АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2010 г. по делу № А29-12030/2009
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФГУ "Волго-Вятскуправтодор"
к предпринимателю П.
об обязании ответчика устранить препятствия дальнейшего использования автодороги
при участии в судебном заседании:
от истца - Х. по доверенности,
от ответчика - П.
ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к предпринимателю П. обязать устранить препятствия дальнейшего использования полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вятка" в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами, путем демонтажа (ликвидации) примыкания к зданию "Столовая" на участке км 606 + 680 (слева) автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вятка" путем устранения слоя насыпи (твердого покрытия) с полосы отвода (откоса, обочины) автомобильной дороги, с учетом согласования проведения работ с ФГУ "Волго-Вятскуправтодор". Исковые требования уточнены истцом заявлением от 17.03.2010 № 13-727.
Стороны извещены надлежащим образом о судебном разбирательстве по делу. Дело рассматривается в отсутствие представителя истца в соответствии с пунктом 3 ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 13.08.2002 № ИС-682-р образовано ФГУ "Волго-Вятскуправтодор". Данным распоряжением с 01.10.2002 г. ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" преданы функции по управлению федеральными автомобильными дорогами, проходящими по территории Республики Татарстан (с 01.01.2003 г. управление федеральными дорогами Волго-Вятского региона). Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ № 3161-р от 10.09.2002 за ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" закреплена автомобильная дорога федерального значения "Подъезд к г. Ижевску и Пермь от М7 Волга". Постановлением Правительства РФ № 406 от 30.06.2005 г. федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень федеральных дорог РФ, утвержденные Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 г. № 62, закреплены в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства.
Уставом ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" предусмотрены следующие полномочия учреждения: выдача разрешений на строительство примыканий и строительство объектов дорожного сервиса в пределах полос отвода автомобильных дорог (пп. 3.2.1 Устава); обеспечение технического надзора за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам Дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения (пп. 3.3.7 Устава); организация обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами дорожного сервиса, средствами наружной рекламы и иными сооружениями, включая согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных Участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также специальных участков под стоянки и остановки, осуществление выдачи соответствующих разрешений и технических условий, согласование работ по строительству вышеуказанных объектов в соответствии и с планами строительства и генеральными схемами размещения, а также осуществления контроля за выполнением этих технических условий (пп. 3.3.8 Устава); организация принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам (п. 3.2.2 Устава).
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 01.12.1998 г. № 1420 "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования" установлено, что контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований Правил осуществляют органы управления Российское дорожное агентство и Уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными дорогами. Пунктом 20 Правил установлено, что органы управления федеральными автомобильными дорогами имеют право осуществлять в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в пределах придорожных полос, в том числе для предупреждения чрезвычайных ситуаций или ликвидации последствий, и с этой целью посещать земельные участки, находящиеся в пределах придорожных полос.
Актом выезда на место размещения объекта от 9 сентября 2009 г. - столовая, пользователем (владельцем) которого является индивидуальный предприниматель П., установлено, что здание столовой размещено на км 606 + 680 (слева) автомобильной дороги федерального значения "Вятка" 2-й технической категории на проходящей в границах Прилузского района Республики Коми. Объект имеет примыкание (съезд, выезд) на федеральную дорогу, которое осуществлено методом дополнительной отсыпки обочины полосы отвода автомобильной дороги, грунтом и обустройством твердого покрытия. Указанный акт подписан представителем пользователя П.
В ходе осмотра объекта установлено, что примыкание на федеральную дорогу размещено без учета требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, строительства и эксплуатации автодорог, а именно:
- расстояние от съезда к объекту до ближайшего примыкания не соответствует п. 14.2.3 ВСН 25-86 - съезды к сооружениям обслуживания должны быть расположены от пересечений и примыканий на расстоянии не менее 1 км на дорогах I категории, 0,5 км - II категории, 0,3 км - III категории (на данном участке расстояние от съезда к объекту до ближайшего примыкания составляет менее установленного норматива - 35,5 м от оси дороги);
- отсутствует стационарное освещение на примыкании (подъезде к объекту с автодороги) тогда как стационарное освещение следует предусматривать в зонах расположения комплексов обслуживания движения (п. 6 ст. 22 Закона об автодорогах РФ; п. 15.2 ВСН 25-86);
- в зоне расположенного указанного объекта отсутствуют информационные, предупреждающие дорожные знаки, тем самым не соблюдаются требования п. 6 ст. 22 Закона об автодорогах РФ и ГОСТ Р 52289-12004 г.
ИП П. о проведении проверки надлежащим образом извещен, присутствовал при осмотре объекта, акт-предписание № 23 от 09.09.2009 г. ответчику был вручен под расписку.
Неустранение ответчиком выявленных нарушений послужило основанием для обращения в суд настоящим иском.
Согласно статье 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением его права владения. Данные права принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом (ст. 305 ГК РФ).
Право постоянного бессрочного пользования ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" автомобильной дорогой "Вятка" подтверждается Свидетельством о государственной регистрации от 01.02.2007 № 11АА № 443991, выданным на основании постановлений Главы Администрации МО "Прилузский район" от 28.08.2003 № 682 и от 26.04.2006 № 231.
На топографической съемке полосы отвода автодороги автомобильной дороги "Вятка" от 2005 г., доведенной согласно техническому заданию на выполнение инженерно-геодезических изысканий в целях государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования км 660 + 680 (слева) автодороги "Вятка" не зафиксировано наличие примыкания и вышеуказанного объекта ИП П. - "Столовая".
В судебном заседании предприниматель П. подтвердил, что отсыпка гравием примыкания к автомобильной дороге им производилась.
Ответчик отзывом на исковое заявление отклонил заявленные требования, считает, что произвел согласование размещения объекта (ввод в эксплуатацию) и примыкание к федеральной дороге. К отзыву на исковое заявление им приложены правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе ситуационный план-схема столовой, на котором стоит отметка о согласовании заезда 40 м с федеральной автодороги начальником филиала ФГУ "Волго-Вятскуправтодор".
Истец пояснил, что получив согласование по акту выбора подъездной дороги, П. должен был получить технические условия в ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" и при строительстве обязан был обеспечить их выполнение.
Согласно разъяснениям Российского дорожного агентства, изложенным в письме от 17.03.2000 г. № РДА-22/913 "Об использовании земель, занятых полосами отвода федеральных автомобильных дорог общего пользования" в целях упорядочения ведения работы предприятиями и организациями хозяйственной деятельности в полосе отвода и придорожной полосе органам управления федеральными автомобильными дорогами общего пользования поручено обеспечить заключение соответствующих договоров с собственниками (владельцами) объектов дорожного сервиса. Указанные договоры с собственниками (владельцами) объектов дорожного сервиса оформляются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации как соглашение двух сторон об установлении гражданских обязанностей (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие письменного заключения о возможности согласования размещения объекта, договора на инженерно-техническое сопровождение объекта и технических условий размещения объекта дорожного сервиса и примыканий (съезда, выезда) подтверждает отсутствие у ИП П. положительного согласования с органом управления федеральными автомобильными дорогами - Федерального государственного учреждения "Федеральное управления автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства".
С учетом изложенного исковые требования ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" подлежат удовлетворению.
Требования истца о сроках приведения полосы отвода в первоначальное состояние и согласовании проведения работ с ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" суд оценивает как способ исполнения судебного решения, в связи с чем они не подлежат рассмотрению судом.
Суд разъясняет истцу, что в случае, если решение суда ответчиком в добровольном порядке не будет исполнено, он имеет право обратиться в службу судебных приставов-исполнителей об исполнении решения суда в принудительном порядке.
Согласно п. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, п. 1 ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать П. устранить препятствия дальнейшего использования полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вятка" в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами, путем демонтажа примыкания к зданию "Столовая" на участке км 606 + 680 (слева) автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вятка" путем устранения слоя насыпи (твердого покрытия) с полосы отвода (откоса, обочины) автомобильной дороги, с учетом согласования проведения работ с ФГУ "Волго-Вятскуправтодор".
Взыскать с П. в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке (во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с направлением жалобы через Арбитражный суд Республики Коми).
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми