Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2010 г. по делу № А12-3070/2010

Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Горбачевского М.Н., судей Стрельниковой Н.В., Булычевой Е.В.
при ведении протокола судьей Горбачевским М.Н.
рассмотрев в судебном заседании заявление
закрытого акционерного общества "Афина" к администрации г. Волгограда,
с участием заинтересованных лиц: комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда; прокуратура Волгоградской области о признании недействующим в части нормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.К., директор;
от администрации г. Волгограда - К.Е., представитель по доверенности <...>;
от заинтересованных лиц - комитет по градостроительству и архитектуре - Д.А., представитель по доверенности <...>; прокуратура Волгоградской области - Б.А., пом. прокурора Волгоградской области

установил:

Закрытое акционерное общество "Афина" (далее - Заявитель, ЗАО "Афина") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации г. Волгограда (далее - Администрация) о признании недействующим постановление администрации Волгограда № 777 от 11.06.2004 года "Об установлении схемы красных линий в Волгограде" в части установления прохождения красных линий по улице Рыкачева (пер. им. Ногина) в Тракторозаводском районе г. Волгограда.
Определением арбитражного суда от 26 февраля 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда (далее - Комитет). В дело также вступила на основании заявления прокуратура Волгоградской области (см. л. дела 24).
Представитель Заявителя просит суд заявленные требования удовлетворить полностью, считают их обоснованными и основанными на законе.
Представители администрации г. Волгограда и комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда просят суд в удовлетворении заявленных требований отказать, считают их необоснованными.
Представитель прокуратуры Волгоградской области также считает, что требования Заявителя не подлежат удовлетворению.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, красные линии квартала 01 09 111 утверждены 11.06.2004 года постановлением администрации г. Волгограда № 777 "Об установлении красных линий в Волгограде", которое было опубликовано в газете "Городские вести" № 66 от 24.06.2004 года.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 имеет номер 47/1112, а не 471112.

Решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 № 471112 принят Генеральный план Волгограда, в составе которого утверждена схема транспортной инфраструктуры. Генеральный план Волгограда в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ, статьями 7. 16. 24. 26. 36. 39 Устава города-героя Волгограда, опубликован в "Волгоградской газете" за № 130 18.07.2007 года и вступил в законную силу с момента официального опубликования.
В соответствии с Генеральным планом Волгограда, улица Рыкачева (пер. им. Ногина) является улицей местного значения.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Как установлено статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Инструкцией "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной постановлением Госстроя РФ от 6.04.1998 года № 18-30 (РДС 30-201-98), действующая в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ установлено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проект детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500.1:1000 и 1:2000.
Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта; разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки.
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Перечень согласовывающих организаций определяется заданием на проектирование. Как правило, согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации.
После утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топографической подосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий.
Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их. в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами.
Пользование материалами сводного плана красных линий, перенос красных линий на материалы подосновы, тиражирование и предоставление выкопировок из сводного плана красных линий заинтересованным организациям, предприятиям и муниципальным службам производится в порядке, предусмотренном градостроительным уставом и правилами землепользования и застройки поселений.
Постановление администрации Волгограда № 777 от 11.06.2004 года "Об установлении красных линий в Волгограде" принято в полном соответствии с вышеуказанной Инструкцией.
Доводы Заявителя на нарушение указанным выше нормативным актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ).
Как следует из пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Вместе с тем, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В пункте 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержится перечень земель, земельные участки, в составе которых не подлежат отчуждению.
В частности, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) и земельные участки земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
В то же время Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) предусматривает возможность корректировки красных линий.
ЗАО "Афина" 26.06.2009 года обратилось в Комитет с письмом о возможности корректировки красной линии, к которому были приложены свидетельство о государственной регистрации права собственности на проходную и кадастровый паспорт.
03.07.2009 года Комитет в адрес Заявителя направил письмо № ар6712-09, в котором указал на то, что основания, в соответствии с представленными копиями правоустанавливающих документов для изменения красной линии по указанному адресу, имеются. Однако, ввиду отсутствия бюджетных средств для производства данного вида работ, Комитет предложил включить данную территорию в тематический план работ в области градостроительной деятельности за средства бюджета на 2010 - 2011 годы.
Кроме того, Заявитель был проинформирован Комитетом о том, что он может представить проект изменения красной линии указанной территории, выполненный силами лицензированной проектной организации, с учетом имеющихся правоустанавливающих документов на объект недвижимости, с включением его в границы квартала № 01 09 111.
27.09.2009 года ЗАО "Афина" направило в Комитет, разработанный лицензированной организацией, проект корректировки красной линии квартала 01 09 111, в связи с чем, постановлением администрации г. Волгограда от 29.09.2009 года № 2429 были откорректированы красные линии квартала 01 09 111 по ул. Рыкачева (пер. им Ногина) в Тракторозаводском районе г. Волгограда и внесены изменения в сводный план красных линий в Волгограде.
Заявитель в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 13.11.2007 года № 1925 "Об установлении цены земельных участков при приобретении их в собственность гражданами и юридическими лицами на территории Волгоградской области" установлен льготный характер (2,5 процента от кадастровой стоимости) выкупа земельных участков, срок действия которого установлен до 01.01.2012 года (в редакции постановления Главы Администрации Волгоградской области от 25.01.2010 года № 97). Следовательно, Заявителем не утрачена возможность приобретения земельного участка на льготных условиях.
Не представлено Заявителем и доказательств несоответствия оспариваемого акта указанным им в дополнении к заявлению ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", Уставу города-героя Волгограда, Градостроительному кодексу РФ (Закон № 73-ФЗ в редакции от 10.01.03 года).
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьям 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления закрытое акционерное общество "Афина" о признании недействующим постановления администрации Волгограда № 777 от 11.06.2004 года "Об установлении схемы красных линий в Волгограде" в части установления прохождения красных линий по улице Рыкачева (пер. им. Ногина) в Тракторозаводском районе г. Волгограда отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.

Председательствующий судья
М.Н.ГОРБАЧЕВСКИЙ

Судьи
Е.В.БУЛЫЧЕВА
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru