Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2010 г. по делу № А29-595/2010

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 7 апреля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании 1 и 7 апреля 2010 года дело по иску:
Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа "Усинск"
третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми, Федеральное агентство связи и Управление федеральной регистрационной службы по Республике Коми
о признании права федеральной собственности на объект недвижимости и о признании права хозяйственного ведения на объект недвижимости
с участием в заседании представителей сторон:
от истца: Б. - по доверенности от 27.01.2010 г., О. - по доверенности от 22.03.2010 г.
от третьих лиц: К. - по доверенности от 01.03.2010 г. (ТУ ФАУГИ)

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - истец, предприятие) обратилось в арбитражный суд Республики Коми с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - ответчик, Комитет) о признании права федеральной собственности на нежилые помещения № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, площадью 103,2 кв.м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Усинск, ул. 60 лет Октября, д. 11 и о признании права хозяйственного ведения предприятия на данный объект недвижимости.
Определением от 11 февраля 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми (далее - Теруправление), Федеральное агентство связи (далее - Агентство) и Управление федеральной регистрационной службы по Республике Коми (далее - УФРС).
Ответчик, а также третьи лица Агентство и УФРС извещены надлежащим образом о судебном разбирательстве, своих представителей в заседание суда не направили. Ответчик и УФРС просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей истца и Теруправления, суд установил следующее.
Предприятие занимает нежилые помещения № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, площадью 103,2 кв.м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Усинск, ул. 60 лет Октября, д. 11 (далее - спорные помещения, помещения) на основании договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, заключенного с Комитетом от 28.04.2006 г. № 1821/6. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 30.07.2009 данные помещения внесены в реестр муниципальной собственности МО ГО "Усинск".
Истец полагает, что спорные помещения являются федеральной собственностью и принадлежат предприятию на праве хозяйственного ведения, исходя при этом из следующего.
Согласно решению исполкома Усинского Совета народных депутатов от 30.04.1986 г. № 5/199 районному узлу связи разрешено использовать спорные помещения под отделение почтовой связи. Данное использование помещений не прекращалось и не прерывалось истцом, а впоследствии было продолжено на основании договоров аренды № 42 от 01.01.1996, № 42/97 от 30.01.1997, № 70/99 от 27.05.1999, № 584/2 от 10.01.2002, № 1821/6 от 28.04.2006 г. (действующий договор).
Таким образом, на момент разграничения государственной собственности - издания Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление № 3020-1) спорные помещения использовались под отделение почтовой связи, в связи с чем относятся исключительно к федеральной собственности. Российская Федерация в лице уполномоченных на то органов никаких действий, направленных на прекращение права собственности на спорные помещения не совершала, в связи с чем отнесение их к собственности муниципального образования является незаконным.
Поскольку с 1986 года спорные помещения использовались государственными учреждениями, оказывающими услуги почтовой связи на территории Республики Коми, последним из которых являлось государственное учреждение Управлении Федеральной почтовой связи Республики Коми (далее - УФПС РК), помещения принадлежали ему на праве оперативного управления. Согласно распоряжению Правительства РФ № 885-р от 28.06.2002 и № 1227-р от 05.09.2002 создан истец, за которым закреплено имущество ликвидируемого УФПС РК на праве хозяйственного ведения. При таких обстоятельствах истец заявляет о признании как права федеральной собственности на спорные помещения, так и производного от признания права собственности своего права хозяйственного ведения в отношении него.
Теруправление в соответствии с представленным отзывом на иск и пояснениями представителя в судебном заседании в полном объеме поддержало исковые требования о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик с требованиями истца не согласился и в соответствии с представленным отзывом на иск указал, что спорное помещение находится в здании жилого дома, в проектной документации которого нежилые помещения не предусмотрены, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии о приеме законченного строительством объекта в эксплуатацию от 29 сентября 1984 г. Согласно пункту 3 решения Исполкома Усинского Совета народных депутатов от 30.04.1986 № 5/199 районному узлу связи разрешено использовать под почтовое отделение связи квартиру № 111 в жилом доме № 11 по ул. 60 лет Октября. Каких-либо решений о смене статуса спорного помещения Усинский городской Совет народных депутатов в соответствии со статьей 9 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983, действующего на тот момент, не принимал. Перевод квартиры № 111 в доме № 11 по ул. 60 лет Октября из жилого помещения в нежилое был осуществлен лишь в 2001 году на основании решения межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда от 8 декабря 2000 года.
В связи с этим ответчик считает, что на момент вступления в силу Постановления № 3020-1 спорное помещение правомерно было принято в муниципальную собственность, а предприятию предоставлялось по договору аренды.
Также Комитет указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем иск следует предъявлять к администрации муниципального образования городского округа "Усинск".
Третье лицо УФРС в соответствии с представленным отзывом на иск указало, что по состоянию на 27.02.2010 г. в регистрирующем органе отсутствует информация об обращении заинтересованных лиц за государственной регистрацией прав на спорные помещения, в связи с чем УФРС не принимались решения о приостановлении государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации; сведения о чьих-либо правах в отношении спорного имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.
По результатам рассмотрения дела суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают право лица самостоятельно определять способы защиты гражданских прав. Одним из таких способов является признание права.
Пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом. До его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением № 3020-1.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанный реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями № 1, 2 и 3 к Постановлению от № 3020-1.
В соответствии с п. 1 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В пункте 6 раздела IV приложения 1 к постановлению № 3020-1 таким объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, являются и предприятия связи.
Согласно п. 2 раздела II приложения № 1 к названному постановлению в число объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, относится имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит. К средствам почтовой связи относятся, в частности, здания, сооружения, нежилые помещения (ст. 2 названного закона).
Согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 № 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации", начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
До вступления в силу Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" и постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 № 265 "Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации" предприятия и учреждения федеральной почтовой связи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1992 № 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", ст. 5 Федерального закона от 09.08.1995 № 129-ФЗ "О почтовой связи" являлись федеральной собственностью, находились в ведении федерального органа исполнительной власти - Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации - и финансировались из федерального бюджета.
Из паспорта отделения связи Усинск-2 Усинского районного узла связи следует, что на 1987 год узел связи размещается в помещении ЖКХ НГДУ "Усинскнефть", занимает площадь 100 кв.м, в том числе операционный зал - 18 кв.м, клиентский зал - 18 кв.м, телеграф - 12 кв.м, 3 кладовых площадью 37 кв.м и прочая площадь 15 кв.м.
В соответствии со справкой Филиала ГУП РК "Республиканское бюро технической инвентаризации" г. Усинска от 23 ноября 2009 г. № 595 площадь помещения, занимаемого отделением почтовой связи № 2, в жилом доме, расположенном по адресу: РК, г. Усинск, ул. 60 лет Октября, дом 11, в период с 1986 по 1992 гг. составляла 103,2 кв.м. Технический паспорт в отношении жилого дома № 11 по ул. 60 лет Октября г. Усинска, представленный по запросу истца Филиалом ГУП РК РБТИ, содержит сведения о квартире № 111 как о помещении почты полезной площадью 102,6 кв.м.
Статус спорного помещения в момент передачи его почтовому отделению не является основанием для отнесения в дальнейшем данного помещения к муниципальной собственности, поскольку положения пункта 6 раздела IV приложения 1 к постановлению № 3020-1 не содержат указания на то, что к исключительной федеральной собственности относятся предприятия связи, являющиеся только нежилыми помещениями. Принимая решение от 30 апреля 1986 года № 5/199 исполнительный комитет Усинского городского Совета народных депутатов разрешил использовать районному узлу связи квартиру № 111 под почтовое отделение связи.
Назначение и использование данной квартиры с момента ее предоставления почтовому отделению не менялось, в связи с чем не подлежат применению приложения № 3 постановления № 3020-1 о передаче в муниципальную собственность жилищного и нежилого фонд, находящегося в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе зданий и строений, ранее переданных ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенных нежилых помещений, построенных за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Определяющим для отнесения имущества к федеральной собственности является факт размещения в данном помещении предприятия связи на момент разграничения государственной собственности. Данный факт ответчиком не оспаривается. Аналогичная позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2005 г. № 1206/05.
Таким образом, спорное помещение, используемое как имущество государственного учреждения - предприятия связи - с 1986 года, не могло быть передано в муниципальную собственность на основании приложения 3 к Постановлению № 3020-1.
Поскольку предъявление иска о признании права федеральной собственности на спорное имущество имеет целью восстановление нарушенного иного вещного права федерального учреждения связи - права хозяйственного ведения и учитывая одобрение исковых требований собственником имущества в лице Теруправления, истец правомерно заявляет как о признании права федеральной собственности, так и о признании своего права хозяйственного ведения на спорные помещения.
Доводы Комитета о том, что он является ненадлежащим ответчиком по спору отклоняются судом, поскольку в силу Положения о Комитете, утвержденного постановлением главы администрации МО городского округа "Усинск" от 31.01.2006 № 59, Комитет является самостоятельным отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования городского округа "Усинск", осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности и последующие действия с ними. В силу выполняемых функций Комитет осуществляет учет имущества муниципальной собственности и ведет его реестр, в связи с чем в данных правоотношениях выступает от имени муниципального образования, необоснованно включившего в реестр муниципальной собственности спорные помещения.
С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика. Расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления об обеспечении иска возмещению и возврату не подлежат, поскольку ходатайство было заявлено без достаточных оснований и в удовлетворении заявления судом было отказано.
Руководствуясь статьями 110 - 112, 167, 168, 171, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Признать право федеральной собственности на нежилые помещения № 1, 3 - 10 площадью 103,2 кв.м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Усинск, ул. 60 лет Октября, д. 11.
Признать за Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" право хозяйственного ведения на нежилые помещения № 1, 3 - 10 площадью 103,2 кв.м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Усинск, ул. 60 лет Октября, д. 11.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа "Усинск" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" 2000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru