Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2010 г. по делу № А29-12030/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФГУ "Волго-Вятскуправтодор"
к предпринимателю П.
об обязании ответчика устранить препятствия дальнейшего использования автодороги
при участии в судебном заседании:
от истца - Х. по доверенности,
от ответчика - П.
ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к предпринимателю П. обязать устранить препятствия дальнейшего использования полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вятка" в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами, путем демонтажа (ликвидации) примыкания к зданию "Столовая" на участке км 606 + 680 (слева) автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вятка" путем устранения слоя насыпи (твердого покрытия) с полосы отвода (откоса, обочины) автомобильной дороги, с учетом согласования проведения работ с ФГУ "Волго-Вятскуправтодор". Исковые требования уточнены истцом заявлением от 17.03.2010 № 13-727.
Стороны извещены надлежащим образом о судебном разбирательстве по делу. Дело рассматривается в отсутствие представителя истца в соответствии с пунктом 3 ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 13.08.2002 № ИС-682-р образовано ФГУ "Волго-Вятскуправтодор". Данным распоряжением с 01.10.2002 г. ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" преданы функции по управлению федеральными автомобильными дорогами, проходящими по территории Республики Татарстан (с 01.01.2003 г. управление федеральными дорогами Волго-Вятского региона). Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ № 3161-р от 10.09.2002 за ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" закреплена автомобильная дорога федерального значения "Подъезд к г. Ижевску и Пермь от М7 Волга". Постановлением Правительства РФ № 406 от 30.06.2005 г. федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень федеральных дорог РФ, утвержденные Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 г. № 62, закреплены в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства.
Уставом ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" предусмотрены следующие полномочия учреждения: выдача разрешений на строительство примыканий и строительство объектов дорожного сервиса в пределах полос отвода автомобильных дорог (пп. 3.2.1 Устава); обеспечение технического надзора за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам Дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения (пп. 3.3.7 Устава); организация обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами дорожного сервиса, средствами наружной рекламы и иными сооружениями, включая согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных Участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также специальных участков под стоянки и остановки, осуществление выдачи соответствующих разрешений и технических условий, согласование работ по строительству вышеуказанных объектов в соответствии и с планами строительства и генеральными схемами размещения, а также осуществления контроля за выполнением этих технических условий (пп. 3.3.8 Устава); организация принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам (п. 3.2.2 Устава).
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 01.12.1998 г. № 1420 "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования" установлено, что контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований Правил осуществляют органы управления Российское дорожное агентство и Уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными дорогами. Пунктом 20 Правил установлено, что органы управления федеральными автомобильными дорогами имеют право осуществлять в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в пределах придорожных полос, в том числе для предупреждения чрезвычайных ситуаций или ликвидации последствий, и с этой целью посещать земельные участки, находящиеся в пределах придорожных полос.
Актом выезда на место размещения объекта от 9 сентября 2009 г. - столовая, пользователем (владельцем) которого является индивидуальный предприниматель П., установлено, что здание столовой размещено на км 606 + 680 (слева) автомобильной дороги федерального значения "Вятка" 2-й технической категории на проходящей в границах Прилузского района Республики Коми. Объект имеет примыкание (съезд, выезд) на федеральную дорогу, которое осуществлено методом дополнительной отсыпки обочины полосы отвода автомобильной дороги, грунтом и обустройством твердого покрытия. Указанный акт подписан представителем пользователя П.
В ходе осмотра объекта установлено, что примыкание на федеральную дорогу размещено без учета требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, строительства и эксплуатации автодорог, а именно:
- расстояние от съезда к объекту до ближайшего примыкания не соответствует п. 14.2.3 ВСН 25-86 - съезды к сооружениям обслуживания должны быть расположены от пересечений и примыканий на расстоянии не менее 1 км на дорогах I категории, 0,5 км - II категории, 0,3 км - III категории (на данном участке расстояние от съезда к объекту до ближайшего примыкания составляет менее установленного норматива - 35,5 м от оси дороги);
- отсутствует стационарное освещение на примыкании (подъезде к объекту с автодороги) тогда как стационарное освещение следует предусматривать в зонах расположения комплексов обслуживания движения (п. 6 ст. 22 Закона об автодорогах РФ; п. 15.2 ВСН 25-86);
- в зоне расположенного указанного объекта отсутствуют информационные, предупреждающие дорожные знаки, тем самым не соблюдаются требования п. 6 ст. 22 Закона об автодорогах РФ и ГОСТ Р 52289-12004 г.
ИП П. о проведении проверки надлежащим образом извещен, присутствовал при осмотре объекта, акт-предписание № 23 от 09.09.2009 г. ответчику был вручен под расписку.
Неустранение ответчиком выявленных нарушений послужило основанием для обращения в суд настоящим иском.
Согласно статье 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением его права владения. Данные права принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом (ст. 305 ГК РФ).
Право постоянного бессрочного пользования ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" автомобильной дорогой "Вятка" подтверждается Свидетельством о государственной регистрации от 01.02.2007 № 11АА № 443991, выданным на основании постановлений Главы Администрации МО "Прилузский район" от 28.08.2003 № 682 и от 26.04.2006 № 231.
На топографической съемке полосы отвода автодороги автомобильной дороги "Вятка" от 2005 г., доведенной согласно техническому заданию на выполнение инженерно-геодезических изысканий в целях государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования км 660 + 680 (слева) автодороги "Вятка" не зафиксировано наличие примыкания и вышеуказанного объекта ИП П. - "Столовая".
В судебном заседании предприниматель П. подтвердил, что отсыпка гравием примыкания к автомобильной дороге им производилась.
Ответчик отзывом на исковое заявление отклонил заявленные требования, считает, что произвел согласование размещения объекта (ввод в эксплуатацию) и примыкание к федеральной дороге. К отзыву на исковое заявление им приложены правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе ситуационный план-схема столовой, на котором стоит отметка о согласовании заезда 40 м с федеральной автодороги начальником филиала ФГУ "Волго-Вятскуправтодор".
Истец пояснил, что получив согласование по акту выбора подъездной дороги, П. должен был получить технические условия в ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" и при строительстве обязан был обеспечить их выполнение.
Согласно разъяснениям Российского дорожного агентства, изложенным в письме от 17.03.2000 г. № РДА-22/913 "Об использовании земель, занятых полосами отвода федеральных автомобильных дорог общего пользования" в целях упорядочения ведения работы предприятиями и организациями хозяйственной деятельности в полосе отвода и придорожной полосе органам управления федеральными автомобильными дорогами общего пользования поручено обеспечить заключение соответствующих договоров с собственниками (владельцами) объектов дорожного сервиса. Указанные договоры с собственниками (владельцами) объектов дорожного сервиса оформляются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации как соглашение двух сторон об установлении гражданских обязанностей (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие письменного заключения о возможности согласования размещения объекта, договора на инженерно-техническое сопровождение объекта и технических условий размещения объекта дорожного сервиса и примыканий (съезда, выезда) подтверждает отсутствие у ИП П. положительного согласования с органом управления федеральными автомобильными дорогами - Федерального государственного учреждения "Федеральное управления автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства".
С учетом изложенного исковые требования ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" подлежат удовлетворению.
Требования истца о сроках приведения полосы отвода в первоначальное состояние и согласовании проведения работ с ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" суд оценивает как способ исполнения судебного решения, в связи с чем они не подлежат рассмотрению судом.
Суд разъясняет истцу, что в случае, если решение суда ответчиком в добровольном порядке не будет исполнено, он имеет право обратиться в службу судебных приставов-исполнителей об исполнении решения суда в принудительном порядке.
Согласно п. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, п. 1 ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Обязать П. устранить препятствия дальнейшего использования полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вятка" в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами, путем демонтажа примыкания к зданию "Столовая" на участке км 606 + 680 (слева) автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вятка" путем устранения слоя насыпи (твердого покрытия) с полосы отвода (откоса, обочины) автомобильной дороги, с учетом согласования проведения работ с ФГУ "Волго-Вятскуправтодор".
Взыскать с П. в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке (во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с направлением жалобы через Арбитражный суд Республики Коми).

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru