Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"БОЛОГОВСКИЙ РАЙОН"

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2010 г. № 12

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БОЛОГОВСКИЙ
РАЙОН" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "БОЛОГОВСКИЙ РАЙОН" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях создания механизмов по противодействию коррупции, совершенствованию правового регулирования, защиты прав и законных интересов граждан муниципального образования "Бологовский район" Тверской области, выявления и устранения несовершенства правовых норм, способствующих коррупционным действиям в органах местного самоуправления МО "Бологовский район", руководствуясь Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пунктом 5 статьи 7 Закона Тверской области от 9 июня 2009 г. № 39-ЗО "О противодействии коррупции в Тверской области", Собрание депутатов МО "Бологовский район" решило:
1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Бологовский район" Тверской области и проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Бологовский район" Тверской области (далее - Порядок) (приложение № 1).
2. Уполномочить юридический отдел администрации муниципального образования "Бологовский район" Тверской области проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Бологовский район" Тверской области.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на администрацию муниципального образования "Бологовский район" Тверской области и постоянную комиссию по экономике, предпринимательству, экологии, развитию агропромышленной сферы, нормотворчеству местного самоуправления и охране общественного порядка Собрания депутатов муниципального образования "Бологовский район" Тверской области (В.Н. Булина).
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в газете "Новая жизнь".

Глава муниципального образования
"Бологовский район"
А.М.ЛЕБЕДЕВ





Приложение № 1
к решению Собрания депутатов
МО "Бологовский район"
от 25 февраля 2010 г. № 12

ПОРЯДОК
проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных
правовых актов органов местного самоуправления
муниципального образования "Бологовский район" Тверской
области и проектов муниципальных правовых актов
органов местного самоуправления муниципального образования
"Бологовский район" Тверской области

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Бологовский район" Тверской области (далее - Порядок) разработан в целях выявления коррупционных факторов в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Бологовский район" Тверской области и устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Главы муниципального образования "Бологовский район" (далее - Глава МО "Бологовский район"). Собрания депутатов муниципального образования "Бологовский район" Тверской области (далее - Собрание депутатов МО "Бологовский район") и администрации муниципального образования "Бологовский район" Тверской области (далее - администрация МО "Бологовский район"), иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом МО "Бологовский район".
Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов (далее - экспертиза) - деятельность, направленная на выявление в тексте муниципального правового акта или его проекта коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупционности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных действий (коррупционных рисков).
Коррупционными факторами в целях настоящего Порядка признаются положения нормативных правовых актов (в том числе дефекты норм и правовые формулы), которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении нормативного правового акта, в том числе могут быть непосредственной основой коррупционных практик либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, допускать или провоцировать их.
Нормы (нормативные правовые акты, их проекты), содержащие коррупционные факторы, признаются коррупциогенными нормами (нормативными правовыми актами, их проектами).
К типичным коррупционным факторам относятся коррупционные факторы, наиболее часто встречающиеся в нормативных правовых актах и их проектах независимо от предмета их регулирования и безусловно или с высокой степенью вероятности способствующие проявлениям коррупции.
1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится юридическим отделом администрации МО "Бологовский район" (далее - юридический отдел) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции".

]]>
2. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы
правовых актов

2.1. Антикоррупционной экспертизе в обязательном порядке подлежат правовые акты, регулирующие отношения в сферах:
- регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- расходования бюджетных средств, в том числе оказания финансовой поддержки, предоставления льгот, бюджетных кредитов, муниципальных гарантий;
- управления муниципальной собственностью и размещения муниципального заказа:
- осуществления контрольных, разрешительных и регистрационных полномочий органов местного самоуправления МО "Бологовский район";
- муниципальной службы;
- определения статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
По иным правовым актам экспертиза проводится по решению Собрания депутатов МО "Бологовский район" или Главы МО "Бологовский район" в соответствии с их компетенцией.
2.2. Экспертиза правовых актов проводится:
1) в ходе подготовки проектов правовых актов;
2) в ходе осуществления правовой экспертизы проектов правовых актов;
3) в случае принятия решения руководителем соответствующего органа местного самоуправления при установлении в рамках правового мониторинга необходимости внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты;
4) в иных случаях принятия решения руководителем соответствующего органа местного самоуправления о проведении экспертизы действующего правового акта.
2.3. При проведении экспертизы правовых актов выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы (далее - факторы):
1) коллизии правовых норм.
Не допускаются несоответствие между правовыми актами, разными по юридической силе или имеющими одинаковую юридическую силу, наличие противоречий (коллизий) между нормами одного правового акта или нормами различных правовых актов;
2) наличие юридико-лингвистической коррупциогенности.
Не допускается использование в правовом акте неясных формулировок, терминов, понятий и категорий оценочного характера, двусмысленных терминов.
В правовом акте не допускается установление норм с нечетким указанием условий, при которых субъект правоприменения правомочен принимать определенные решения, норм, содержащих отсылку к несуществующим нормам права, а также установление и использование норм, допускающих расширительное толкование;
3) наличие в правовом акте пробела в правовом регулировании отношений, которые данный правовой акт призван регулировать, а также пробела в установлении полномочий органов местного самоуправления МО "Бологовский район", должностных лиц или иных субъектов правоприменения.
Если реализация этого требования в правовом акте невозможна или нецелесообразна, то в нем должны содержаться положения, указывающие на правовые акты, которые содержат соответствующие нормы.
В правовом акте недопустима подмена терминов, обозначающих одновременно возможность и обязательность действий субъекта правоприменения ("осуществляет", "рассматривает", "принимает" и т.п.), терминами, отражающими одну лишь возможность решения или действия ("может", "вправе" и т.д.). В правовом акте должна быть установлена связь между зафиксированными в нем правами гражданина, правами организации и соответствующими обязанностями органа местного самоуправления МО "Бологовский район";
4) широкие дискреционные (реализуемые по собственному усмотрению) полномочия должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией ими своих полномочий.
Не допускается установление в правовом акте нескольких возможных вариантов решений (действий) без точного определения основания для принятия одного из них. Пределы свободного усмотрения субъектов правоприменения должны быть ограничены.
В правовом акте по возможности следует устанавливать сроки для совершения должностными лицами обязательных действий в отношении граждан и организаций, исключать оценочные формулировки обстоятельств, являющихся основанием для совершения таких действий, исключать возможность должностного лица по своему усмотрению начинать и завершать юридические процедуры;
5) необоснованно завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права.
Не допускается в правовом акте устанавливать требования, которые выходят за разумно допустимый уровень, в том числе излишне большой перечень документов, которые необходимо представить для реализации прав, необходимость получения большого числа согласований, экономически необоснованные размеры платы за оказание муниципальных услуг, установление большого числа специальных признаков, которыми должен обладать гражданин или организация для занятия определенным видом деятельности или получения муниципальной поддержки;
6) отсутствие или дефекты конкурсных процедур при предоставлении какого-либо права или преимущества, выделении гражданам и организациям средств из местного бюджета МО "Бологовский район", в том числе отсутствие механизма обеспечения достаточного количества участников конкурса, низкая информированность потенциальных участников конкурса о его проведении, недостаточный период времени между объявлением конкурса и окончанием приема заявок участников, необоснованное применение закрытого конкурса, отсутствие четких критериев конкурсного отбора;
7) отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения.
В случае, если в правовом акте содержатся предписания, устанавливающие обязанности должностных лиц или муниципальных служащих, то в нем должны быть указаны санкции за их неисполнение (при условии, что такие санкции отсутствуют в действующем законодательстве). Если же соответствующие санкции или вид ответственности (уголовная, административная, иные виды ответственности) предусмотрены нормативными правовыми актами, необходимо отразить это обстоятельство;
8) иные факторы, способствующие созданию условий для проявления коррупции.
2.4. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы.
Проект муниципального нормативного правового акта направляется в юридический отдел администрации МО "Бологовский район" разработавшим его органом, организацией, должностным лицом.
Юридический отдел администрации МО "Бологовский район" в течение 5 рабочих дней с момента поступления проекта муниципального нормативного правового акта проводит антикоррупционную экспертизу.
2.5. Антикоррупционная экспертиза действующего муниципального нормативного правового акта проводится по инициативе органов местного самоуправления МО "Бологовский район", органов администрации МО "Бологовский район", их должностных лиц.
Юридический отдел проводит антикоррупционную экспертизу муниципального нормативного правового акта в течение 15 дней с момента его поступления.
2.6. Ответственность за направление проектов муниципальных нормативных правовых актов на антикоррупционную экспертизу возлагается на руководителя соответствующего разработчика проекта.
2.7. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы юридический отдел администрации МО "Бологовский район" готовит письменное экспертное заключение о результатах антикоррупционной экспертизы (далее - экспертное заключение).
В экспертном заключении должны содержаться следующие сведения:
а) дата подготовки экспертного заключения;
б) вид и наименование проекта правового акта, прошедшего антикоррупционную экспертизу;
в) положения проекта правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта правового акта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов (в случае выявления указанных положений);
г) предложения о способах устранения выявленных в проекте правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
д) обоснование допустимости использования в проекте правового акта нормативных предписаний, которые могут служить индикаторами коррупциогенных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, которые не относятся к коррупционным факторам, но могут способствовать созданию условии для проявления коррупции.
Экспертное заключение подписывается заведующим юридического отдела администрации МО "Бологовский район".

3. Исполнение заключения о коррупциогенности акта
(проекта акта)

3.1. Заключение, составленное по результатам антикоррупционной экспертизы акта (проекта акта), подготовленное и подписанное заведующим юридическим отделом администрации МО "Бологовский район", направляется лицу, направившему данный акт (проект акта) на антикоррупционную экспертизу.
3.2. Руководитель структурного подразделения, по инициативе которого был принят акт, получив заключение о коррупциогенности акта, обязан в течение трех рабочих дней подготовить проект нормативного правового акта о внесении изменений либо признании утратившим силу акта, являвшегося предметом антикоррупционной экспертизы, и направить данный проект в юридический отдел администрации МО "Бологовский район" для проведения антикоррупционной экспертизы.
В случае отсутствия коррупциогенных норм в представленном проекте акта о внесении изменений заключение подписывается заведующим юридическим отделом администрации МО "Бологовский район", и проект акта с визами заинтересованных руководителей структурных подразделений направляется на подпись руководителю органа местного самоуправления МО "Бологовский район".
В случае наличия коррупциогенных норм в представленном проекте акта о внесении изменений юридический отдел администрации МО "Бологовский район" направляет заключение руководителю органа местного самоуправления МО "Бологовский район". Руководитель органа местного самоуправления направляет заключение руководителю структурного подразделения для исполнения в соответствии с выводами, содержащимися в заключении.
3.3. Руководитель структурного подразделения органов местного самоуправления МО "Бологовский район", ответственного за разработку проекта акта, получив заключение о коррупциогенности проекта акта, обязан в течение трех дней устранить все недостатки и направить доработанный проект акта в юридический отдел администрации МО "Бологовский район" для повторной антикоррупционной экспертизы.
Срок проведения повторной антикоррупционной экспертизы составляет не более трех рабочих дней.
В случае отсутствия в доработанном проекте акта коррупциогенных норм заключение подписывается заведующим юридическим отделом администрации МО "Бологовский район", и проект акта с визами заинтересованных руководителей структурных подразделений направляется на подпись руководителю органа местного самоуправления МО "Бологовский район".
В случае наличия в доработанном проекте акта коррупциогенных норм юридический отдел направляет заключение руководителю органа местного самоуправления. Руководитель органа местного самоуправления направляет заключение руководителю структурного подразделения для исполнения в соответствии с выводами, содержащимися в заключении.
3.4. В случае несогласия с содержащимися в заключении по результатам антикоррупционной экспертизы выводами о наличии в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта коррупциогенных факторов, орган или должностное лицо, к полномочиям которого в соответствии с Уставом МО "Бологовский район" отнесено принятие этого муниципального нормативного правового акта, направляет юридическому отделу администрации МО "Бологовский район", подготовившему соответствующее экспертное заключение, мотивированное обоснование выраженного несогласия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru