Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2010 г. по делу № А43-1615/2010-1-60

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи
Мустафаева Гаджиява Ильясовича,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья", г. Н.Новгород об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
заинтересованное лицо: Инспекция административно-технического надзора Нижегородской области
при участии представителей:
от заявителя: Монашова Е.К. по доверенности от 28.12.2009;
от Инспекции: Наумова Е.В. по доверенности 11.01.2010;

установил:

Заявитель просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении в сфере благоустройства № 08-201-1621 от 20.01.2010, вынесенное в отношении ОАО "МРСК Центра и Приволжья", г. Н.Новгород (далее заявитель, общество) должностным лицом инспекции административно-технического надзора Нижегородской области по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5000 рублей.
В обоснование заявленного требования общество указало, что постановление по делу об административном правонарушении было составлено в отсутствие законного представителя, не уведомленного надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование.
Представитель административного органа в ходе судебного заседания и в отзыве на заявление отклонил требование заявителя и находит оспариваемое постановление законным и обоснованным, указав на отсутствие со стороны Инспекции нарушений КоАП РФ. Ходатайствовал о приобщении материалов административного дела.
Судом ходатайство рассмотрено и на основании статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Выксунского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области 10.12.2009 проведена проверка благоустройства и содержания территорий, организации уборки г. Кулебаки Нижегородской области.
Факт проведенного обследования зафиксирован специалистами Выксунского отдела ИАТН Нижегородской области в акте обследования объекта № 08-077-148 от 10.12.2009.
В ходе обследования, на момент проведения проверки - 10.12.2009 в 11 час. 05 мин. по адресу: Нижегородская область, г. Кулебаки, ул. Адм. Макарова, 12, инспекцией выявлено, что заявителем нарушены требования пунктов 5.5.14, 22.1 "Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории г. Кулебаки", утвержденных Городской Думы от 07.12.2006 № 32, (далее - Правила), а именно: наличие мусора на прилегающей к ТП территории, двери к ТП не окрашены и находятся в полуоткрытом состоянии.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Выксунского отдела инспекции в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 28.12.2009 в отношении общества составлен протокол административном правонарушении № 08-201-016. Данный протокол составлен без участия руководителя общества, заранее извещенного о месте и времени составления протокола уведомлением от 15.12.2009, полученным секретарем общества Беляковой 21.12.2009, о чем свидетельствует почтовое извещение о вручении заказной корреспонденции № 136367 (л.д. АД 20).
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, начальником Выксунского отдела инспекции 20.01.2009, в отсутствие законного представителя общества, вынесено постановление № 08-201-1621 о привлечении общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Нарушение правил содержания территорий муниципальных образований, в том числе территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Рассмотрев материалы административного дела, суд находит, что в ходе производства по делу об административном правонарушении при рассмотрении дела об административном правонарушении Инспекцией были допущены существенные нарушения, повлекшие ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
По правилам статьи 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении производится в присутствии законного представителя юридического лица, где ему разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе, при этом законному представителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, где он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Статьей 25.4 КоАП РФ установлен круг законных представителей юридического лица, ими являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица протокол об административном правонарушении может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола.
Данные требования распространяются и на составление постановления о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно.
По утверждению заявителя, материалы дела об административном правонарушении были рассмотрены административным органом в отсутствие законного представителя, не уведомленного надлежащим образом.
Из материалов дела усматривается, что заместителем генерального директора - директором филиала "Нижновэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" его законным представителем, по доверенности от 01.12.2009 (л.д. 65), является Шавин О.Б., который не принимал участия при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В доказательство извещения законного представителя общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 20.01.2010 Инспекция ссылается на определение № 013 от 28.12.2009 о назначении времени и места рассмотрения дела, врученное под роспись представителю общества Монашовой Е.К.
Каких-либо иных письменных доказательств (телефонограмм, телеграмм, факсов) о направлении в адрес руководителя общества вышеназванного определения Инспекцией в материалы дела не представлено.
Между тем, пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 предусмотрено, что КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.
Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов законного представителя привлекаемого к административной ответственности лица без указания на полномочие по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения являться не может.
Представленная в материалы дела доверенность от 28.12.2009, выданная Монашовой Е.К. не может являться доказательством, подтверждающим надлежащее извещение руководителя общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 08-201-1621, так как данной доверенностью законный представитель общества уполномочивает Монашову Е.К. на представление интересов общества в органах федеральной исполнительной власти, их территориальных подразделениях и учреждениях, уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении, в том числе с правом получать и расписываться в протоколах, определениях, постановлениях.
Таким образом, несмотря на то, что доверенность на имя Монашовой Е.К. выдана 28.12.2009 и подписана законным представителем общества - Шавиным О.Б., ее выдача не связана с проведением именно той проверки, по результатам которой был изготовлен протокол об административном правонарушении от 28.12.2009 № 08-201-016.
На основании такой доверенности невозможно сделать вывода о том, что законный представитель общества знал о времени и месте рассмотрения материалов административного дела от 20.01.2010 № 08-201-1621.
Какие-либо иные документы, свидетельствующие о надлежащем извещении Инспекцией законного представителя общества о рассмотрении материалов административного дела 20.01.2010, в материалах дела отсутствуют.
Изложенные обстоятельства в совокупности не позволяют сделать вывод о надлежащем извещении законного представителя общества о времени и месте составления оспариваемого постановления.
При таких условиях, суд пришел к выводу о рассмотрении Инспекцией материалов дела об административном правонарушении без участия законного представителя общества в отсутствие доказательств его надлежащего извещения о времени и месте, то есть с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
Тем самым Инспекция нарушила статью 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и гарантированные статьей 25.1 Кодекса права лица, привлекаемого к административной ответственности на ознакомление со всеми материалами дела, дачу объяснений, представление доказательств, заявление ходатайств и отводов, а также на пользование иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными. Устранение их не представляется возможным.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не может быть признан доказательством по делу.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение положений статьи 28.2 КоАП РФ может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
На основании вышеизложенного и в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает оспариваемое постановление не соответствующим установленному законодательством порядку его принятия и подлежащим отмене.
Вопрос о государственной пошлине не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья", г. Н.Новгород удовлетворить.
Постановление № 08-201-1621 от 20.01.2010, вынесенное Выксунским отделом Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области о привлечении ОАО "МРСК Центра и Приволжья", г. Н.Новгород к административной ответственности по части 1 статьи 3.1 КоАП НО, отменить.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
Г.И.МУСТАФАЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru