Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2009 г. по делу № А31-3396/2009

Судья Арбитражного суда Костромской области Цветков Сергей Владимирович
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУП ЖКХ городского округа - город Галич, Костромская область, г. Галич
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Костромской области, Костромская область, г. Галич
об обжаловании решения налогового органа о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках
протокол вел: судья
при участии в заседании:
от заявителя: не явился (извещен надлежащим образом);
от ответчика: не явился (извещен надлежащим образом);

установил:

муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства городского округа - город Галич, Костромская область, г. Галич (далее - Предприятие, заявитель) в лице конкурсного управляющего Сауренко В.А. обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Костромской области, г. Галич Костромской области (далее - Инспекция, ответчик) от 12.05.2009 № 10637 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Инспекция требования Предприятия не признает, полагая свое решение обоснованным и законным, представила отзыв.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Согласно части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате и времени проведения судебного заседания (почтовые уведомления в деле), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Заявитель направил в суд ходатайства с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство удовлетворено судом.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия сторон, поскольку обязательной явку представителей сторон в судебное заседание суд не признавал.
Суд, исследовав материалы дела, считает установленными следующие обстоятельства.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 20.10.2008 по делу № А31-4363/2008 в отношении Предприятия введена процедура наблюдения сроком до 19.02.2009, в дальнейшем продленная до 09.04.2009.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2009 по тому же делу Предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства.
04.02.2009 решением Инспекции № 2192/609 Предприятие было привлечено к налоговой ответственности в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 8488,8 руб. за неполную уплату сумм налога.
23.03.2009 Инспекцией налогоплательщику направлено требование № 1640 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
По причине неисполнения названного требования в установленный в нем срок (13.04.2009), руководителем Инспекции принято решение № 10637 от 27.04.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В заявлении указывает, что поскольку требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", то налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию данной задолженности. Данные требования, по мнению заявителя, являются внеочередными и должны быть включены в реестр требований кредиторов. Кроме того, начисление штрафов и иных санкций должнику, в отношении которого открыто конкурсное производство не допускается. По указанным основаниям считает оспариваемое решение Инспекции № 10637 от 27.04.2009 незаконным и подлежащим отмене.
В предварительном судебном заседании представитель Предприятия поддержал заявленные требования, просил признать незаконным и отменить оспариваемое решение Инспекции № 10637.
Инспекция с требованиями Предпринимателя не согласна. В отзыве на заявление указывает, что правомерно инициировала принудительное взыскание штрафа, поскольку полагает, что платеж является текущим и сумма штрафа в реестр требований кредиторов не включалась. Просит отказать Предприятию в удовлетворении требований. Подробно позиция налогового органа изложена в письменном отзыве (листы дела 15-16).
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, принимая во внимание пояснения представителя Предприятия в предварительном судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (применительно к конкретному виду налогов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) влечет взыскание с налогоплательщика штрафа.
Статьями 46, 47, 70 Кодекса определяются правила принудительного взыскания налоговым органом налога, сбора, а также пеней, штрафа во внесудебном порядке.
Акты и действия налоговых органов могут быть обжалованы налогоплательщиком в суд в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Предприятием обжалуются действия Инспекции по принудительному взысканию штрафа во внесудебном порядке, обязанность по уплате которого возникла у заявителя 04.03.2009, т.е. после введения в отношении Предприятия процедуры наблюдения (20.10.2008) и до принятия судом решения о признании должника банкротом (15.04.2009).
Порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулирует Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве).
В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон № 296-ФЗ) установлено, что к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон № 296-ФЗ вступил в силу 31.12.2008.
Таким образом, с указанной даты к спорным правоотношениям должны применяться нормы Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона № 296-ФЗ), поскольку в отношении Предприятия ни одна из указанных выше процедур не применялась.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.
Спорное правоотношение между заявителем и Инспекцией возникло в процедуре наблюдения, следовательно, назначенный Предприятию штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ относится к текущим платежам.
Согласно абзацу 5 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Абзацем 6 указанной статьи установлено, что все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Следовательно, статьей 134 Закона о банкротстве установлен специальный порядок удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам в период процедуры банкротства (пункт 3 статьи 5 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. Вместе с тем, очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам определена в пункте 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
При указанных обстоятельствах Инспекция, правильно определив закон, подлежащий применению, инициировала неправильный механизм его реализации, что повлекло незаконное применение в отношении Предприятия, которое 15.04.2009 признано банкротом, порядка принудительного внесудебного взыскания спорной суммы штрафа, путем принятия оспариваемого решения № 10637 от 27.04.2009.
Вместе с тем, мнение заявителя о том, что штраф в размере 8488,8 руб., примененный к Предприятию, не признается внеочередным требованием и должен быть установлен судом, рассматривающим дело о банкротстве, также является не правильным и основано на неверном толковании вышеуказанных норм Закона о банкротстве. Несостоятелен довод Предприятия и о том, что обязанность по уплате спорного штрафа возникла у заявителя после открытия конкурсного производства, поскольку такая обязанность возникла у Предприятия после принятия Инспекцией соответствующего решения о привлечении к налоговой ответственности (04.03.2009).
В данном случае необходимо принимать во внимание следующее.
Поскольку требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов и кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (пункт 2 статьи 5 Закона о банкротстве), такие требования предъявляются и рассматриваются вне рамок дела о банкротстве. Защита прав кредиторов по текущим платежам осуществляется по общим правилам, установленным нормами арбитражного и гражданского процессуального законодательства.
Вышеизложенное соответствует правовой позиции изложенной в пункте 45 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29, которым разъяснено, что при разрешении споров на стадии конкурсного производства внеочередные обязательства (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве) погашаются за счет конкурсной массы в порядке, установленном статьей 855 ГК РФ.
Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое решение Инспекции от 27.04.2009 № 10637 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках - отмене.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины не рассматривался судом, поскольку заявителю при обращении в арбитражный суд была предоставлена отсрочка в ее уплате. Таким образом, Предприятие не понесло расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Костромской области от 27.04.2009 № 10637 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, признать несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительным.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
С.В.ЦВЕТКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru