Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2009 г. по делу № А45-18000/2009

Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2009 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 сентября 2009 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Абаимовой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сибирского управления государственного железнодорожного надзора
к Открытому акционерному обществу "Новосибирскавтодор"
о привлечении к административной ответственности
при участии представителей:
заявителя: Ермолаева А.Е. по доверенности от 09.04.2009 г., Архиповой Н.А. по доверенности от 09.04.2009 г.
заинтересованного лица: Ильюченко П.В. по доверенности от 16.01.2009 г.

В Арбитражный суд Новосибирской области поступило заявление Сибирского управления государственного железнодорожного надзора (далее - заявитель, управление) о привлечении Открытого акционерного общества "Новосибирскавтодор" (далее - общество, ОАО "Новосибирскавтодор") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы осуществлением обществом погрузоразгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без специального разрешения (лицензии).
В отзыве на заявление общество считает заявленные требования необоснованными, ссылаясь на то, что осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является для общества основной, а осуществляется как элемент основной деятельности, на которую у общества имеются соответствующие лицензии. По мнению общества, наличие у него лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов подтверждает правомочия общества по осуществлению деятельности с нефтепродуктами.
Изложенные доводы ранее нашли подтверждение в постановлении от 24.04.2009 г., вынесенном мировым судьей 4-го судебного участка Центрального района г. Новосибирска по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Новосибирскавтодор".
Кроме того, ОАО "Новосибирскавтодор" ссылается на нарушение управлением требований части 12 статьи 9, части 2 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ), касающихся порядка и оснований проведения проверки.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения от 29.06.2009 г. № 139-р, плана проведения контрольно-надзорных мероприятий Сибирского управления госжелнадзора на 2009 год комиссией управления в период с 06.07.2009 г. по 31.07.2009 г. проведена проверка ОАО "Новосибирскавтодор" (филиал Коченевское ДРСУ) по вопросам обеспечения безопасности движения, перевозке, погрузке, выгрузке, опасных грузов на железнодорожном транспорте.
В ходе проверки установлено, что для обеспечения своей деятельности общество эксплуатирует железнодорожные пути необщего пользования по адресу: Новосибирская область, р.п. Коченево, ул. Промышленная, 61. На указанные пути в адрес общества на основании транспортной железнодорожной накладных № ЭЬ 490861, ЭЭ 700762 поступили вагоны с опасным грузом - мазут, который по классу опасности относится к 9 классу (аварийная карточка № 901). Выгрузка опасного груза была произведена силами ОАО "Новосибирскавтодор".
По данным общества за период с 01.01.2009 года по общество получило и самостоятельно выгрузило 5 вагонов опасных грузов - дизельное топливо, мазут.
По результатам проверки составлен Акт № ОГ-18/05 от 30.07.2009 г.
Полагая, что погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию, заявителем 30.07.2009 г. в отношении общества был составлен Протокол № 380/ЮЛ об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, послуживший основанием для обращения в соответствии со статьей 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в дело доказательства, выслушав выступления представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Федеральный закон № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона.
При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Горюче-смазочные материалы, получаемые обществом, являются опасным грузом, который, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузо-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.06 № 134, определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе на железнодорожных подъездных путях, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно Уставу ОАО "Новосибирскавтодор" видами деятельности общества являются, в том числе, выполнение работ по строительству, ремонту, содержанию дорог; оказание и выполнение транспортных, ремонтных и других работ и услуг для организаций и физических лиц; заправка дорожной техники собственными средствами и силами.
Как следует из материалов дела, в период с января 2009 года по июль 2009 года общество являлось грузополучателем опасных грузов: мазута ТКМ-16, дизельного топлива; осуществляло выгрузку из вагонов указанных опасных грузов.
Таким образом, осуществляя разгрузку опасных грузов из поступивших вагонов-цистерн на железнодорожных путях необщего пользования, общество осуществляет разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, на которую требуется соответствующая лицензия.
Вместе с тем общество лицензии на указанный вид деятельности, как следует из материалов дела, не имеет.
Доводы общества о том, что данный вид деятельности оно осуществляет на основании лицензии № ЭВ-60-000080 (ЖС) от 12.12.2007 г., выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.
Указанная лицензия выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору для осуществления обществом эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежала лицензированию в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ.
Погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, довод заинтересованного лица о том, что специальной лицензии на осуществление погрузо-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте не требуется противоречит требованиям Положения о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134, пунктом первым которого определено: "Положение определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями", а также регулирует лицензионные требования и условия.
Кроме того, лицензирование погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, которым в данном случае был доставлен опасный груз в адрес общества, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, тогда как лицензия № ЭВ-60-000080 (ЖС) от 12.12.2007 г. выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия требуется на каждый вид лицензируемой деятельности. Из материалов настоящего дела следует, что общество не только эксплуатирует взрывоопасные производственные объекты, но и осуществляет выгрузку нефтепродуктов для своей деятельности, транспортируемых железнодорожным транспортом.
Доводы общества о том, что работы по выгрузке опасных грузов осуществляются ОАО "Новосибирскавтодор" без цели извлечения прибыли, в связи с чем указанная деятельность не является предпринимательской, являются несостоятельными, поскольку разгрузочная деятельность общества применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте направлена на обеспечение производственного процесса ОАО "Новосибирскавтодор", конечной целью которого является получение прибыли. Из материалов дела следует и не отрицается обществом, что оно осуществляет слив нефтепродуктов на железнодорожном транспорте с постоянной периодичностью.
При таких обстоятельствах основания для привлечения общества к ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях имеются.
Ссылка общества на нарушение управлением требований Закона № 294-ФЗ не принимаются судом во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона № 294-ФЗ до 1 января 2010 года положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении отдельных видов контроля и надзора, обозначенных в пункте 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ и регулируемых иными федеральными законами. В данном пункте поименован, в том числе и государственный надзор в области обеспечения безопасности железнодорожного движения.
Постановление от 24.04.2009 г., вынесенное мировым судьей 4-го судебного участка Центрального района г. Новосибирска, не имеет для арбитражного суда преюдициального значения, поскольку, было принято по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, тогда как в данном случае в действиях заявителя имеется состав правонарушения по части 2 статьи 14.1 Кодекса, при этом постановление принято по результатам проверки филиала ОАО "Новосибирскавтодор" Барабинского ДРСУ, тогда как в настоящем деле проведена проверка Коченевского ДРСУ.
При проверке соблюдения управлением производства по делу об административном правонарушении судом нарушений не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела не истек.
При назначении наказания суд, учитывая наличие смягчающих обстоятельств - привлечение общества к административной ответственности впервые, считает возможным назначить минимальный размер штрафа - 40 000 рублей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 23.09.2009 г. до 24.09.2009 г.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь Открытое акционерное общество "Новосибирскавтодор", находящееся по адресу: г. Новосибирск, ул. Каменская, 19, ОГРН 1025402462689, к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Банк плательщика - ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области г. Новосибирска
Получатель: УФК по Новосибирской области (Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
ИНН 5407002730/КПП 540701001
БИК 045004001
Счет получателя 40101810900000010001
КБК 10611690040040000140
ОКАТО 50401000000
Назначение платежа: уплата штрафа
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья
Т.В.АБАИМОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru