АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2009 г. по делу № А45-18000/2009
Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2009 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 сентября 2009 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Абаимовой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сибирского управления государственного железнодорожного надзора
к Открытому акционерному обществу "Новосибирскавтодор"
о привлечении к административной ответственности
при участии представителей:
заявителя: Ермолаева А.Е. по доверенности от 09.04.2009 г., Архиповой Н.А. по доверенности от 09.04.2009 г.
заинтересованного лица: Ильюченко П.В. по доверенности от 16.01.2009 г.
В Арбитражный суд Новосибирской области поступило заявление Сибирского управления государственного железнодорожного надзора (далее - заявитель, управление) о привлечении Открытого акционерного общества "Новосибирскавтодор" (далее - общество, ОАО "Новосибирскавтодор") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы осуществлением обществом погрузоразгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без специального разрешения (лицензии).
В отзыве на заявление общество считает заявленные требования необоснованными, ссылаясь на то, что осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является для общества основной, а осуществляется как элемент основной деятельности, на которую у общества имеются соответствующие лицензии. По мнению общества, наличие у него лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов подтверждает правомочия общества по осуществлению деятельности с нефтепродуктами.
Изложенные доводы ранее нашли подтверждение в постановлении от 24.04.2009 г., вынесенном мировым судьей 4-го судебного участка Центрального района г. Новосибирска по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Новосибирскавтодор".
Кроме того, ОАО "Новосибирскавтодор" ссылается на нарушение управлением требований части 12 статьи 9, части 2 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ), касающихся порядка и оснований проведения проверки.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения от 29.06.2009 г. № 139-р, плана проведения контрольно-надзорных мероприятий Сибирского управления госжелнадзора на 2009 год комиссией управления в период с 06.07.2009 г. по 31.07.2009 г. проведена проверка ОАО "Новосибирскавтодор" (филиал Коченевское ДРСУ) по вопросам обеспечения безопасности движения, перевозке, погрузке, выгрузке, опасных грузов на железнодорожном транспорте.
В ходе проверки установлено, что для обеспечения своей деятельности общество эксплуатирует железнодорожные пути необщего пользования по адресу: Новосибирская область, р.п. Коченево, ул. Промышленная, 61. На указанные пути в адрес общества на основании транспортной железнодорожной накладных № ЭЬ 490861, ЭЭ 700762 поступили вагоны с опасным грузом - мазут, который по классу опасности относится к 9 классу (аварийная карточка № 901). Выгрузка опасного груза была произведена силами ОАО "Новосибирскавтодор".
По данным общества за период с 01.01.2009 года по общество получило и самостоятельно выгрузило 5 вагонов опасных грузов - дизельное топливо, мазут.
По результатам проверки составлен Акт № ОГ-18/05 от 30.07.2009 г.
Полагая, что погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию, заявителем 30.07.2009 г. в отношении общества был составлен Протокол № 380/ЮЛ об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, послуживший основанием для обращения в соответствии со статьей 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в дело доказательства, выслушав выступления представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Федеральный закон № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона.
При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Горюче-смазочные материалы, получаемые обществом, являются опасным грузом, который, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузо-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.06 № 134, определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе на железнодорожных подъездных путях, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно Уставу ОАО "Новосибирскавтодор" видами деятельности общества являются, в том числе, выполнение работ по строительству, ремонту, содержанию дорог; оказание и выполнение транспортных, ремонтных и других работ и услуг для организаций и физических лиц; заправка дорожной техники собственными средствами и силами.
Как следует из материалов дела, в период с января 2009 года по июль 2009 года общество являлось грузополучателем опасных грузов: мазута ТКМ-16, дизельного топлива; осуществляло выгрузку из вагонов указанных опасных грузов.
Таким образом, осуществляя разгрузку опасных грузов из поступивших вагонов-цистерн на железнодорожных путях необщего пользования, общество осуществляет разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, на которую требуется соответствующая лицензия.
Вместе с тем общество лицензии на указанный вид деятельности, как следует из материалов дела, не имеет.
Доводы общества о том, что данный вид деятельности оно осуществляет на основании лицензии № ЭВ-60-000080 (ЖС) от 12.12.2007 г., выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.
Указанная лицензия выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору для осуществления обществом эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежала лицензированию в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ.
Погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, довод заинтересованного лица о том, что специальной лицензии на осуществление погрузо-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте не требуется противоречит требованиям Положения о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134, пунктом первым которого определено: "Положение определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями", а также регулирует лицензионные требования и условия.
Кроме того, лицензирование погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, которым в данном случае был доставлен опасный груз в адрес общества, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, тогда как лицензия № ЭВ-60-000080 (ЖС) от 12.12.2007 г. выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия требуется на каждый вид лицензируемой деятельности. Из материалов настоящего дела следует, что общество не только эксплуатирует взрывоопасные производственные объекты, но и осуществляет выгрузку нефтепродуктов для своей деятельности, транспортируемых железнодорожным транспортом.
Доводы общества о том, что работы по выгрузке опасных грузов осуществляются ОАО "Новосибирскавтодор" без цели извлечения прибыли, в связи с чем указанная деятельность не является предпринимательской, являются несостоятельными, поскольку разгрузочная деятельность общества применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте направлена на обеспечение производственного процесса ОАО "Новосибирскавтодор", конечной целью которого является получение прибыли. Из материалов дела следует и не отрицается обществом, что оно осуществляет слив нефтепродуктов на железнодорожном транспорте с постоянной периодичностью.
При таких обстоятельствах основания для привлечения общества к ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях имеются.
Ссылка общества на нарушение управлением требований Закона № 294-ФЗ не принимаются судом во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона № 294-ФЗ до 1 января 2010 года положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении отдельных видов контроля и надзора, обозначенных в пункте 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ и регулируемых иными федеральными законами. В данном пункте поименован, в том числе и государственный надзор в области обеспечения безопасности железнодорожного движения.
Постановление от 24.04.2009 г., вынесенное мировым судьей 4-го судебного участка Центрального района г. Новосибирска, не имеет для арбитражного суда преюдициального значения, поскольку, было принято по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, тогда как в данном случае в действиях заявителя имеется состав правонарушения по части 2 статьи 14.1 Кодекса, при этом постановление принято по результатам проверки филиала ОАО "Новосибирскавтодор" Барабинского ДРСУ, тогда как в настоящем деле проведена проверка Коченевского ДРСУ.
При проверке соблюдения управлением производства по делу об административном правонарушении судом нарушений не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела не истек.
При назначении наказания суд, учитывая наличие смягчающих обстоятельств - привлечение общества к административной ответственности впервые, считает возможным назначить минимальный размер штрафа - 40 000 рублей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 23.09.2009 г. до 24.09.2009 г.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Привлечь Открытое акционерное общество "Новосибирскавтодор", находящееся по адресу: г. Новосибирск, ул. Каменская, 19, ОГРН 1025402462689, к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Банк плательщика - ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области г. Новосибирска
Получатель: УФК по Новосибирской области (Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
ИНН 5407002730/КПП 540701001
БИК 045004001
Счет получателя 40101810900000010001
КБК 10611690040040000140
ОКАТО 50401000000
Назначение платежа: уплата штрафа
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья
Т.В.АБАИМОВА