Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2009 г. по делу № А04-171/2009

(извлечение)

30 марта 2009 оглашена резолютивная часть решения.
31 марта 2009 решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление, исковое заявление
ИП Е.
к межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области;
Управлению ФНС России по Амурской области
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратился ИП Е. с заявлением к межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области о признании решения Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области № 22-15/3371 от 10 октября 2008 г. недействительным. Заявитель уточнил требования, просит признать решение межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области № 14-31/7 от 19 мая 2008 г. недействительным, в отношении требований к Управлению ФНС России по Амурской области на требованиях не настаивает.
Судом уточнение требований принято.
Заявитель в судебное заседание представил письменные пояснения, запрашиваемые судом документы, на требованиях настаивает.
Как следует из содержания заявления и пояснений представителя заявителя налоговым органом в затраты необоснованно не приняты расходы налогоплательщика за 2005 г. в сумме 1364153,60 руб. и за 2006 г. в сумме 1055814 руб. По факту подтверждения расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, предприниматель пояснил, что согласно договоров приобретался товар у ООО "Амазарское лесопромышленное предприятие" в 2005 г. и в 2006 г.
Согласно договора, п. 4.1, были выписаны счета-фактуры и приходные кассовые ордера. Товар был доставлен в г. Благовещенск автомобильным транспортом за счет продавца.
По мнению предпринимателя налоговый орган необоснованно возлагает на налогоплательщика обязанность по доказыванию правомерности действий его контрагента.
Ответчик - межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области в судебное заседание представил письменный отзыв, с требованиями заявителя не согласен, пояснил, что ИП Е. к выездной налоговой проверке в налоговый орган были представлены документы, подтверждающие производственные расходы по приобретению товара у ООО "Амазарское лесопромышленное предприятие". Данные расходы не были приняты налоговым органом поскольку в ходе проведения встречной проверки было выявлено, что ООО "Амазарское лесопромышленное предприятие" в Межрайонной ИФНС России № 7 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу на налоговом учете не состоит, а зарегистрировано ОАО "Амазарское лесопромышленное предприятие", которое с 2003 года не осуществляет деятельность. Кроме того, генеральный директор ОАО "Амазарское лесопромышленное предприятие" А. в протоколе допроса № 5 от 17 марта 2008 г. указал, что представить какие-либо документы не представляется возможным, поскольку предприятие в 2005 - 2006 годах не взаимодействовало с ИП Е.
Ответчик - Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области в судебное заседание представил письменный отзыв, с требованиями заявителя не согласен. Считает, что решение УФНС России по Амурской области № 22-15/3371 от 10 сентября 2008 года, принятое по результатам рассмотрения жалобы ИП Е. не нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает какие-либо обязанности на налогоплательщика, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, обжалование указанного решения не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Относительно решения межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области представитель ответчика пояснил, что представленные предпринимателем доказательства не подтверждают реальность существования продавца - ООО "Амазарское лесопромышленное предприятие", правомерность применения вычетов по налогу на добавленную стоимость и расходы налогоплательщика не подтверждаются достоверными первичными документами. Налогоплательщиком для целей налогообложения по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу учтены фиктивные хозяйственные операции по приобретению товара у несуществующего продавца. Считает решение межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований ИП Е. отказать.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Е. зарегистрирован в качестве предпринимателя администрацией г. Благовещенска 28 февраля 2000 года ОГРНИП 304280135700375.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам: правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, единого налога на вмененный доход за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2006 г.; полноты, своевременности удержания и уплаты налога на доходы физических лиц, уплачиваемого налоговыми агентами за период с 1 января 2005 г. по 31 января 2008 г.; правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2006 г.; правильности исчисления и уплаты в бюджет земельного налога за 2006 г.
Проверка проводилась в здании инспекции на основании заявления предпринимателя в период с 7 февраля 2008 г. по 25 марта 2008 г.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт № 14-30/7 от 17 апреля 2008 г., в котором зафиксированы нарушения налогового законодательства.
По результатам рассмотрения акта проверки и представленных налогоплательщиком возражений налоговым органом принято решение от 19 мая 2008 г. № 14-31/7 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым налогоплательщику предложено уплатить налогов на сумму 675309,18 руб., штрафов на сумму 214716,39 руб., пени в сумме 155251,16 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции налогоплательщик обжаловал его в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Амурской области.
Решением от 10 октября 2008 г. № 22-15/3371 Управление ФНС России по Амурской области жалобу налогоплательщика частично удовлетворило, решение межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области от 19 мая 2008 г. № 14-31/7 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части п. 1 п.п. 18, 19, 20 изменило и изложило с учетом п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации за 2006 год по единому социальному налогу, зачисляемому в:
- в федеральный бюджет - 1814,25 руб.;
- в федеральный ФОМС - 153,60 руб.;
- в территориальный ФОМС - 264,00 руб.
В остальной части решение оставлено без изменения.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки налоговым органом не приняты в расходную часть по налогу на доходы физических лиц затраты, не подтвержденные документально по причине отсутствия документов, подтверждающих затраты.
В силу п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют индивидуальные предприниматели в сумме фактически произведенных ими документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному НК РФ в гл. 25 "Налог на прибыль организаций".
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Пунктом 2 ст. 236 НК РФ установлено, что объектом обложения единым социальным налогом для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Как установлено в п. 1 ст. 221 НК РФ, состав расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 252 гл. 25 Кодекса для целей налогообложения налогом на прибыль организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 гл. 25 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота.
Из толкования указанных норм следует, что бремя доказывания обоснованности затрат возлагается на налогоплательщика.
Материалами дела подтверждается, что индивидуальным предпринимателем не подтверждены расходы на закуп продукции у ООО "Амазарское лесопромышленное предприятие".
Так, предпринимателем в подтверждение хозяйственных операций были представлены первичные документы за 2005 и 2006 годы: договоры купли-продажи, счета-фактуры, квитанции к приходным кассовым ордерам. Документов, свидетельствующих о том, каким образом вывозился и доставлялся товар предпринимателем не представлено.
Как следует из оспариваемого решения и представленных в дело материалов выездной налоговой проверки, счета-фактуры, выставленные ООО "Амазарское лесопромышленное предприятие" содержат недостоверные сведения, а именно:
В соответствии с п. 3 ст. 93.1 НК РФ инспекцией в межрайонную ИФНС России № 7 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу направлено письменное поручение от 19 февраля 2008 г. № 61 об истребовании документов (информации), касающихся деятельности ИП Е., у контрагента ООО "Амазарское лесопромышленное предприятие" ИНН 7512001271/КПП 751201001.
Межрайонной ИФНС России № 7 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу представлено письмо от 15 марта 2008 года, составленное ОАО "Амазарское лесопромышленное предприятие".
В письме ОАО "Амазарское лесопромышленное предприятие" сообщает, что представить документы (информацию), касающиеся деятельности ИП Е. (договоры, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, приходно-кассовые ордера), не может, поскольку с 1 октября 2002 года финансово-хозяйственной деятельностью не занимается. Письмо подписано генеральным директором ОАО "Амазарское лесопромышленное предприятие" А.
Генеральный директор ОАО "Амазарское лесопромышленное предприятие" А. на допросе, проведенном 17 марта 2008 года межрайонной ИФНС России № 7 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, подтвердил данную информацию.
В материалах дела имеется письмо межрайонной ИФНС России № 7 по Забайкальскому краю от 18 марта 2008 года, которым сообщается, что ООО "Амазарское лесопромышленное предприятие" с ИНН 75120001271 и КПП 751232001 в инспекции не зарегистрировано и на налоговом учете не состоит. На налоговом учете в инспекции с ИНН 7512001271 состоит ОАО "Амазарское лесопромышленное предприятие", которому присвоен КПП 751201001. С 2003 года указанным плательщиком в налоговый орган представляется отчетность с нулевыми показателями, дата представления последней отчетности 29 апреля 2005 года.
Управлением установлено, что в базе данных Единого государственного реестра юридических лиц с ИНН 7512001271 и КПП 751201001 зарегистрировано ОАО "Амазарское лесопромышленное предприятие", указан адрес (место нахождения) юридического лица (Читинская область, Могочинский район, поселок сельского типа Амазар, ул. Клубная, корпус (строение) 53).
Таким образом, в проверяемом периоде 2005 - 2006 годов в Едином государственном реестре юридических лиц с ИНН 7512001271 и КПП 751201001 не зарегистрирован плательщик с наименованием ООО "Амазарское лесопромышленное предприятие".
Однако, согласно преамбулы договоров (б/н от 14 марта 2006 года, б/н от 27 ноября 2006 года, б/н от 16 декабря 2005 года), представленных заявителем для проведения проверки, продавцом является "Азамарское лесопромышленное предприятие с ограниченной ответственностью", при этом договор подписан от имени ООО "Азамарское лесопромышленное предприятие".
Подтверждения реальности понесенных затрат ИП Е., (в том числе доказательств фактического движения товара - расходов на перевозку, хранение, перегрузку либо иных документов) не представлено, оплата производилась за наличный расчет.
Суд не может принять довод заявителя о необходимости исчисления сумм налога на основании положений пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ расчетным путем, поскольку у налогоплательщика имелся учет доходов и расходов, налоговый учет, что позволяет исчислить сумму дохода и сумму расходов.
Сам по себе факт отсутствия части документов, подтверждающих сумму понесенных затрат не свидетельствует о необходимости расчета налога по аналогии с иными налогоплательщиками, поскольку в части расходы налогоплательщика приняты и применены профессиональные налоговые вычеты.
Следовательно, налоговым органом обоснованно сделан вывод о неподтвержденности сумм расходов по НДФЛ и ЕСН, что повлекло начисление налога, пени и штрафов по ч. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога в результате занижения налогооблагаемой базы.
По аналогичным основаниям суд не может принять приняты доводы заявителя о неправомерном начислении НДС за период проверки, поскольку счета-фактуры, выставленные ООО "Амазарское лесопромышленное предприятие", не соответствуют требованиям действующего законодательства и отсутствуют доказательства уплаты начисления и уплаты НДС.
Также судом не принимается довод заявителя о неправомерном применении налоговым органом 20% налогового вычета, поскольку в материалах дела имеется заявление предпринимателя о применении данного вычета и предприниматель его подлинность не оспорил.
В отношении требования заявителя об уменьшении суммы штрафа на основании ст. 114 НК РФ в связи со смягчающими обстоятельствами суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований.
Так, при принятии оспариваемого решения налоговым органом применены положения ст. 114 НК РФ и налоговая санкция снижена на 80%. При этом в качестве смягчающих обстоятельств налоговым органом принято: совершение правонарушения впервые, тяжелое материальное положение.
Факт наличия еще одного смягчающего ответственность обстоятельства не свидетельствует о необходимости уменьшения суммы штрафа, поскольку смягчающие обстоятельства уже учтены при принятии решения.
Таким образом, суд не находит оснований для признания решения налогового орган недействительным.
Учитывая, что в отношении решения Управления ФНС России по Амурской области заявитель не настаивает на требованиях, суд считает необходимым в этой части также отказать в удовлетворении требований.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 180, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований о признании недействительными решения межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области № 14-31/7 от 19 мая 2008 г., а также решения Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области № 22-15/3371 от 10 октября 2008 г. отказать полностью.
Государственную пошлину в размере 200 руб. отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru