Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2010 г. по делу № 3-4/2010

Новосибирский областной суд в составе:
    Председательствующего судьи     Петруниной И.Н.
    При секретаре                   П.О.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании с участием прокурора Трифоновой М.К., представителя Общественной организации "Новосибирское областное общество охотников и рыболовов" М.И.В., представителя администрации Новосибирской области Л.Э.А., гражданское дело по заявлению Общественной организации "Новосибирское областное общество охотников и рыболовов" о признании противоречащим федеральному законодательству постановления администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па "О запрете на пользование объектами животного мира на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области",

установил:


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 26.12.1995 имеет номер 1289, а не 569.

Общественная организация "Новосибирское областное общество охотников и рыболовов" обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па "О запрете на пользование объектами животного мира на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области", по тем основаниям, что был нарушен порядок принятия оспариваемого постановления: в нарушение статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" не получено согласование Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор); в нарушение статьи 1 названного Закона в постановлении не указаны конкретные объекты животного мира (дикое животное) на пользование которыми введен запрет, а указаны только виды объектов животного мира (боровая, водоплавающая, степная, полевая и болотно-луговая дичь) не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года № 569.
Кроме того, на момент принятия оспариваемого постановления право пользования и владения объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области принадлежало заявителю на основании долгосрочной лицензии, и это право прекращено не было.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Новосибирской области считает заявление не подлежащими удовлетворению, полагая, что оспариваемое постановление принято администрацией Новосибирской области в пределах ее компетенции, нарушений по порядку принятия постановления допущено не было.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего возможным отказать в удовлетворении заявления, изучив материалы дела, суд находит заявление Общественной организации "Новосибирское областное общество охотников и рыболовов" не подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Постановлением администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па "О запрете на пользование объектами животного мира на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области" (пункт 1) установлен запрет на пользование объектами животного мира (боровая, водоплавающая, степная, полевая и болотно-луговая дичь) на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области с 29 августа 2009 года по 28 августа 2014 года (с указанием границ участка) (л. д. 8).
Постановлением администрации Новосибирской области от 26 августа 2009 года № 321-па "О внесении изменения в постановление администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па" в пункте 1 постановления № 316-па слова "с 29 августа 2009 года" заменены словами "с 31 августа 2009 года" (л. д. 115).
Постановление администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па (с изменениями от 26 августа 2009 года) опубликовано в газете "Советская Сибирь" № 167 от 8 сентября 2009 года.
Доводы заявителя о том, что при принятии оспариваемого постановления не было произведено согласование с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), что противоречит статье 6 Федерального закона "О животном мире", являются несостоятельными и опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира определены статьями 5, 6, 6.1 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире".
В соответствии с частью первой статьи 21 Федерального закона "О животном мире" в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 5 части первой статьи 6 Федерального закона "О животном мире" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов - введение на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.
Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто, в частности, путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания.
Администрация Новосибирской области, как высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в силу статьи 43 Устава Новосибирской области, наделена полномочиями по принятию нормативных правовых актов по введению запретов на использование объектов животного мира.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона Новосибирской области "О нормативных правовых актах Новосибирской области", администрация Новосибирской области по вопросам, решение которых относится к ее полномочиям, принимает нормативные правовые акты в виде постановлений.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 327 издано 30.06.2004, а не 30.06.2006.

При этом, принимаемые нормативные правовые акты администрации Новосибирской области в указанной выше сфере правового регулирования, подлежат согласованию с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (пункт 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 327).
Постановление № 316-па было принято администрацией Новосибирской области 21 августа 2009 года по представлению Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Новосибирской области (л. д.).
Согласно пункту 1 Положения об Управлении по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 21 октября 2008 года № 424, Управление является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области. В соответствии с пунктом 13 Управление для реализации своих полномочий имеет право вносить в администрацию Новосибирской области представления о введении на территории Новосибирской области ограничений и запретов на использование объектов животного мира.
Проект данного постановления с Россельхознадзором не согласовывался.
Проект постановления об изменении постановления администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па, которым перенесен срок введения запрета с 29 августа 2009 года на 31 августа 2009 года был представлен в Россельхознадзор на согласование 26 августа 2009 года и в этот же день был согласован Россельхознадзором (л. д. 113, 114).
В материалах дела имеется письмо Россельхознадзора от 19 октября 2009 года (л. д. 113) в котором указывается о том, что оспариваемое постановление можно считать согласованным с Россельхознадзором.
Исходя из изложенного и учитывая то обстоятельство, что действующим законодательством не установлена конкретная форма согласования с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит положениям абзаца 5 части первой статьи 6 и части первой статьи 21 Федерального закона "О животном мире", поскольку постановление администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па с внесенными в него изменениями постановлением администрации Новосибирской области от 26 августа 2009 года № 321-па, было согласовано с Россельхознадзором до начала течения установленного срока запрета на пользование объектами животного мира.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления статьям 1, 21 Федерального закона "О животном мире", поскольку в постановлении не указаны конкретные объекты животного мира (дикое животное), что, по мнению заявителя вызывает неоднозначное толкование постановления, правильными признаны быть не могут, так как основаны на ошибочном толковании положений Закона.
Статья 1 Федерального закона "О животном мире" устанавливает основные понятия, применяемые в целях настоящего Закона, исходя из которых:
- объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция;
- охрана животного мира - деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира;
- использование объектов животного мира - изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.
Федеральным законом субъектам Российской Федерации в рамках реализации переданного полномочия Российской Федерации предоставлено право вводить ограничения (запрещать) осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользования его определенными объектами, в связи с чем указание в пункте 1 оспариваемого постановления администрации Новосибирской области в качестве объектов животного мира - боровой, водоплавающей, степной и болотно-луговой дичи, является правомерным.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления положениям статьи 47 Федерального закона "О животном мире", суд находит несостоятельными.
Положениями названной статьи регулируются порядок и юридические основания прекращения права пользования животным миром конкретного пользователя животного мира, что не является предметом распариваемого спора.
Ссылки представителя заявителя на несоответствие оспариваемого постановления части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут быть приняты судом во внимание, поскольку дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов субъектов Российской Федерации, в силу ее статьи 125 (пункт "б" части 2), разрешает Конституционный Суд Российской Федерации, в связи с чем, заявления об оспаривании конституционности таких нормативных актов не подлежат рассмотрению в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па "О запрете на пользование объектами животного мира на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области" (с изменениями, внесенными постановлением администрации Новосибирской области от 26 августа 2009 года № 321-па) принято администрацией Новосибирской области в пределах ее компетенции, по согласованию с Россельхознадзором. Издание постановления обусловлено наличием соответствующего представления специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания - Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Новосибирской области, не противоречит действующему федеральному законодательству, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявления у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Общественной организации "Новосибирское областное общество охотников и рыболовов" о признании противоречащим федеральному законодательству постановления администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па "О запрете на пользование объектами животного мира на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Верховный Суд Российской Федерации, с подачей жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу
ПЕТРУНИНА И.Н.

Решение вступило в законную силу 14 апреля 2010 г.
Судья
ПЕТРУНИНА И.Н.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru