СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"КУЖЕНЕРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"
РЕШЕНИЕ СЕДЬМОЙ СЕССИИ ПЯТОГО СОЗЫВА
от 31 марта 2010 г. № 57
О ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В КУЖЕНЕРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
В целях реализации Концепции
правового просвещения граждан в Республике Марий Эл, утвержденной Указом
Президента Республики Марий Эл от 30.09.2009 № 197, Собрание депутатов Куженерского муниципального района решает:
1. Утвердить Концепцию
правового просвещения несовершеннолетних в Куженерском муниципальном районе (Приложение 1).
2. Утвердить План мероприятий, направленных на реализацию Концепции правового просвещения несовершеннолетних в Куженерском муниципальном районе, на 2010 год (Приложение 2 - не приводится).
3. Опубликовать настоящее решение в районной газете "Заря".
4. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя Собрания депутатов Куженерского муниципального района.
Председатель
Собрания депутатов
муниципального образования
"Куженерский муниципальный район"
В.УРАЗАЕВ
Приложение 1
к решению
Собрания депутатов
муниципального образования
"Куженерский муниципальный район"
от 31 марта 2010 г. № 57
Утверждена
решением
Собрания депутатов
муниципального образования
"Куженерский муниципальный район"
от 31 марта 2010 г. № 57
КОНЦЕПЦИЯ
ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В КУЖЕНЕРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения
Указом
Президента Республики Марий Эл от 30.09.2009 № 197 "Об утверждении Концепции правового просвещения граждан в Республике Марий Эл" утверждена Концепция
правового просвещения граждан в Республике Марий Эл (далее - Концепция).
Одним из приоритетных направлений в работе органов местного самоуправления Куженерского муниципального района в целях реализации поставленных Концепцией
правового просвещения граждан в Республике Марий Эл задач является правовое просвещение несовершеннолетних, которые завтра войдут в сложный и многообразный реальный мир. У них должно быть сформировано мировоззрение, основанное на уважении к закону, понимании проблемы прав человека и умении найти возможные пути ее решения. Необходимо помочь молодым людям не только адаптироваться в новых условиях, но и, самое главное, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, с другими людьми, уважая свои права и права каждого члена этого общества.
Актуальность работы с данной категорией граждан обусловлена следующими причинами.
Во-первых, ратификация Россией в 1990 г. Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН и закрепившей за несовершеннолетним статус самостоятельного участника правоотношений. Интенсивное развитие российского законодательства, регулирующего отношения в сфере детства, особенность правового статуса несовершеннолетнего порождает необходимость знания и правоприменения этого законодательства, соответствия международным стандартам правового положения лиц, не достигших совершеннолетия.
Во-вторых, получившее характер национальной катастрофы социальное неблагополучие российских детей. Несмотря на предпринимаемые государством меры по повышению благосостояния населения, уровень жизни значительного количества семей с детьми остается невысоким, что отрицательно сказывается на здоровье, воспитании и образовании несовершеннолетних. Сохраняются такие острые социальные проблемы, как детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, ранняя алкоголизация и наркотизация подростков, насилие в отношении детей, рост преступности несовершеннолетних.
Социальные проблемы в сфере детства вызывают особый общественный резонанс. Именно поэтому в последние годы в России усилилось внимание ученых, политиков, общественных деятелей, журналистов к проблемам правового положения несовершеннолетних.
Реализация Концепции
направлена на формирование высокой общей правовой культуры несовершеннолетних, получение правовых знаний, которые составят базу для успешного осуществления своих гражданских прав и обязанностей, активного участия в общественно-политической жизни страны и общества.
II. Основные цели и задачи правового просвещения
несовершеннолетних в Куженерском муниципальном районе
Основными целями правового просвещения несовершеннолетних являются:
повышение правовой культуры несовершеннолетних, то есть осознание своих прав и уважение к чужим правам, подкрепленное знанием отечественной системы законов и международных правовых актов, повышение правовой активности, реализация правовых знаний и убеждений в повседневной правовой практике, в законопослушном поведении;
формирование правового сознания несовершеннолетних, как совокупности представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также освоение навыков правового положительного поведения;
профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
При формировании и реализации концепции правового просвещения несовершеннолетних выдвигаются следующие неотложные задачи и приоритеты:
1) обеспечение координации деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления Куженерского муниципального района, образовательных учреждений, общественных объединений и иных организаций в области правового просвещения несовершеннолетних, родителей и иных законных представителей несовершеннолетних;
2) повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления Куженерского муниципального района в области правового просвещения несовершеннолетних;
3) разъяснение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл как по вопросам правового статуса несовершеннолетнего, так и по иным вопросам социальной адаптации несовершеннолетнего;
4) проведение учебы по правовым вопросам для органов местного самоуправления, муниципальных служащих Куженерского муниципального района, педагогических работников, родителей и иных законных представителей несовершеннолетних;
5) проведение семинаров, совещаний по разъяснению действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл в сфере детства и изменений, вносимых в федеральные и республиканские законы;
6) деятельность общественных объединений и формирований, общественных органов правоохранительного характера (административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Куженерского муниципального района, Марийского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" и т.п.);
7) проведение в образовательных учреждениях бесед, лекций, встреч с работниками правоохранительных органов, специалистами, работающими в различных сферах, ролевых игр, правовых викторин, уроков-игр, игр-сказок.
III. Механизмы и основные направления правового просвещения
несовершеннолетних в Куженерском муниципальном районе
Успешная реализация задач, поставленных настоящей Концепцией, связана с эффективностью реализации мероприятий по следующим направлениям:
правовое информирование;
правовое обучение;
вовлечение личности в деятельность государства (фактическое применение полученных знаний на практике).
Правовое информирование возможно путем распространения и обеспечения доступности информации. Этому способствует просвещение несовершеннолетних через библиотеки, средства массовой информации, правовые учебы муниципальных служащих в Куженерском муниципальном районе, профессиональная служебная деятельность которых связана с работой с несовершеннолетними, педагогических работников. Для того, чтобы запустить механизм правового просвещения в каждодневных ситуациях, необходимо донести юридические знания до родителей, педагогов, друзей.
Правовое обучение включает в себя проведение в образовательных учреждениях классных часов по правовой тематике, деловых игр, направленных на обучение правовым способам защиты конституционных прав; приглашение специалистов правоохранительных органов, общественных объединений для проведения правовых лекций, родительских собраний, классных часов; проведение конкурсов рисунков, сочинений, турниров знатоков, отражающих проблемы прав ребенка; организация правовой учебы педагогических работников, в том числе по вопросам защиты прав и интересов ребенка.
Участие в деятельности государства, приобретение навыков применения правовых знаний в повседневной жизни могут быть смоделированы в ходе проведения тренингов, брифингов, ролевых игр, правовых викторин, уроков-игр, игр-сказок, путем подготовки правовых документов, определения законодательной базы применительно к жизненному явлению, абстрактной нормы права к правовой ситуации.
IV. Заключение
Конечным результатом Концепции
должно стать повышение правовой культуры несовершеннолетних, формирование их правового сознания, появление предпосылок для формирования нравственно-этического и духовного развития несовершеннолетних, формирование нового типа развивающей среды для содержательного досуга и определения жизненных приоритетов у подрастающего поколения, снижение уровня правонарушений, совершенных несовершеннолетними на территории Куженерского муниципального района.