Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2009 г. № А82-5115/2008-22

Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2009.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Митрофановой Г.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Митрофановой Г.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" в лице Главного управления по Архангельской области к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога"
о взыскании 12500 руб.,
при участии
от истца: Грязнов А.А. - представитель по доверенности,
от ответчика: Палеха О.А. - представитель по доверенности,

установил:

ОАО "Территориальная генерирующая компания № 2" в лице Главного управления по Архангельской области предъявило иск к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" о взыскании 12500 руб. возврат штрафа за задержку вагонов, начисленного ответчиком в ноябре 2007 г. и взысканного с лицевого счета истца в ТехПД.
В процессе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования, просит взыскать 7741328 руб. 20 коп. возврат штрафа.
Истец исковые требования поддержал, пояснил, что в ноябре 2007 г. перевозчиком на подъездные пути общества подавались вагоны под выгрузку в количестве, превышавшем количество вагонов (25 шт.), установленное договором № 5/23 от 15.03.2005. Вагоны подавались без учета технологического времени оборота вагонов, предусмотренного параграфом 8 договора - 6 час, т.е. с промежутком 10 - 40 мин. Истец вынужден был забирать с выставочного пути всю партию поданных перевозчиком вагонов. Истец считает списание в ноябре 2007 г. штрафа в размере 8168400 руб. несоразмерным последствиям нарушения обязательства (штраф в 6 раз превышает плату за пользование вагонами), полагает, что данная сумма подлежит уменьшению по ст. 333 ГК РФ. Истец полагает, что суд вправе уменьшить размер ответственности на основании ст. 404 ГК РФ, поскольку ненадлежащее исполнение обязательства произошло, в том числе по вине перевозчика. Ответчиком также не представлены документы, подтверждающие факт взыскания штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику.
Ответчик иск не признает, полагает, что вагоны подавались в соответствии с условиями договора: партиями не свыше 25 вагонов, по уведомлению. В договоре отсутствует указание на интервал времени, через который может производиться подача вагонов на выставочные пути. Штраф начислен за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее:
Между ОАО энергетики и электрофикации "Архэнерго" и ОАО "Российские железные дороги" 15.03.2005 был заключен договор № 5/23 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования ОАО энергетики и электрофикации "Архэнерго", являющегося контрагентом ФГУП "Звездочка" по станции Северодвинск Сев. ж.д. В соответствии с п. 4 договора сдаваемые на ж.д. путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика на путь № 7 станции Северодвинск, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца. Подача вагонов на ж.д. путь необщего пользования и возврат их с пути необщего пользования производятся по уведомлению. О предстоящей подаче вагонов перевозчик уведомляет владельца не позднее чем за два часа до предстоящей подачи. О возврате вагонов с ж.д. пути владелец уведомляет станцию регистрируемой телефонограммой с указанием номеров вагонов (п. 5). Согласно п. 7 договора количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче устанавливается не более 25 вагонов. Параграфом 8 договора установлено, что время нахождения вагонов на ж.д. пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на выставочном пути до момента их возвращения на выставочный путь. Технологический срок оборота вагонов на ж.д. пути необщего пользования устанавливается равным 6 часам. Предусмотренные ст. 62 и 99 Устава штрафы за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, на ж.д. пути необщего пользования более чем на 24 часа по истечении технологического срока оборота вагонов начисленные штрафы перевозчик списывает с лицевого счета владельца на основании документов, подтверждающих сверхнормативную задержку вагонов (п. 9, 10 договора).
В соответствии с договором перевозчиком в ноябре 2007 г. подавались вагоны на пути необщего пользования грузополучателя под выгрузку. За задержку вагонов на пути необщего пользования перевозчиком начислен штраф в размере 8168400 руб. и списан с лицевого счета истца в ТехПД по перечням железнодорожных документов № 288 от 04.11.2007, 293 от 08.11.2007, 299 от 11.11.2007, № 301 от 12.11.2007, 315 от 21.11.2007, 317 от 22.11.2007, 322 от 24.11.2007, 324 от 25.11.2007, 329 от 28.11.2007, 322 от 29.11.2007, 335 от 30.11.2007.
Истец, полагая списание штрафа в данной сумме неправомерным, предъявил перевозчику претензию о возврате 8168400 руб. штрафа.
В связи с отказом в удовлетворении претензии ОАО "ТГК № 2" предъявило иск к ОАО "РЖД" о возврате 7741328 руб. 20 коп. (уточненные требования) штрафа.
Изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в сумме 7330000 руб. по следующим основаниям:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 39 УЖТ РФ.

В соответствии со 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие:
подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
Статья 62 УЖТ РФ предусматривает, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
Согласно ст. 99 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Как видно из акта сверки по уведомлениям, выставлению и зачислению вагонов на 7-м пути ст. Северодвинск за ноябрь 2007 г. перевозчиком в нарушение параграфа 7 договора выставлялись на выставочные пути вагоны в количестве от 98 до 17 вагонов. В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ при указанных условиях плата за пользование вагонами не подлежит начислению, т.е. ветвевладелец освобождается от обязательства по перечислению платы за пользование вагонами в связи с нарушением перевозчиком условий договора. Учитывая, что штраф за задержку вагонов подлежит начислению через 24 часа после истечения технологических сроков оборота вагонов, суд полагает, что ветвевладелец в данном случае также подлежит освобождению от уплаты штрафов за задержку вагонов в связи с нарушением перевозчиком условий договора (п. 7). Расчет срока оборота вагонов при одновременной подаче 98 вагонов перевозчиком не представлен. Согласно расчету истца сумма взысканных перевозчиком штрафов по вагонам, поданным с превышением установленных параграфом 7 договора, составляет 7330000 руб.
Доводы ответчика о недействительности акта сверки судом не принимаются, поскольку указанный акт со стороны ответчика подписан начальником ст. Северодвинск. Сверка сторонами произведена на основании имевшихся на станции первичных документов. Ссылка ответчика на тот факт, что по данным, указанным в памятках приемосдатчика и ведомостях подачи и уборки вагонов, зачисление партий вагонов не более 25 шт. производилось через 10 - 15 мин., судом не принимается, поскольку перевозчиком не представлено доказательств фактической постановки вагонов на выставочный путь с интервалами 10 - 15 мин. и т.д.
Суд также полагает, что ведомости подачи и уборки вагонов, на основании которых перевозчик производил списание штрафов, не являются документами, подтверждающими размер начисленных штрафов, поскольку подписаны ветвевладельцем с возражениями (с указанием на нарушение условий договора), что не предоставляет права перевозчику на списание спорных штрафов через ТехПД.
Судом принимаются в качестве надлежащих доказательств по делу документы, представленные ответчиком в подтверждение принадлежности перевозчику вагонов, за задержку которых ответчиком был списан штраф.
Доводы истца о применении ст. 404 ГК РФ судом не принимаются, поскольку ответственность перевозчиков, и грузоотправителей, и грузополучателей предусмотрена Уставом железнодорожного транспорта РФ, которым также установлены основания освобождения от ответственности. Суд также не находит оснований для применения ст. 333 ГК РФ, поскольку в данном случае речь идет не о взыскании сумм штрафа, а о возврате.
С ответчика в соответствии со ст. 110 АП КРФ подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенным требованиям.
Истец представил ходатайство об уменьшении размера госпошлины в связи с трудным финансовым положением.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд полагает возможным уменьшить размер подлежащей уплате истцом госпошлины до 500 руб.
Руководствуясь ст. 39, 62, 99 УЖТ РФ, ст. ст. 167 - 170 АПК РФ, суд

решил:

взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Территориальная генерирующая компания № 2" 7330000 руб. возврат штрафа.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доходы федерального бюджета 48150 руб. госпошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров).

Судья
Г.П.МИТРОФАНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru