Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2009 г. по делу № А66-3084/2009

Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Пугачева А.А., судей Бажан О.М. и Бачкиной Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Д., при участии представителей истца (заявителя) - М., от ответчика - Ш., от Прокуратуры - Мироновой М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Н.", с. Никольское Калининского района
к Совету депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области
при участии Прокуратуры Тверской области
о признании недействующим как несоответствующим федеральному законодательству решения от 21.02.2007 № 6 в части установления тарифа на отпуск тепловой энергии для населения Никулинского сельского поселения (приложение № 1)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Н." обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области от 21.02.2007 г. № 6 в части установления тарифа на отпуск тепловой энергии для населения Никулинского сельского поселения (приложение № 1), при этом считает, что данное решение вступают в противоречие с требованиями ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ от 14.04.1995 г., как принятое неуполномоченным органом.
Ответчик в судебном заседании требования признал, при этом пояснить расчет оспоренного тарифа (613,32 руб. за единицу измерения) не смог.
Прокуратура Тверской области считает заявленные требования обоснованными, при этом указывает, что полномочиями на регулирования тарифов на тепловую энергию ответчик не располагает.
Рассмотрев в порядке главы 23 АПК РФ заявленные требования, исследовав материалы дела, заслушав в ходе судебного разбирательства доводы участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Пунктом 4 статьи 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон № 41-ФЗ) установлено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию, при этом абз. 4 четко определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, т.е. Федеральным законом закреплен принцип государственного регулирования роста стоимости потребляемых населением услуг, составной частью которых является теплоснабжение и горячее водоснабжение.
Согласно статье 6 Закона № 41-ФЗ тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вышеназванной нормой также предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе осуществлять государственное регулирование тарифов на тепловую энергию только при условии передачи им соответствующих полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Ответчик не отрицает, что подобные полномочия ему не передавались.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 04.03.2004 № 136 "Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов".
Постановлением Администрации Тверской области от 22.06.2004 г. № 116-па (в редакции, действовавшей в на момент принятии оспоренного нормативного акта) "Об утверждении положения о Региональной энергетической комиссии Тверской области" установлено (п. 1.1), что Региональная энергетическая комиссия Тверской области (далее - Комиссия) является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Приказом РЭК Тверской области от 06.04.2007 г. № 14-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО тепловая компания "ЮГ" (лицу, передавшему право требования заявителю в порядке главы 24 Гражданского кодекса РФ) установлен тариф на тепловую энергию для потребителей в размере 846,60 руб., а не 613,32 руб. (как указано в оспоренном решении).
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", органы регулирования муниципальных образований вправе устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, к которым заявитель не относится.
Статьей 17 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" прямо предусмотрено (п. 4.1), что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения не распространяются на регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения.
Несмотря на указанные нормы закона, оспариваемый нормативный правовой акт был издан и применен органом местного самоуправления, не имеющего на то должных полномочий, что и обусловило инициирование заявителем настоящего заявления.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать недействующим приложение № 1 к решению Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области от 21.02.2007 г. № 6 в части установления тарифа на отпуск тепловой энергии и услуги теплоснабжения для населения Никулинского сельского поселения как несоответствующий ст. 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ от 14.04.1995 г. и ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные АПК Российской Федерации, в суд кассационной инстанции.

Председательствующий судья
А.А.ПУГАЧЕВ

Судьи
О.М.БАЖАН
Е.А.БАЧКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru