Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 января 2010 г. по делу № 3-5-2010

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Лядовой Л.И.
с участием прокурора Масленниковой И.А.
представителей правительства Пермского края Кессер М.Н. и Паньковой М.Г.
при секретаре Невидимовой Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 14 января 2010 года
дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края об оспаривании пунктов 10, 11, 12, 20 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа и приложения № 2, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п "О пилотном проекте "Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа"

установил:

Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п "О пилотном проекте "Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа", опубликованном в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 30, ч. 1, 03.08.2009 г., утвержден Порядок предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в краевой суд с заявлением об оспаривании пунктов 10, 11, 12, 20 и приложения № 2 данного нормативного акта по мотиву противоречия положением ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В обоснование своего заявления заместитель прокурора указал, что, установив принцип предоставления жилья сиротам без учета членов их семей и исключение их из числа нуждающихся, принятый Порядок грубо нарушает права названной категории граждан.
Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в том числе и во внеочередном порядке, на ее получение с учетом членов их семей по установленным нормам.
Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение содержатся также и в региональном законодательстве, в частности ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма".
Пунктами 33-34 Приказа Минрегиона РФ от 25.02.2005 г. № 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма" предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются на всех членов семьи. При этом жилые помещения менее нормы предоставления на одного человека, предоставляются только с согласия граждан без снятия их с учета.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Масленникова И.А. поддержала доводы заявления, пояснив, что, несмотря на то, что по постановлению Правительства Пермского края дети-сироты получают жилое помещение в собственность, должны учитываться все члены семьи. Дети-сироты по своему выбору вправе решать вопрос о получении сертификата на приобретение жилья, но в этом случае они не могут подлежать исключению из очереди на получение жилья. Выплата на приобретение жилого помещения является одной из форм обеспечения детей-сирот жильем, поэтому должны учитываться все члены семьи такого лица, иначе будут нарушены его права.
Представители Правительства Пермского края - Кессер М.Н. и Панькова М.Г., действующие на основании доверенностей, не согласившись с заявлением, указали, что в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы, связанные с социальной защитой, включая обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 3 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ до принятия федеральных законов субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное регулирование по предметам совместного ведения. На уровне Российской Федерации не приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие вопрос выдачи жилищных сертификатов детям-сиротам для приобретения ими жилых помещений в собственность. Статьей 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение могут быть установлены законодательством субъектов Российской Федерации. Указанным Федеральным законом гарантировано предоставление жилого помещения детям-сиротам без учета членов семьи. Реализация данного проекта направлена не на предоставление жилых помещений по договору социального найма, а на приобретение детьми-сиротами в свою собственность жилых помещений. Участие в данном проекте носит добровольный характер. При получении сертификата в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пилотный проект был принят Правительством в связи с тем, что органы местного самоуправления в 2008 году возвратили в бюджет денежные средства, полученные для приобретения жилья детям-сиротам. Сертификат позволяет сократить время для обеспечения жилым помещением ребенка-сироту.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, представителей Правительства Пермского края, суд приходит к выводу, что заявленные требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 10 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа размер выплаты, предоставляемой лицам за счет бюджета Пермского края, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м на одно лицо; средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета субсидий, предоставляемых распоряжением Правительства Пермского края, действующей на дату распределения средств.
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что лица информируются об условиях предоставления выплаты, дают письменное согласие на получение выплаты и на исключение из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Приложением № 2 к Порядку установлена форма заявлений о выдаче жилищного сертификата, о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, с указанием согласия на исключение из списка детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пакет документов, необходимый для получения выплаты либо жилищного сертификата, установлен пунктом 12 Порядка.
Право лиц в возрасте до 23 лет (включительно), которые получили, но не воспользовались жилищным сертификатом, на восстановление в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, закреплено в пункте 20 Порядка.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ.

В силу п. "к" ч. 11 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законом, и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Пермской области от 29 декабря 2004 г. № 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительством Пермского края Постановлением от 27 июля 2009 г. № 486-п "О пилотном проекте "Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения, лицам из их числа" утвержден Порядок предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Настоящий Порядок определяет механизм предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, в том числе путем выпуска и реализации краевых жилищных сертификатов с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа на территории Пермского края.
Лица, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, добровольно принимают решение о приобретении жилого помещения с использованием выплаты.
Оспариваемый Порядок не регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти или органами местного самоуправления и детьми-сиротами по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, поэтому ссылка прокурора на пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, которым предусмотрены права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в том числе и во внеочередном порядке, на ее получение с учетом членов их семей по установленным нормам, и на часть 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" является неправильной.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований предусмотрено ст. 56 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно пункту 11 Порядка и приложения № 2 лицо дает согласие на исключение его из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, только в случае приобретения им жилого помещения либо перечисления денежных средств на его банковский счет.
Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в частности статьей 8, установлены гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), по обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данной нормой предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заместителю прокурора Пермского края в заявлении об оспаривании пунктов 10, 11, 12, 20 и приложения № 2 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п "О пилотном проекте "Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" отказать.
Решение в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения - 15 января 2010 года может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд г. Перми.

Председательствующий п.п.
Л.И.ЛЯДОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru