Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2010 г. по делу № А29-1775/2010

(извлечение)

Дата оглашения резолютивной части решения 15 апреля 2010 года
дата изготовления решения в полном объеме 15 апреля 2010 года
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Окна столицы"
к Инспекции ФНС России по г. Сыктывкару Республики Коми
о признании недействительными решений № 1309 от 02.03.2010 г. и № 918 от 02.03.2010 г.
при участии в заседании:
от заявителя - К. (представитель по доверенности б/н от 21.12.2009 г.)
от инспекции - Г. (представитель по доверенности № 04-05/20 от 26.09.2008 г.)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Окна столицы" обратилось с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару № 918 от 02.03.2010 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках и № 1309 от 02.03.2010 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Инспекция ФНС по г. Сыктывкару, представив письменный отзыв на заявление, требования не признает, доводы изложены в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ООО "Окна столицы" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией муниципального образования "Город Сыктывкар" 20.08.2001 г. за № 335/2001.
29.10.2009 г. участниками ООО "Окна столицы" принято решение о ликвидации предприятия, о чем в соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 06.11.2009 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации.
В связи с наличием у ООО "Окна столицы" неисполненных обязанностей по уплате единого социального налога за 2009 год в сумме 448040 руб. и пени в сумме 17107,65 руб., начисленных за несвоевременную уплату единого социального налога, Инспекцией ФНС по г. Сыктывкару 04.02.2010 г. налогоплательщику направлено требование № 2436 от 04.02.2010 г. об уплате налога и пени в срок до 20.02.2010 г.
Так как требование в добровольном порядке не исполнено, Инспекцией ФНС по г. Сыктывкару 02.03.2010 г. вынесено решение № 918 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках, на основании которого в Коми отделение № 8617 Сбербанка РФ направлены инкассовые поручения N№ 2288, 2289, 2290, 2291, 2292, 2293, 2294, 2295 от 02.03.2010 г.
С целью обеспечения исполнения вышеуказанного решения на основании статьи 76 Налогового кодекса РФ Инспекцией ФНС по г. Сыктывкару принято решение № 1309 от 02.03.2010 г. о приостановлении операций по счетам ООО "Окна столицы" в Сыктывкарском филиале ОАО "Промсвязьбанк".
Не согласившись с решениями налогового органа № 918 от 02.03.2010 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках и № 1309 от 02.03.2010 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, ООО "Окна столицы" обжаловало их в судебном порядке, указав, что предусмотренный статьей 49 Налогового кодекса РФ порядок исполнения обязанности по уплате налогов и пеней ликвидируемой организации исключает возможность их принудительного взыскания.
Возражая против заявленных требований, Инспекция указывает на то, что нахождение налогоплательщика - организации в стадии ликвидации не влечет прекращение его обязанностей по уплате налогов; Налоговый кодекс РФ не ограничивает право налоговых органов на взыскание налога до окончания установленного периода для выявления кредиторов и составления промежуточного ликвидационного баланса.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
Согласно статье 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В то же время статьей 49 Налогового кодекса РФ установлен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов при ликвидации организации.
В соответствии с общими принципами права при наличии общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат специальные нормы, на что указывалось Конституционным Судом Российской Федерации в определениях № 182-О от 03.12.1998 г., № 83-О от 21.05.1999 г.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 Гражданского кодекса РФ, которой предусмотрено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно пункту 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ при ликвидации юридического лица расчеты по обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды производятся в третью очередь.
Пунктами 2, 5 статьи 64 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Вышеуказанные положения статьи 49 Налогового кодекса РФ и статьи 64 Гражданского кодекса РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации, в том числе налоговыми органами, иного порядка и очередности удовлетворения своих требований.
Таким образом, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, в связи с чем, решение Инспекции ФНС по г. Сыктывкару № 918 от 02.03.2010 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках, вынесенное после принятия решения о ликвидации юридического лица, создания ликвидационной комиссии и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, противоречит положениям налогового и гражданского законодательства и нарушает порядок и очередность удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72, пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора.
Пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по счету применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога и может быть принято только после вынесения такого решения, признание незаконным решения Инспекции ФНС по г. Сыктывкару № 918 от 02.03.2010 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках означает отсутствие оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, в связи с чем, решение налогового органа № 1309 от 02.03.2010 г. является незаконным и подлежит признанию недействительным.
Кроме того, из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.02.2010 г. принято к производству заявление ООО "Окна столицы" о признании его банкротом.
18 марта 2010 года ООО "Окна столицы" на основании решения Арбитражного суда Республики Коми по делу А29-13040/2009 признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
Судом установлено, что решение № 918 от 02.03.2010 г. вынесено налоговым органом после принятия судом к производству заявления о признании ООО "Окна столицы" банкротом, на основании указанного решения взыскивается задолженность, не являющаяся текущей в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции от 30.12.2008 г.).
В силу положений абзаца 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции от 30.12.2008 г.) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Следовательно, после признания должника банкротом в силу прямого указания закона вопрос о взыскании с заявителя налогов и пени должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
В соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции от 30.12.2008 г.) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика фактически является одной из форм наложения ареста на его имущество, что не допускается положениями статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции от 30.12.2008 г.) в рамках конкурсного производства.
Указанная позиция отражена также в пункте 41 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации № 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 г. № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", которым предусмотрено, что, поскольку с даты принятия судом решения о признании должника банкротом снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения данным имуществом и наложение новых арестов и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абзац девятый пункта 1 статьи 126 Закона), налоговый орган не вправе принимать предусмотренное статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации решение о приостановлении операций по счету должника.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на налоговый орган, но в взысканию не подлежат в силу освобождения последнего от ее уплаты в соответствии с нормами п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными решения Инспекции ФНС России по г. Сыктывкару Республики Коми № 918 от 02.03.2010 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках и № 1309 от 02.03.2010 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru