АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. по делу № А74-4810/2009
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Сидельниковой Т.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корякиной О.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия, город Черногорск, к
Муниципальному образовательному учреждению Ильичевская основная общеобразовательная школа, поселок имени Ильича Усть-Абаканского района Республики Хакасия,
о взыскании единого социального налога и пеней в сумме 2.207 рублей 92 копеек.
В судебном заседании принимала участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия Антипенкова Ю.П., доверенность от 19 марта 2009 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения Ильичевская основная общеобразовательная школа (далее - Учреждение) 2.207 рублей 92 копеек, в том числе единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 44 рублей 11 копеек по сроку уплаты 15 апреля 2009 года, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1.799 рублей 62 копеек по сроку уплаты 16 марта 2009 года и в сумме 330 рублей 06 копеек по сроку уплаты 15 апреля 2009 года, а также пени в сумме 34 рублей 13 копеек за несвоевременную уплату налога в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия Антипенкова Ю.П. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявила об уменьшении размера иска в части единого социального налога в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по сроку уплаты 15 апреля 2009 года, просила взыскать с Учреждения единый социальный налог и пени в сумме 1.892 рублей 26 копеек, в том числе налог в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 44 рублей 11 копеек по сроку уплаты 15 апреля 2009 года, налог в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1.799 рублей 62 копеек по сроку уплаты 16 марта 2009 года и в сумме 14 рублей 40 копеек по сроку уплаты 15 апреля 2009 года, пени в сумме 34 рублей 13 копеек за несвоевременную уплату налога в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Арбитражный суд в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия об уменьшении размера требований и рассмотрел дело о взыскании с Учреждения единого социального налога и пеней в сумме 1.892 рублей 86 копеек.
Налогоплательщик не представил отзыв на заявление, не обеспечил явку уполномоченного представителя в судебное заседание. Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено в соответствии с правилами статей 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая положения части 1 статьи 123, части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, назначение определением от 16 ноября 2009 года предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по делу, арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание, приступил к судебному разбирательству и рассмотрел дело в отсутствие представителя Учреждения.
Арбитражный суд установил, что муниципальное образовательное учреждение Ильичевская основная общеобразовательная школа зарегистрировано в качестве юридического лица Усть-Абаканской регистрационной палатой 20 сентября 2000 года.
27 ноября 2002 года Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись об Учреждении, выдала свидетельство серии 19 № 0592033.
16 апреля 2009 года Учреждение представило в налоговый орган расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за квартал 2009 года, в котором продекларировало к уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования налог в сумме 1.112 рублей по сроку уплаты 15 апреля 2009 года, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования налог в сумме 2.561 рубля по сроку уплаты 16 марта 2009 года, в сумме 2.021 рубля - 15 апреля 2009 года.
По состоянию на 30 апреля 2009 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия предъявила Учреждению требование № 13477 об уплате в срок до 21 мая 2009 года единого социального налога в сумме 1.112 рублей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по сроку уплаты 15 апреля 2009 года, налога в сумме 2.561 рубля и в сумме 2.021 рубля в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по срокам уплаты 16 марта и 15 апреля 2009 года соответственно, а также пеней в сумме 585 рублей 48 копеек за несвоевременную уплату налога в Территориальный фонд обязательного пенсионного страхования.
Требование направлено налогоплательщику 08 мая 2009 года, о чем свидетельствует реестр почтовой корреспонденции и почтовая квитанция № 00044.
Неуплата налога по требованию № 13477 в полном объеме послужила основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 45 названного Кодекса взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 года № 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснено, что в соответствии с положениями пункта 4 статьи 29 и части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Применяя данные положения по спорам, в которых ответчиком выступает бюджетное учреждение, судам необходимо учитывать следующее.
В судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вследствие этого суд признал, что налоговый орган правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Учреждения налога и пеней в сумме 2.207 рублей 92 копеек.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение является плательщиком единого социального налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
Таким образом, Учреждение было обязано произвести авансовые платежи по единому социальному налогу за месяцы первого квартала 2009 года в срок не позднее 15 февраля 2009 года, 16 марта 2009 года, 15 апреля 2009 года.
Факт неуплаты единого социального налога в сумме 1.858 рублей 13 копеек, в том числе в сумме 44 рублей 11 копеек в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по сроку уплаты 15 апреля 2009 года, в сумме 1.799 рублей 62 копеек в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по сроку уплаты 16 марта 2009 года, в сумме 14 рублей 40 копеек в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по сроку уплаты 15 апреля 2009 года подтверждается представленными налоговым органом доказательствами: расчетом авансовых платежей по единому социальному налогу за первый квартал 2009 года, данными налогового обязательства за период с 17 ноября 2008 года по 26 октября 2009 года, с 17 ноября 2008 года по 01 декабря 2009 года.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Арбитражный суд исследовал расчет пеней в сумме 34 рублей 13 копеек, констатировал, что пени начислены за период с 17 марта по 29 апреля 2009 года на недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1.799 рублей 62 копеек по сроку уплаты 16 марта 2009 года, с учетом установленных законом сроков уплаты, периода просрочки, размера недоимки, ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, признал его арифметически правильным.
Поскольку материалами дела подтверждены обстоятельства неуплаты единого социального налога в установленный законом срок, арбитражный суд признал правомерным требование налогового органа о взыскании пеней в сумме 34 рублей 13 копеек, полагает его удовлетворить.
Государственная пошлина по делу составляет 500 рублей, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом уменьшения размера иска относится на налогоплательщика в сумме 428 рублей 52 копеек и подлежит взысканию с Учреждения в доход федерального бюджета в указанном размере.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Удовлетворить заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия, город Черногорск.
2. Взыскать с муниципального образовательного учреждения Ильичевская основная общеобразовательная школа, поселок Ильича Усть-Абаканского района Республики Хакасия, в доходы соответствующего бюджета 1.892 (одна тысяча восемьсот девяносто два) рубля 26 копеек, составляющие единый социальный налог в сумме 44 (сорок четыре) рублей 11 копеек, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по сроку уплаты 15 апреля 2009 года, единый социальный налог в сумме 1.799 (одна тысяча семьсот девяносто девять) рублей 62 копеек, зачисляемый в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, по сроку уплаты 16 марта 2009 года, единый социальный налог в сумме 14 (четырнадцать) рублей 40 копеек, зачисляемый в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, по сроку уплаты 15 апреля 2009 года, пени в сумме 34 (тридцать четыре) рублей 13 копеек за несвоевременную уплату налога в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
3. Взыскать с муниципального образовательного учреждения Ильичевская основная общеобразовательная школа, поселок Ильича Усть-Абаканского района Республики Хакасия, в доходы федерального бюджета 428 (четыреста двадцать восемь) рублей 52 копейки государственной пошлины.
4. Выдать исполнительные листы на взыскание налога, пеней и государственной пошлины после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий апелляционный арбитражный суд, город Красноярск, или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия
Т.Н.СИДЕЛЬНИКОВА