НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 января 2010 г. по делу № 3-4/2010
Новосибирский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Петруниной И.Н.
При секретаре П.О.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании с участием прокурора Трифоновой М.К., представителя Общественной организации "Новосибирское областное общество охотников и рыболовов" М.И.В., представителя администрации Новосибирской области Л.Э.А., гражданское дело по заявлению Общественной организации "Новосибирское областное общество охотников и рыболовов" о признании противоречащим федеральному законодательству постановления
администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па "О запрете на пользование объектами животного мира на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области",
установил:
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 26.12.1995 имеет номер 1289, а не 569.
Общественная организация "Новосибирское областное общество охотников и рыболовов" обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления
администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па "О запрете на пользование объектами животного мира на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области", по тем основаниям, что был нарушен порядок принятия оспариваемого постановления
: в нарушение статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" не получено согласование Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор); в нарушение статьи 1 названного Закона в постановлении
не указаны конкретные объекты животного мира (дикое животное) на пользование которыми введен запрет, а указаны только виды объектов животного мира (боровая, водоплавающая, степная, полевая и болотно-луговая дичь) не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года № 569.
Кроме того, на момент принятия оспариваемого постановления
право пользования и владения объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области принадлежало заявителю на основании долгосрочной лицензии, и это право прекращено не было.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Новосибирской области считает заявление не подлежащими удовлетворению, полагая, что оспариваемое постановление
принято администрацией Новосибирской области в пределах ее компетенции, нарушений по порядку принятия постановления
допущено не было.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего возможным отказать в удовлетворении заявления, изучив материалы дела, суд находит заявление Общественной организации "Новосибирское областное общество охотников и рыболовов" не подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Постановлением
администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па "О запрете на пользование объектами животного мира на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области" (пункт 1)
установлен запрет на пользование объектами животного мира (боровая, водоплавающая, степная, полевая и болотно-луговая дичь) на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области с 29 августа 2009 года по 28 августа 2014 года (с указанием границ участка) (л. д. 8).
Постановлением
администрации Новосибирской области от 26 августа 2009 года № 321-па "О внесении изменения в постановление администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па" в пункте 1
постановления № 316-па слова "с 29 августа 2009 года" заменены словами "с 31 августа 2009 года" (л. д. 115).
Постановление
администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па (с изменениями от 26 августа 2009 года) опубликовано в газете "Советская Сибирь" № 167 от 8 сентября 2009 года.
Доводы заявителя о том, что при принятии оспариваемого постановления
не было произведено согласование с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), что противоречит статье 6 Федерального закона "О животном мире", являются несостоятельными и опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира определены статьями 5, 6, 6.1 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире".
В соответствии с частью первой статьи 21 Федерального закона "О животном мире" в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 5 части первой статьи 6 Федерального закона "О животном мире" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов - введение на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.
Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто, в частности, путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания.
Администрация Новосибирской области, как высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в силу статьи 43
Устава Новосибирской области, наделена полномочиями по принятию нормативных правовых актов по введению запретов на использование объектов животного мира.
Согласно пункту 1 статьи 18
Закона Новосибирской области "О нормативных правовых актах Новосибирской области", администрация Новосибирской области по вопросам, решение которых относится к ее полномочиям, принимает нормативные правовые акты в виде постановлений.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 327 издано 30.06.2004, а не 30.06.2006.
При этом, принимаемые нормативные правовые акты администрации Новосибирской области в указанной выше сфере правового регулирования, подлежат согласованию с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (пункт 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 327).
Постановление
№ 316-па было принято администрацией Новосибирской области 21 августа 2009 года по представлению Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Новосибирской области (л. д.).
Согласно пункту 1
Положения об Управлении по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 21 октября 2008 года № 424, Управление является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области. В соответствии с пунктом 13
Управление для реализации своих полномочий имеет право вносить в администрацию Новосибирской области представления о введении на территории Новосибирской области ограничений и запретов на использование объектов животного мира.
Проект данного постановления с Россельхознадзором не согласовывался.
Проект постановления об изменении постановления
администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па, которым перенесен срок введения запрета с 29 августа 2009 года на 31 августа 2009 года был представлен в Россельхознадзор на согласование 26 августа 2009 года и в этот же день был согласован Россельхознадзором (л. д. 113, 114).
В материалах дела имеется письмо Россельхознадзора от 19 октября 2009 года (л. д. 113) в котором указывается о том, что оспариваемое постановление
можно считать согласованным с Россельхознадзором.
Исходя из изложенного и учитывая то обстоятельство, что действующим законодательством не установлена конкретная форма согласования с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление
не противоречит положениям абзаца 5 части первой статьи 6 и части первой статьи 21 Федерального закона "О животном мире", поскольку постановление
администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па с внесенными в него изменениями постановлением
администрации Новосибирской области от 26 августа 2009 года № 321-па, было согласовано с Россельхознадзором до начала течения установленного срока запрета на пользование объектами животного мира.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления
статьям 1, 21 Федерального закона "О животном мире", поскольку в постановлении
не указаны конкретные объекты животного мира (дикое животное), что, по мнению заявителя вызывает неоднозначное толкование постановления
, правильными признаны быть не могут, так как основаны на ошибочном толковании положений Закона.
Статья 1 Федерального закона "О животном мире" устанавливает основные понятия, применяемые в целях настоящего Закона, исходя из которых:
- объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция;
- охрана животного мира - деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира;
- использование объектов животного мира - изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.
Федеральным законом субъектам Российской Федерации в рамках реализации переданного полномочия Российской Федерации предоставлено право вводить ограничения (запрещать) осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользования его определенными объектами, в связи с чем указание в пункте 1
оспариваемого постановления администрации Новосибирской области в качестве объектов животного мира - боровой, водоплавающей, степной и болотно-луговой дичи, является правомерным.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления
положениям статьи 47 Федерального закона "О животном мире", суд находит несостоятельными.
Положениями названной статьи регулируются порядок и юридические основания прекращения права пользования животным миром конкретного пользователя животного мира, что не является предметом распариваемого спора.
Ссылки представителя заявителя на несоответствие оспариваемого постановления
части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут быть приняты судом во внимание, поскольку дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов субъектов Российской Федерации, в силу ее статьи 125 (пункт "б" части 2), разрешает Конституционный Суд Российской Федерации, в связи с чем, заявления об оспаривании конституционности таких нормативных актов не подлежат рассмотрению в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что постановление
администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па "О запрете на пользование объектами животного мира на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области" (с изменениями, внесенными постановлением администрации Новосибирской области от 26 августа 2009 года № 321-па) принято администрацией Новосибирской области в пределах ее компетенции, по согласованию с Россельхознадзором. Издание постановления
обусловлено наличием соответствующего представления специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания - Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Новосибирской области, не противоречит действующему федеральному законодательству, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявления у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Общественной организации "Новосибирское областное общество охотников и рыболовов" о признании противоречащим федеральному законодательству постановления
администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года № 316-па "О запрете на пользование объектами животного мира на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Верховный Суд Российской Федерации, с подачей жалобы через Новосибирский областной суд.
Председательствующий по делу
ПЕТРУНИНА И.Н.
Решение вступило в законную силу 14 апреля 2010 г.
Судья
ПЕТРУНИНА И.Н.