Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2010 г. по делу № А29-1714/2010

(извлечение)

27 апреля 2010 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
29 апреля 2010 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Судья арбитражного суда Республики Коми,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ОКО"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
о признании незаконными действия
при участии в заседании
от заявителя: Ф. - доверенность от 20.03.2010 г.
от ответчика: Б. - доверенность № 04-05/21 от 13.01.2009 г.

установил:

ООО "ОКО" обратилось с заявлением к ИФНС России по г. Сыктывкару о признании незаконными действий налогового органа, выразившиеся в отказе заявителю в применении упрощенной системы налогообложения, оформленные письмом от 31.12.2009 г. № 15-43/700.
Заявитель полагает, что Обществом были соблюдены все требования, позволяющие перейти на упрощенную систему налогообложения, так как одновременно с заявлением от 30.11.2009 г. о переходе на упрощенную систему налогообложения налоговый орган был уведомлен о внесении изменений в Устав в части исключения филиалов Общества.
Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен, указав в отзыве, что Общество не исполнило обязанность по уведомлению регистрирующего органа о прекращении деятельности филиалов, поскольку им в представленных документах не были заполнены лист Г (форма № Р13001), лист А (форма № Р13002) "Сведения о филиалах юридического лица".
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 26 апреля 2010 г. и до 14 час. 30 мин. 27 апреля 2007 г.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
ООО "ОКО" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару РК 9 января 2003 г. за основным государственным регистрационным номером 1031100405522, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 20.04.2010 г. Как указано Обществом в п. 2.8 раздела 2 Устава у него имеются филиалы в городах и населенных пунктах Республики Коми: Ухте, Усинске, Инте, Эжве. Решением Учредителя ООО "ОКО" № 24 от 27.11.2009 г. были утверждены изменения в Устав Общества об исключении п. 2.8 раздела 2 "Юридический статус Общества". По заявлению ООО "ОКО" ИФНС России по г. Сыктывкару решением от 11.12.2009 г. № 5022 зарегистрировала внесенные Обществом в Устав изменения.
30 ноября 2009 г. ООО "ОКО" обратилось в адрес Инспекции с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2010 г. Письмом № 15-43/700 от 31.12.2009 г. налоговый орган сообщил, что Обществом не соблюдены условия перехода на упрощенную системы налогообложения, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ организации, имеющие филиалы не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Не согласившись с письмом ИФНС России по г. Сыктывкару Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд считает, заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 статьи 346.12 НК РФ, плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Организация может применять упрощенную систему налогообложения, если соответствует критерию, установленному в пункте 2 статьи 346.12 НК РФ, и не относится к лицам, перечисленным в пункте 3 названной статьи, не имеющим права применять эту систему.
В частности, в подпункте 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ установлен запрет на применение упрощенной системы налогообложения организациями, имеющими филиалы и (или) представительства.
Согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ дано понятие обособленного подразделения организации, под которым понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Понятие "филиал" ни статья 11 НК РФ, ни глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит, поэтому оно подлежит применению в том значении, в каком используется в Гражданском кодексе Российской Федерации, его статье 55.
Филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
То есть создание филиала предполагает совершение ряда действий: утверждение создавшим его юридическим лицом положения о филиале; наделение филиала имуществом; назначение руководителя филиала; указание филиала в учредительных документах данного юридического лица.
При сопоставлении понятия "обособленное подразделение организации", приведенного в статье 11 НК РФ, и понятия "филиал", раскрытого в статье 55 ГК РФ, видно, что понятие "обособленное подразделение организации" является более широким и включает любые виды подразделений организаций, в том числе филиалы.
Следовательно, при решении вопроса о наличии у организации филиала необходимо учитывать как общие признаки, установленные в пункте 2 статьи 11 НК РФ для признания обособленного подразделения созданным, так и специальные нормы, предусмотренные в статье 55 ГК РФ для признания обособленного подразделения филиалом.
Из представленных в дело доказательств усматривается, что у Общества на территории Республики Коми зарегистрированы обособленные подразделения и филиалы, в том числе в г. Усинске и г. Инта, снятые с учета налоговым органом 27.01.2010 г. и 18.01.2010 г. соответственно. Как указано представителем Общества, данные филиалы осуществляли деятельность, не отличающуюся от деятельности обособленного подразделения.
Инспекцией в материалы дела каких-либо доказательств, подтверждающих создание и наличие у Общества филиалов, не представлено, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц таких сведений не содержит.
Судом установлено, что ООО "ОКО" положение о филиалах не утверждалось, руководители филиалов не назначались, имущество филиалу не передавалось, на налоговый учет по месту нахождения филиалов Общество не вставало, а зарегистрированные Заявителем обособленные подразделения не отвечают требованиям, предъявляемым филиалам.
Из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Внесение изменений в учредительные документы, касающихся наличия филиалов у Общества, в случае, когда филиалы фактически не созданы, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии Общества требованиям, установленным в подпункте 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Из части 1 статьи 65 АПК РФ следует, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в качестве обоснования своих требований, возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Таким образом, действия налогового органа, выразившиеся в отказе Обществу на применение им упрощенной системы налогообложения противоречат положениям налогового законодательства и не могут повлечь для заявителя последствия в виде невозможности применения специального режима налогообложения с 01.01.2010 г., поскольку Инспекция не представлены доказательства фактической деятельности филиалов Общества в г. Усинске и г. Инте, а также сведения о нахождении их по зарегистрированному адресу.
В соответствии со ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ООО "ОКО" в размере 2000 руб., относятся на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару.
Учитывая, что ООО "ОКО" при подаче заявления в суд была излишне уплачена государственная пошлина по платежному поручению № 612 от 02.03.2010 г. в сумме 2000 руб. необходимо возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 2000 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 181, 201 АПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "ОКО" удовлетворить.
Признать действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару, выразившихся в отказе заявителю на применение упрощенной системы налогообложения незаконными.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем признания за последним права применения упрощенной системы налогообложения с 1 января 2010 года.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ОКО" судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу.
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "ОКО" справку на возврат из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй апелляционной арбитражный суд (г. Киров).

Судья



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru