Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. по делу № 754-09-а

Резолютивная часть решения оглашена 02.04.2010.
В полном объеме решение изготовлено 16.04.2010.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии: <...>
в присутствии представителя ответчика - Законодательного Собрания Пермского края - <...> (на основании доверенности);
в присутствии представителей ответчика - Правительства Пермского края - <...> (на основании доверенности), <...> (на основании доверенности);
в присутствии представителя ответчика - Дорожного агентства Пермского края (далее - Агентство) - <...> (на основании доверенности);
в присутствии представителя ответчика - Государственного автономного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края (далее - ГАУ "Управтодор", автономное учреждение) - <...> (на основании доверенности);
в отсутствие представителя заявителя - прокуратуры Пермского края (уведомлена надлежащим образом);
в отсутствие представителя заинтересованного лица - ООО "Огни Перми" (уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев дело № 754-09-а по признакам нарушения Законодательным собранием Пермского края, Правительством Пермского края, Дорожным агентством Пермского края, Государственным автономным учреждением "Управление автомобильных дорог" Пермского края статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

16.11.2009 в Пермское УФАС России поступило заявление прокуратуры Пермского края о несоблюдении Дорожным агентством Пермского края, ГАУ "Управтодор" требований действующего законодательства РФ о размещении заказов, бюджетного законодательства, путем включения работ, выполнение которых необходимо для государственных нужд, в государственное задание, направляемое на исполнение учреждению, не уполномоченному на осуществление функций государственного заказчика, что повлекло нарушение антимонопольного законодательства.
По мнению заявителя, Агентством, вопреки требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), вместо размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг для реализации нужд дорожной отрасли Пермского края, 21.10.2009 Приказом Дорожного агентства Пермского края № СЭД-44-14-67 было утверждено государственное задание на оказание государственных услуг с 01.10.2009 по 31.12.2009 для ГАУ "Управтодор". Согласно п. 2 данного Приказа ГАУ "Управтодор" должно осуществлять реализацию государственного задания посредством проведения торгов и запроса котировок.
В связи с этим, в целях осуществления деятельности по выполнению государственного задания ГАУ "Управтодор" было разработано Положение о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - Положение о размещении заказов).
01.10.2009 Положение о размещении заказов было согласовано <...> и утверждено <...>
По мнению заявителя, на основании Положения о размещении заказов ГАУ "Управтодор" проводятся торги с многочисленными нарушениями действующего законодательства, в том числе Закона о размещении заказов.
Представитель Дорожного агентства Пермского края с доводами заявителя не согласен, представил в материалы дела письменные пояснения.
Поясняет, что в рамках реализации полномочий по осуществлению Агентством дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Пермского края было создано ГАУ "Управтодор", оказывающее услуги в установленной сфере деятельности как неограниченному кругу лиц - пользователям автодорог, так и профессиональным перевозчикам.
По мнению представителя Агентства, направление субсидий на финансирование деятельности ГАУ "Управтодор" является правомерным, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Вместе с тем представитель Агентства пояснил, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющей перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, часть данных полномочий осуществляется Агентством, а часть - подведомственным Агентству ГАУ "Управтодор".
Указал, что субсидии, получаемые ГАУ "Управтодор", направляются в основные средства государственного учреждения - региональные дороги, закрепленные за ГАУ "Управтодор" на праве оперативного управления. Финансирование осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Пермского края на 2009-2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 06.03.2009 № 138-п.
Представитель Агентства считает, что наделить функциями подведомственное учреждение - невозможно. Соответственно, Агентство передало часть собственных функций учреждению.
Вместе с тем представитель Агентства поясняет, что в настоящее время нет ни одного полномочия, которое могло бы осуществляться одновременно Агентством и ГАУ "Управтодор", ни одной идентичной функции.
Позиция представителей Правительства Пермского края полностью совпадает с вышеизложенными доводами представителя Агентства.
Представитель ГАУ "Управтодор" полностью согласен с позицией представителей Правительства Пермского края, Дорожного агентства Пермского края, ссылается на ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях), в соответствии с которой автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Представитель ГАУ "Управтодор" поясняет, что автономное учреждение проводит торги на основании Положения о размещении заказов, по результатам торгов заключаются контракты, финансовое обеспечение которых осуществляется из средств, получаемых в виде субсидий из бюджета Пермского края. Работы по строительству, капитальному ремонту и обслуживанию автомобильных дорог общего пользования Пермского края ГАУ "Управтодор" не производит.
Представитель ГАУ "Управтодор" указывает, что в соответствии с уставом автономное учреждение выполняет отдельные функции Агентства.
Представитель ГАУ "Управтодор" также признает, что учреждение является хозяйствующим субъектом, занимается предпринимательской деятельностью, извлекает прибыль. По мнению представителя ГАУ "Управтодор", в действиях учреждения нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края считает, что в действиях органа законодательной (представительной) власти нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Поясняет, что в соответствии со ст. 69.2, 158 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), п. 2.1 Постановления Правительства Пермского края от 10.09.2009 № 611 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг", государственное задание для автономных учреждений формируется и утверждается исполнительным органом государственной власти, осуществляющим полномочия учредителя краевых государственных автономных учреждений. В данном процессе законодательный (представительный) орган не участвует.
Вместе с тем представитель Законодательного Собрания Пермского края поясняет, что законодательный (представительный) орган обозначил свою позицию по вопросу расходования средств субсидий, выделяемых из бюджета Пермского края, в том числе на возмещение нормативных затрат на оказание автономными учреждениями государственных услуг, путем издания Постановления № 1809 от 19.11.2009, согласно которому автономным учреждениям необходимо применять конкурсные процедуры в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. 09.07.2009 <...> было направлено письмо (исх. № 2598/204) в адрес <...> с предложением об изменении типа государственного учреждения и создании государственного автономного учреждения "Управтодор".
В соответствие п. 14 ч. 3 раздела I ("Обоснование создания автономного учреждения") формы о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения ГАУ "Управтодор" планирует осуществлять функции заказчика по договорам подряда на строительство, ремонт, реконструкцию, содержание автомобильных дорог общего пользования, средств организации дорожного движения.
Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 19-п "Об утверждении Положения о Дорожном агентстве" Пермского края (далее - Положение о Дорожном агентстве) Агентство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным по управлению дорожным хозяйством Пермского края.
В соответствии с ч. 2 Положения о Дорожном агентстве целью деятельности Агентства является реализация государственной политики рационального и перспективного развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, обеспечивающей условия социально-экономического развития Пермского края, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с п.п. 3.1.8, 3.1.9, 3.1.23, 3.1.24 Положения о Дорожном агентстве Агентство осуществляет следующие функции в установленной сфере деятельности:
- осуществляет в порядке и пределах, предусмотренных действующим законодательством, полномочия учредителя в отношении краевых государственных учреждений, подведомственных Агентству;
- является главным распорядителем расходов бюджета Пермского края;
- является главным администратором доходов бюджета Пермского края с присвоением соответствующих кодов;
- выполняет функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд дорожной отрасли, а также на проведение научно-исследовательских работ в установленной сфере деятельности.
В соответствии со ст. 24 Закона Пермского края от 14.12.2007 № 150-ПК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края" (далее - Закон № 150-ПК) решение о создании учреждения (в том числе путем изменения типа существующего учреждения) принимает Правительство Пермского края по предложению отраслевого органа.
В решении Правительства Пермского края о создании учреждения Пермского края должны быть определены:
- цели, предмет и виды деятельности учреждения;
- источники финансирования мероприятий по созданию учреждения, включая затраты на его государственную регистрацию;
- перечень недвижимого краевого имущества, закрепляемого за создаваемым учреждением Пермского края, а в случае создания автономного учреждения - дополнительно перечень особо ценного движимого краевого имущества;
- отраслевой орган, осуществляющий функции учредителя создаваемого учреждения.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 2 Закона № 150-ПК:
- уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по управлению и распоряжению краевым имуществом;
- отраслевой орган - исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по управлению и распоряжению краевым имуществом подведомственных государственных унитарных предприятий, учреждений Пермского края в соответствующей отрасли (сфере управления), координацию и регулирование их деятельности.
В соответствии с п. 17 ст. 12 Закона № 150-ПК Правительство Пермского края организует контроль за процессом управления и распоряжения краевым имуществом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 150-ПК уполномоченный орган осуществляет в рамках своей компетенции полномочия собственника краевого имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия и учреждения, имущества казны, а также полномочия собственника по передаче краевого имущества в пользование юридическим и физическим лицам.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 150-ПК отраслевой орган:
- осуществляет общее регулирование хозяйственной и иной деятельности подведомственного унитарного предприятия, учреждения;
- утверждает по согласованию с уполномоченным органом устав подведомственного унитарного предприятия и учреждения.
08.09.2009 по предложению Агентства распоряжением Правительства Пермского края № 93-рп было создано Государственное автономное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края путем изменения типа существующего Государственного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края (далее - Распоряжение № 93-рп).
В соответствии с п. 4 Распоряжения № 93-рп государственное автономное учреждение создается на базе государственного имущества Пермского края, находящегося в оперативном управлении государственного учреждения, в том числе недвижимого имущества.
В соответствии с п.п. 6, 7 Распоряжения № 93-рп:
- отраслевым органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя создаваемого государственного учреждения, является Дорожное агентство Пермского края;
- Дорожным агентством Пермского края устанавливается государственное задание в установленном Правительством Пермского края порядке.
Согласно п. 1 приложения № 1 к Распоряжению № 93-рп основной целью ГАУ "Управтодор" является обеспечение соответствия автомобильных дорог общего пользования Пермского края установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, поддержание и при необходимости повышение уровня эксплуатационного состояния автомобильных дорог, средств организации дорожного движения, а также внедрение и поддержание в рабочем состоянии автоматизированной системы управления техническим состоянием автомобильных дорог.
Пунктом 3.2 приложения № 1 к Распоряжению № 93-рп предусмотрен следующий вид деятельности ГАУ "Управтодор" - заключение договоров на выполнение работ по строительству, ремонту, реконструкции, текущему содержанию и восстановлению автомобильных дорог общего пользования, средств организации дорожного движения, а п. 3.15.5 - выполнение функций заказчика-застройщика.
Согласно п. 1 приложения № 4 к Распоряжению № 93-рп ("Перечень мероприятий по созданию ГАУ "Управтодор") Дорожному агентству Пермского края как отраслевому органу в течение одного месяца со дня подписания Распоряжения № 93-рп необходимо разработать и согласовать с Агентством по управлению имуществом Пермского края как уполномоченным органом устав ГАУ "Управтодор".
18.09.2009 Приказом Дорожного агентства Пермского края № СЭД-44-14-56 был утвержден устав ГАУ "Управтодор", согласованный Агентством по управлению имуществом Пермского края (приказ № СЭД-31-02-1705 от 18.09.2009).
Согласно п. 1.4 устава учредителем ГАУ "Управтодор" является субъект Российской Федерации Пермский край. Функции и полномочия учредителя от имени Пермского края осуществляет в пределах своей компетенции отраслевой орган - Дорожное агентство Пермского края и уполномоченный орган - Агентство по управлению имуществом Пермского края.
Согласно п. 1.5 устава учреждение является некоммерческой организацией, созданной Дорожным агентством Пермского края для выполнения работ, оказания услуг в целях управления автомобильными дорогами общего пользования и сооружениями на них.
В соответствии с п. 4.1 устава учредитель устанавливает задания для учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Условия, порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются Дорожным агентством Пермского края.
Финансовое обеспечение деятельности ГАУ "Управтодор" осуществляется в виде субвенции и субсидии из бюджета Пермского края и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России представители Агентства подтвердили тот факт, что с момента создания ГАУ "Управтодор" торги по размещению государственного заказа для нужд дорожной отрасли Пермского края не проводились.
Представитель ГАУ "Управтодор" подтвердил, что основной деятельностью автономного учреждения является проведение торгов в форме конкурсов, аукционы ГАУ "Управтодор" не проводились ни разу, работы по строительству либо ремонту автомобильных дорог общего пользования Пермского края непосредственно ГАУ "Управтодор" никогда не производились в силу отсутствия в штате автономного учреждения соответствующих специалистов-рабочих. Денежные средства, получаемые ГАУ "Управтодор" от осуществления предпринимательской деятельности, направляются не на строительство либо ремонт автомобильных дорог общего пользования Пермского края, а расходуются на нужды автономного учреждения, что подтверждается материалами дела.
По мнению представителя ГАУ "Управтодор", оказание автономным учреждением государственной услуги неопределенному кругу лиц на безвозмездной основе за счет средств бюджета Пермского края в целях реализации государственных нужд Пермского края без применения норм Закона о размещении заказов является правомерным.
Вместе с тем представитель ГАУ "Управтодор" признает, что отдельные положения устава автономного учреждения, определяющие предмет деятельности ГАУ "Управтодор", формально можно отнести к функциям государственных органов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3.1.3, а не пункт 3.3 Положения о Дорожном агентстве.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.3, 3.1.23 Положения о Дорожном агентстве к функциям Агентства отнесено осуществление:
- дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
- контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
- выполнение функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд дорожной отрасли, а также на проведение научно-исследовательских работ в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п.п. 2.3.1, 2.3.2, 2.3.5, 2.4.5 устава ГАУ "Управтодор" осуществляет следующие основные виды деятельности:
- осуществление надзора и мероприятий по контролю за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования, средств организации дорожного движения, систематическое наблюдение за их состоянием, оценка и ведение учета указанных объектов;
- выполнение функций заказчика, заключение договоров на выполнение работ по строительству, ремонту, реконструкции, текущему содержанию и восстановлению автомобильных дорог общего пользования, средств организации дорожного движения;
- выполнение функций заказчика при осуществлении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции автомобильных дорог общего пользования и архитектурно-строительного проектирования в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, разработка и утверждение (согласование) проектно-сметной документации на строительство, ремонт, реконструкцию, содержание автомобильных дорог общего пользования;
- выполнение функций заказчика-застройщика.
Таким образом, с момента создания ГАУ "Управтодор", Агентство в нарушение возложенных на него полномочий согласно Положению о Дорожном агентстве перестало осуществлять функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд дорожной отрасли Пермского края, наделив данными полномочиями ГАУ "Управтодор" и предоставив финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения путем предоставления субсидий из бюджета Пермского края.
2. В соответствии с положениями ст. 525, 763 Гражданского кодекса РФ выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта.
Государственный контракт заключается на основе заказа на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно Законом о размещении заказов.

]]>
"2.5. Учредитель определяет порядок расходования подведомственными краевыми государственными автономными учреждениями бюджетных ассигнований на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предоставленных из бюджета Пермского края, с применением законодательства Российской Федерации, предусмотренного статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Таким образом, Правительством Пермского края не была надлежащим образом выполнена рекомендация законодательного (представительного) органа, направленная на обеспечение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ при расходовании средств субсидий, выделяемых из бюджета Пермского края, в том числе на возмещение нормативных затрат на оказание автономными учреждениями государственных услуг в соответствии с государственным заданием, что привело к необоснованному предоставлению субсидий из бюджета Пермского края хозяйствующему субъекту - ГАУ "Управтодор" с целью реализации государственных нужд субъекта РФ Пермского края путем финансирования работ в сфере обслуживания дорожной сети общего пользования Пермского края, выполнение которых обусловлено заключенными автономным учреждением контрактами (договорами) без соблюдения процедуры проведения торгов, предусмотренной Законом о размещении заказов.
Целью деятельности ГАУ "Управтодор" является выполнение функции заказчика при проведении торгов на право заключения контрактов (договоров) по обслуживанию дорожной сети общего пользования Пермского края, что, по мнению Комиссии Пермского УФАС России, нарушает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования доводятся до конкретных получателей бюджетных средств (ст. 38 БК).
ГАУ "Управтодор" не несет нормативных затрат по оказанию государственных услуг физическим и(или) юридическим лицам, осуществляя деятельность в рамках исполнения выданных ему государственных заданий, в интересах неопределенного круга лиц на безвозмездной основе за счет субсидий из бюджета Пермского края, что признано представителями ответчиков и подтверждено материалами дела.
На основании вышеизложенного Комиссией Пермского УФАС России отклоняется довод ответчиков о том, что предоставление субсидий ГАУ "Управтодор" осуществлялось в соответствии со ст. 69.1 БК РФ, согласно которой к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных услуг физическим и(или) юридическим лицам.
5. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о размещении заказов заказчик или уполномоченный орган (в случае если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе государственного или муниципального контракта на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона о размещении заказов выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с Законом о размещении заказов.
Таким образом, наделение Правительством Пермского края, Дорожным агентством Пермского края ГАУ "Управтодор" функциями специализированной организации без применения норм Закона о размещении заказов является незаконным.
6. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и(или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и(или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В соответствии ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Создание ГАУ "Управтодор" Правительством Пермского края по предложению Дорожного агентства Пермского края путем издания Распоряжения № 93-рп и последующее согласование Агентством Положения о размещении заказов, утвержденного в дальнейшем руководителем ГАУ "Управтодор", привело к размещению заказа для выполнения государственных нужд Пермского края не уполномоченным на размещение государственного заказа хозяйствующим субъектом - ГАУ "Управтодор", что позволило расходовать средства бюджета Пермского края без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Наделение ГАУ "Управтодор" функциями органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере дорожного строительства на территории Пермского края в ходе создания автономного учреждения, утверждения устава автономного учреждения, утверждения государственного задания на период с 01.10.2009 по 31.12.2009, государственного задания на 2010-2012 гг., выделение субсидий на выполнение данных заданий из средств бюджета Пермского края и исполнение государственных заданий, направленных на обеспечение государственных нужд Пермского края, без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке капитального строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог общего пользования на территории Пермского края, так как данные действия ограничивают права хозяйствующих субъектов на участие в торгах и обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
Комиссия Пермского УФАС России считает, что в ходе создания ГАУ "Управтодор", при утверждении устава автономного учреждения и утверждении государственного задания на период с 01.10.2009 по 31.12.2009, государственного задания на 2010-2012 гг. Правительством Пермского края, Дорожным агентством Пермского края данному хозяйствующему субъекту были:
- необоснованно предоставлены полномочия органа государственной власти субъекта РФ и функции специализированной организации по проведению торгов, что привело к совмещению ГАУ "Управтодор" функции хозяйствующего субъекта и органа исполнительной власти субъекта РФ - Дорожного агентства Пермского края, в том числе при выполнении функции заказчика при проведении торгов, в ходе которых заключаются контракты на выполнение работ, направленных на реализацию государственных нужд субъекта РФ - Пермского края;
- необоснованно выделены субсидии из бюджета Пермского края на реализацию государственных нужд субъекта РФ - Пермского края, что повлекло проведение торгов ГАУ "Управтодор" без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, что препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке капитального строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог общего пользования на территории Пермского края,
что привело к ограничению конкуренции на данном рынке.
При рассмотрении дела установлено, что Законодательное Собрание Пермского края не принимало участие в формировании и утверждении государственных заданий для ГАУ "Управтодор", а также приняло исчерпывающие меры в целях обеспечения конкуренции путем рекомендации Правительству Пермского края принять нормативный правовой акт, обязывающий автономные учреждения Пермского края при расходовании средств субсидий, выделяемых из бюджета Пермского края, в том числе на возмещение нормативных затрат на оказание автономными учреждениями государственных услуг в соответствии с государственным заданием, применять конкурсные процедуры в соответствии с Законом о размещении заказов.
Таким образом, в действиях Законодательного Собрания Пермского края нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать факт нарушения Правительством Пермского края ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в:
- необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке капитального строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог общего пользования на территории Пермского края,
- создании преимущественных условий деятельности Государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" Пермского края путем наделения данного хозяйствующего субъекта функциями специализированной организации, осуществляющей проведение торгов в целях размещения государственного заказа,
- незаконном наделении хозяйствующего субъекта - Государственного автономного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края, функциями органа государственной власти субъекта РФ - Дорожного агентства Пермского края,
путем принятия Распоряжения Правительства Пермского края от 08.09.2009 № 93-рп "О создании государственного автономного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края путем изменения типа существующего государственного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края",
что привело или может привести к ограничению конкуренции на рынке капитального строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог общего пользования на территории Пермского края.
2. Признать факт нарушения Правительством Пермского края, Дорожным агентством Пермского края ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в
- необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке капитального строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог общего пользования на территории Пермского края путем выдачи Государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" Пермского края государственного задания на период с 01.10.2009 по 31.12.2009, утвержденного Приказом Дорожного агентства Пермского края № СЭД-44-14-67 от 21.10.2009, и государственного задания на 2010-2012 гг., утвержденного Приказом Дорожного агентства Пермского края № СЭД-44-14-91 от 31.12.2009, и финансирования расходов на выполнение данных государственных заданий из бюджета Пермского края, что позволило Государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" Пермского края расходовать средства из бюджета Пермского края на закупку товаров, работ, услуг, необходимых для капитального строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог общего пользования на территории Пермского края (т.е. на государственные нужды Пермского края), как оказание государственных услуг неопределенному кругу физических и юридических лиц и соответственно без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), что ограничивает права хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на участие в торгах, а также права на обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов,
- создании преимущественных условий деятельности Государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" Пермского края путем наделения данного хозяйствующего субъекта функциями специализированной организации, осуществляющей проведение торгов в целях размещения государственного заказа,
- незаконном наделении хозяйствующего субъекта - Государственного автономного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края функциями органа государственной власти субъекта РФ - Дорожного агентства Пермского края,
что привело или может привести к ограничению конкуренции на рынке капитального строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог общего пользования на территории Пермского края.
3. Признать факт нарушения Государственным автономным учреждением "Управление автомобильных дорог" Пермского края, как лицом, осуществляющим функции органа государственной власти, ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в:
- необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке капитального строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог общего пользования на территории Пермского края путем расходования средств из бюджета Пермского края на товары, работы, услуги, необходимые для капитального строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог общего пользования на территории Пермского края (т.е. на государственные нужды Пермского края), как оказание государственных услуг неопределенному кругу физических и юридических лиц и соответственно без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), что ограничивает права хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на участие в торгах, в также обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов,
- совмещении функций хозяйствующего субъекта и органа исполнительной власти субъекта РФ - Дорожного агентства Пермского края
при исполнении функций и прав в соответствии с уставом, а также государственного задания на период с 01.10.2009 по 31.12.2009, утвержденного Приказом Дорожного агентства Пермского края № СЭД-44-14-67 от 21.10.2009, и государственного задания на 2010-2012 гг., утвержденного Приказом Дорожного агентства Пермского края № СЭД-44-14-91 от 31.12.2009, выданных ГАУ "Управтодор" Дорожным агентством Пермского края,
что привело или может привести к ограничению конкуренции на рынке капитального строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог общего пользования на территории Пермского края.
4. Прекратить производство по делу в отношении Законодательного Собрания Пермского края и исключить его из числа ответчиков.
5. Выдать Правительству Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
6. Выдать Дорожному агентству Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
7. Выдать Государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru