на водоснабжение за 1 кубометр для предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей без НДС составил 22,50 руб., а на водоотведение за 1 кубометр для тех же потребителей составил 23,58 руб., без НДС (л.д. 24, т. 1). Постановленное опубликовано в сети Интернет на официальном сайте Администрации, что подтверждено суду документально.
29.12.2008 указанное Постановление признано утратившим силу, Постановлением Главы района № 180 (л.д. 48, т. 1).
Общество не согласно с установленными тарифами на водоснабжение и водоотведение и обжалует в суде, в указанной части.
Исследовав представленные сторонами документы и доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд первой инстанции приходит к мнению об обоснованности доводов и требований заявителя.
Статьи 41, 65 АПК РФ возлагают обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения соответствующего акта, на орган его вынесший. Одновременно, каждая из сторон должна подтвердить те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 3 данного Закона государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.
На основании статьи 4 указанного Закона при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, определения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 имеет № 68-э/5, а не № 88-э/5 и название "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год".

Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 № 88-э/5 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год", в приложении № 1 установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов в среднем для Тверской области на 2008 год в размере 116,3%.
В приложении № 1 к Постановлению Администрации Тверской области от 26.12.2007 № 397-па "Об утверждении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 год", так же установлен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод, по городским округам, муниципальным районам, городским и сельским поселениям Тверской области на 2008 год и для Кашинского района он составил 108,0%.
В силу подпункта 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам РФ и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.
Пунктом 4.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 211 от 26.12.2005 г. № 184) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения.
Как указано выше, 29.12.2007 Постановлением Главы Администрации Кашинского района № 207 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги на 2008 год МУП Кашинского района "Коммунальное хозяйство" утверждены на 2008 год тарифы на услуги МУП (л.д. 23, т. 1). Приложением № 2 к данному Постановлению, утверждены тарифы на услуги для предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей с 01.01.2008. Так, тариф на водоснабжение за 1 кубометр для предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей без НДС составил 22,50 руб., а на водоотведение за 1 кубометр для тех же потребителей составил 23,58 руб., без НДС (л.д. 24, т. 1).
Ранее, решением Собрания депутатов Кашинского района Тверской области № 142 от 08.12.2006 "О тарифах на коммунальные и жилищные услуги на 2007 год для потребителей" (с учетом изменений, л.д. 56, т. 1) также установлены тарифы на оплату коммунальных услуг для прочих потребителей (л.д. 53 - 55, т. 1) за водопотребление в размере 18,76 руб., без НДС за 1 кубометр и за водоотведение 19,64 руб., без НДС за 1 кубометр.
Действительно, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, базовый, экономически обоснованный тариф на водоснабжение и водоотведение для Кашинского района на 2008 год установлен 108%, по сравнению с 2007 годом.
Администрацией дополнительно, к данному тарифу прибавлены расходы по перекрестному субсидированию и с их учетом тариф для предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей на 2008 год составил из расчета за 1 кубометр за водоснабжение 22,50 руб., без НДС и за водоотведение 23,58 руб., без НДС (л.д. 24, т. 1).
Из представленного суду расчета Администрации следует, что тариф на 2008 год по сравнению с 2007 годом не превысил предельно допустимый рост. Оценив представленный расчет, суд счел его необоснованным, поскольку в нем сравниваются не тарифы, а доходы предприятия МУП Кашинского района "Коммунальное хозяйство" за 2008 год и 2007 год, с учетом тарифов.
Вместе с тем, исходя из указанных выше положений закона, при расчете превышения тарифа, следует сравнивать именно тарифы, установленные на конкретные услуги в 2007 и 2008 годах.
Так тариф на услуги по водоснабжению (без НДС) вырос в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 119,94%, а на услуги по водоотведению 120,01%, что превышает и районный коэффициент (108,0%) и региональный (116,3%).
Действительно, устанавливаемый тариф на водоснабжение и водоотведение, может включать в себя расходы по перекрестному субсидированию, однако уже с учетом этих расходов, тариф не должен превышать предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения по городским округам, муниципальным районам, городским и сельским поселениям Тверской области на 2008 год.
Судом, с учетом представленного разъяснения Региональной энергетической комиссии Тверской области № 916 (л.д. 27, т. 3) не установлено противоречий оспариваемого акта, пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.01 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов".
Общество ссылается на обязательность проведения экспертизы при принятии тарифа с целью установления его экономической обоснованности.
Действительно, подпунктом 12 пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, осуществляя полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" предусмотрено, что тарифы, установленные органом местного самоуправления, должны быть экономически обоснованными в отношении всех групп потребителей.
Согласно пункта 6 Постановления Администрации Тверской области от 25.08.2008 № 239-па, предоставлено право, "региональной энергетической комиссии Тверской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области устанавливать тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению, на тепловую энергию, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг и с учетом методических рекомендаций, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 настоящего Постановления".
Следовательно, довод заявителя об обязательном проведении экспертизы экономической обоснованности устанавливаемого тарифа, правомерен.
Доказательств экономической обоснованности тарифа, установленного на услуги, оказываемые МУП Кашинского района "Коммунальное хозяйство" для предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей на 2008 год по водоснабжению и водоотведению, не представлено.
В данном случае имеет место произвольное и нормативно не обоснованное завышение тарифа на водоснабжение и водоотведение.
Согласно статье 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, оспариваемый нормативный акт противоречит пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 1 приложения № 1 и Приложению № 1 Приказа ФСТ РФ от 11.04.2007 № 68-э/5 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год", пункту 1 в части приложения № 1 и приложению № 1 Постановления Администрации Тверской области от 26.12.2007 № 397-па "Об утверждении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 год" и нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, расходы по госпошлине возврату.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191, 192, 194 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области

решил:

заявленные требования удовлетворить, признать недействующими пункт 2 в части приложения № 2 и приложение № 2 Постановления Главы Администрации Кашинского района Тверской области от 29.12.2007 № 207, как несоответствующие пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Расходы по госпошлине подлежат возврату заявителю.
Выдать ООО "Тверьэнергогаз", г. Тверь справку на возврат госпошлины, уплаченной по платежному поручению № 441 от 28.01.2009 в сумме 2000 руб.

]]>
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
С.Е.РОЩИНА

Судьи
О.А.БАСОВА
Л.Ю.ГОЛУБЕВА





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д. 4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2009 г. по делу № А66-704/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Кирилловой И.И., Кустова А.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" Белова Е.В. (доверенность от 05.09.2009) и Абашкина Д.С. (доверенность от 10.09.2009), от муниципального унитарного предприятия Кашинского района "Коммунальное хозяйство" Бровкина В.Н. (доверенность от 13.07.2009),
проверив 14.12.2009 в открытом судебном заседании на основании определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 № ВАС-11765/09 правильность применения норм права при принятии решения Арбитражного суда Тверской области от 22.06.2009 по делу № А66-704/2009 (судьи Рощина С.Е., Басова О.А., Голубева Л.Ю.),

установил:


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду признание недействующим пункта 2 в части приложения № 2, а не пункта 2 в целом.

общество с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" (далее - Общество, ООО "Тверьэнергогаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим пункта 2 Постановления Главы администрации Кашинского района Тверской области от 29.12.2007 № 207 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги на 2008 год МУП Кашинского района "Коммунальное хозяйство" и приложения № 2 к указанному Постановлению.
К участию в рассмотрении заявления в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Кашинского района Тверской области (далее - Администрация) и муниципальное унитарное предприятие Кашинского района "Коммунальное хозяйство" (далее - Предприятие).
В предусмотренном частью пятой статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) порядке в дело вступил прокурор Тверской области.
Решением суда первой инстанции от 22.06.2009 заявление удовлетворено.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 № ВАС-11765/09 дело передано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа для проверки в порядке кассационного производства.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, приведенные в заявлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, которое было направлено в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Представители ООО "Тверьэнергогаз", считая решение Арбитражного суда Тверской области от 22.06.2009 законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного разбирательства, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что Постановлением главы Администрации от 29.12.2007 № 207 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги на 2008 год МУП Кашинского района "Коммунальное хозяйство" утверждены тарифы на оказываемые Предприятием услуги по водоснабжению и водоотведению на 2008 год. Согласно приложению № 2 к названному Постановлению для предприятий и организаций всех форм собственности, а также для индивидуальных предпринимателей тариф на водоснабжение составил 22 руб. 50 коп. за 1 куб. м, без учета налога на добавленную стоимость. Тариф на водоотведение для тех же потребителей составил 23 руб. 58 коп. за 1 куб. м без учета налога на добавленную стоимость. Постановленное опубликовано в сети Интернет на официальном сайте Администрации.
Постановлением главы Администрации от 29.12.2008 оспариваемое Постановление признано утратившим силу.
Полагая, что Постановление главы Администрации от 29.12.2007 № 207 в части установления тарифов на оказываемые Предприятием услуги по водоснабжению и водоотведению противоречит пункту 7 части второй статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", пункту 1 приложения № 1 к Приказу Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 № 68-э/5 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год", пункту 1 и приложению № 1 к Постановлению администрации Тверской области от 26.12.2007 № 397па "Об утверждении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 год", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением от 22.06.2009 суд первой инстанции удовлетворил заявление ООО "Тверьэнергогаз".
Проверив законность указанного решения, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым Постановлением тарифы на оказываемые Предприятием услуги по водоснабжению и водоотведению установлены без указания конкретных потребителей. Данное Постановление рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ имеет название "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а не "Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Указанные обстоятельства правомерно позволили суду отнести оспариваемое Постановление к числу нормативных правовых актов и рассмотреть настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При принятии заявления к производству суд обоснованно применил правила о подведомственности, приведенные в пункте 1 статьи 29 и в части третьей статьи 191 АПК РФ.
В силу части четвертой статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Пунктом 7 части второй статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 № 88-э/5 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год", установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов в среднем для Тверской области на 2008 год в размере 116,3 процента.
Постановлением Администрации Тверской области от 26.12.2007 № 397-па "Об утверждении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 год" установлен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод, по городским округам, муниципальным районам, городским и сельским поселениям Тверской области на 2008 год. Для Кашинского района он составляет 108,0 процента.
Судом первой инстанции установлено несоответствие оспариваемого Постановления вышеупомянутым нормативным актам. Так, установленный Постановлением главы Администрации от 29.12.2007 № 207 тариф на оказываемые Предприятием услуги по водоснабжению на 2008 год по сравнению с тарифом на 2007 год составляет 119,94 процента, а на услуги по водоотведению - 120,01 процента, что превышает предельный индекс максимально возможного изменения тарифов, установленный и Постановлением Администрации Тверской области от 26.12.2007 № 397-па (108,0 процента), и Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 № 88-э/5 (116,3 процента).
В соответствии с частью шестой статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В результате оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств экономической обоснованности тарифа, установленного оспариваемым Постановлением на оказываемые Предприятием услуги по водоснабжению и водоотведению.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое Постановление противоречит пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.01 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", судом отклонены.
С учетом изложенного суд признал Постановление главы Администрации от 29.12.2007 № 207 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги на 2008 год МУП Кашинского района "Коммунальное хозяйство" в оспариваемой части несоответствующим пункту 7 части второй статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В ходе судебного разбирательства также установлено, что Постановлением главы Администрации от 29.12.2008 оспариваемое Постановление признано утратившим силу.
В поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации заявлении о пересмотре решения Арбитражного суда Тверской области от 22.06.2009 в порядке надзора Предприятие ссылается на то, что в соответствии с пунктом 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (пункт 1 части первой статьи 150 АПК РФ).
Между тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 3.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О, прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей четвертой и пятой статьи 195 АПК РФ, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 ГК РФ). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом.
В поданном в арбитражный суд заявлении ООО "Тверьэнергогаз" ссылалось на то, что Постановление главы Администрации от 29.12.2007 № 207 в части установления тарифов на оказываемые Предприятием услуги по водоснабжению и водоотведению нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя. В ходе судебного разбирательства указанные доводы нашли подтверждение.
С учетом названных обстоятельств кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно рассмотрел заявление Общества по существу, несмотря на то, что Постановлением главы Администрации от 29.12.2008 оспариваемое Постановление признано утратившим силу.
Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 22.06.2009 по делу № А66-704/2009 оставить без изменения.

Председательствующий
А.В.ЯКОВЕЦ

Судьи
И.И.КИРИЛЛОВА
А.А.КУСТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru