Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 декабря 2009 г. по делу № А74-4537/2009

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Парфентьевой О.Ю. при
ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Феоктистовой Ю.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Артель старателей "Хакасия", г. Тамбов,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия, г. Черногорск,
о признании незаконным решения от 14 октября 2009 года № 907 об оставлении без рассмотрения документов, представленных для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В судебном заседании принимали участие
от заявителя: внешний управляющий закрытого акционерного общества "Артель старателей "Хакасия" - Лысенков Е.Ю.; Юнгейм Е.Е. по доверенности от 25.11.2009;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия: Галкина Т.В. по доверенности от 03.07.2009.

Закрытое акционерное общество "Артель старателей "Хакасия" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (далее - регистрирующий орган) от 14 октября 2009 года № 907 об оставлении без рассмотрения документов, представленных для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Представитель заявителя настаивает на заявленных требованиях по обстоятельствам, изложенным в заявлении, дополнениях к нему. Полагает, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для оставления документов без рассмотрения.
Внешний управляющий ЗАО "Артель старателей "Хакасия" поддержал позицию, изложенную его представителем.
Представитель налогового органа требования не признал по обстоятельствам, изложенным в отзыве и пояснениях. Полагает, что, принимая оспариваемое решение, регистрирующий орган не нарушил требования действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Пояснения сторон и представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
Закрытое акционерное общество "Артель старателей "Хакасия" зарегистрировано в качестве юридического лица 30 июня 1997 года Администрацией Орджоникидзевского района и внесено 16 сентября 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 5 по Республике Хакасия в Единый государственный реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021900879912 (свидетельство серии 19 № 0498003).
Внешним управляющим ЗАО "Артель старателей "Хакасия" Лысенковым Е.Ю. принято решение от 05.10.2009 об изменении адреса (места нахождения) закрытого акционерного общества "Артель старателей "Хакасия". Место нахождения исполнительного органа общества определено - Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Советская, д. 54, офис 7.
07 октября 2009 года закрытое акционерное общество "Артель старателей "Хакасия" в лице внешнего управляющего Лысенкова Евгения Юрьевича обратилось в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
14 октября 2009 года налоговым органом принято решение об оставлении представленных документов общества без рассмотрения (уведомление № 907 от 14.10.2009), в связи с поступлением 13.10.2009 заявления акционера общества Феденева С.В. о несогласии с решением внешнего управляющего общества об изменении места нахождения общества.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд.
Настоящий спор арбитражным судом рассмотрен по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из содержания статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Данный спор возник в связи с несогласием заявителя с действиями регистрирующего органа, оставившего без рассмотрения документы, представленные на регистрацию. По мнению заявителя, возможность принятия регистрирующим органом такого решения, как оставление представленных на регистрацию документов без рассмотрения, действующим законодательством не предусмотрена.
Оценив приведенные сторонами доводы и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (по тексту решения - Закон о регистрации).
Согласно статье 1 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений в соответствии с названным Законом.
В соответствии со статьей 8 Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона о регистрации основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о регистрации представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 9 Закона о регистрации установлен порядок представления документов в регистрирующий орган.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из содержания пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
При этом, как следует из положений подпункта "а" пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации, в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Статьей 23 Закона о регистрации предусмотрено, что при наличии оснований, перечисленных в данной норме, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации, путем принятия соответствующего решения. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона для государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Как следует из правового смысла и буквального содержания приведенных выше правовых норм в их системной взаимосвязи регистрирующий орган по результатам рассмотрения документов, предоставленный для государственной регистрации может принять или решение о государственной регистрации, или решение об отказе в государственной регистрации, иное решение Законом о регистрации не предусмотрено.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для принятия решения об оставлении без рассмотрения документов, предоставленных для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Арбитражным судом не принимается довод регистрирующего органа о том, что в данном случае решение (уведомление) № 907 от 14.10.2009 об оставлении документов без рассмотрения следует расценивать как решение об отказе в государственной регистрации, в силу его не соответствия требованиям статьи 23 Закона о регистрации и материалам дела.
В соответствии со статьей 23 Закона о регистрации решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Оспариваемое решение ни по форме, ни по содержанию не соответствует требованиям Закона о регистрации, так как не содержит оснований для отказа и ссылок на нарушения, установленные регистрирующим органом.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон заявления о государственной регистрации и приложенные к нему документы по существу регистрирующим органом не рассматривались. Документы, предоставленные для государственной регистрации, возвращены заявителю, данные обстоятельства не опровергаются представителем регистрирующего органа.
При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что решение (уведомление) об оставлении документов без рассмотрения № 907 от 14.10.2009 является формальным, необоснованным и нарушает право заявителя на рассмотрение его заявления и документов, предоставленных для государственной регистрации в порядке и сроки, предусмотренные Законом о регистрации.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя полностью или в части.
В связи с этим в качестве способа восстановления нарушенного права арбитражный суд полагает в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия рассмотреть по существу заявлении и документы, представленные закрытым акционерным обществом "Артель старателей "Хакасия" 7 октября 2009 года вх. № 907, в порядке предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему спору составляет 2000 руб.
При подаче заявления обществом уплачена государственная пошлина в полном объеме платежным поручением № 00010 от 20.10.2009.
По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на налоговый орган.
В связи с этим арбитражный суд взыскивает с налогового органа в пользу заявителя расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 166 - 170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Удовлетворить требования закрытого акционерного общества "Артель старателей "Хакасия".
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия от 14 октября 2009 года № 907 об оставлении без рассмотрения документов, представленных для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц как несоответствующее положениям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия рассмотреть по существу документы, представленные закрытым акционерным обществом "Артель старателей "Хакасия" 7 октября 2009 года вх. № 907, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия в пользу закрытого акционерного общества "Артель старателей "Хакасия" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб.
4. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru