СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2009 года
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи М.Л.Г. дело по кассационной жалобе С. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 3 августа 2009 года по исковому заявлению С. к Управлению социальной защиты населения Вольского района Министерства социального развития Саратовской области о признании незаконным бездействия Управления социальной защиты населения Вольского района Министерства социального развития Саратовской области и о взыскании суммы компенсации на приобретение продовольственных товаров, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований С. к Управлению социальной защиты населения Вольского района Министерства социального развития Саратовской области о признании незаконным бездействия Управления социальной защиты населения Вольского района Министерства социального развития Саратовской области и о взыскании суммы компенсации на приобретение продовольственных товаров отказать полностью.
Заслушав доклад судьи Саратовского областного суда М.Л.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Вольского района (далее - Управление) о признании незаконным бездействия Управления, связанного с отказом истцу в выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и обязании Управления выполнить действия по оформлению документов на выплату компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также обязать Управление выплатить С. компенсацию за март, апрель, май 2009 года в сумме 1 550 рублей 97 копеек.
В обоснование иска ссылался на то, что он является инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы и относится к гражданам из подразделений особого риска, что подтверждается соответствующими удостоверениями, в связи с чем помимо мер социальной поддержки, предусмотренных для инвалида войны, имеет право на получение льгот и компенсаций, предусмотренных п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска". Согласно ч. 2 п. 2 указанного постановления лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
В январе 2009 года он, С., обратился в Управление по вопросу оформления документов на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров. Однако Управлением в этом ему было отказано со ссылкой на то, что истец является инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы и получает все меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах". По мнению Управления в связи с этим С. лишен права на получение указанной компенсации в соответствии с Законом "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку действующим законодательством право инвалида Великой Отечественной войны на пользование мерами социальной поддержки по нескольким основаниям не предусмотрено.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе С. просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым требования истца удовлетворить в полном объеме. Доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении.
Кроме того, автор жалобы находит неправильным вывод суда о том, что его право на получение мер социальной поддержки в связи с подтверждением его непосредственного участия в действиях подразделений особого риска возникло с момента получения удостоверения, то есть 10 декабря 2008 года. По мнению С., удостоверение подтверждает факт его участия в Тоцких учениях в 1954 году, следовательно, он имел право на получение компенсации и до выдачи ему такого удостоверения.
В возражениях на кассационную жалобу Управление социальной защиты населения Вольского района Министерства социального развития Саратовской области просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что С. является инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы и одновременно относится к категории граждан из подразделений особого риска, что подтверждается копиями удостоверений, приобщенными к материалам дела (л.д. 12, 13). В настоящее время он реально пользуется мерами социальной поддержки на основании Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. "О ветеранах", который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, распространено действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в пределах, установленных настоящим Постановлением.
К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
Меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим удостоверения, порядок и условия оформления и выдачи которых определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, указанным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации на граждан из подразделений особого риска распространены отдельные меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе, пунктом 13 части 1 статьи 14 указанного закона, согласно которому право на получение ежемесячной денежной компенсации указанным лицам, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, предоставлено право на приобретение продовольственных товаров.
Социальная поддержка граждан - система мер, обеспечивающая социальные гарантии отдельным категориям гражданам.
В зависимости от основания социальной поддержки - принадлежности к категории инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п., система мер различна. Вместе с тем, некоторые меры социальной поддержки могут повторяться, в связи с чем законодателем введены ограничения на получение одним лицом одной и той же меры социальной поддержки более одного раза.
Так, согласно ч. 3 ст. 13 Закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Аналогичное положение содержится в ст. 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" № 1244-1 от 15 мая 1991 года, в соответствии с которым если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Таким образом, действующим законодательством введено ограничение на пользование одной и той же мерой социальной поддержки, право на которую лицо имеет по различным основаниям, более одного раза. Вместе с тем, ограничение на пользование различными мерами социальной поддержки более чем по одному основанию законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии у С. права на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренного п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не основано на действующем законодательства и является неправильным его толкованием, в связи с чем решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований С. подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судом первой инстанции установлены.
Согласно постановлению Правительства РФ № 914 от 21 декабря 2007 года "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции постановлений Правительства от 17.03.2008 г. № 181, от 03.09.2008 г. № 655, от 24.12.2008 г. № 992, от 07.07.2009 г. № 545 с 1 января 2009 г. осуществлена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составляет 538 рублей 43 копейки в месяц.
Таким образом, за март, апрель и май 2009 года в пользу С. выплате подлежит компенсация в размере 1 615 рублей 29 копеек (538, 43Х3).
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вольского районного суда Саратовской области от 3 августа 2009 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым требования С. к Управлению социальной защиты населения Вольского района Министерства социального развития Саратовской области о признании незаконным бездействия Управления, связанного с отказом в выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, и обязании Управления социальной защиты населения Вольского района Министерства социального развития Саратовской области выполнить действия по оформлению документов на выплату компенсации на приобретение продовольственных товаров и выплатить С. компенсацию за март, апрель, май 2009 года удовлетворить.
Признать бездействие Управления социальной защиты населения Вольского района Министерства социального развития Саратовской области, связанное с отказом в оформлении документов на выплату и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Вольского района Министерства социального развития Саратовской области произвести С. выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за март, апрель, май 2009 года в сумме 1615 рублей 29 копеек.