АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2010 г. по делу № А29-595/2010
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 7 апреля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании 1 и 7 апреля 2010 года дело по иску:
Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа "Усинск"
третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми, Федеральное агентство связи и Управление федеральной регистрационной службы по Республике Коми
о признании права федеральной собственности на объект недвижимости и о признании права хозяйственного ведения на объект недвижимости
с участием в заседании представителей сторон:
от истца: Б. - по доверенности от 27.01.2010 г., О. - по доверенности от 22.03.2010 г.
от третьих лиц: К. - по доверенности от 01.03.2010 г. (ТУ ФАУГИ)
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - истец, предприятие) обратилось в арбитражный суд Республики Коми с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - ответчик, Комитет) о признании права федеральной собственности на нежилые помещения № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, площадью 103,2 кв.м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Усинск, ул. 60 лет Октября, д. 11 и о признании права хозяйственного ведения предприятия на данный объект недвижимости.
Определением от 11 февраля 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми (далее - Теруправление), Федеральное агентство связи (далее - Агентство) и Управление федеральной регистрационной службы по Республике Коми (далее - УФРС).
Ответчик, а также третьи лица Агентство и УФРС извещены надлежащим образом о судебном разбирательстве, своих представителей в заседание суда не направили. Ответчик и УФРС просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей истца и Теруправления, суд установил следующее.
Предприятие занимает нежилые помещения № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, площадью 103,2 кв.м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Усинск, ул. 60 лет Октября, д. 11 (далее - спорные помещения, помещения) на основании договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, заключенного с Комитетом от 28.04.2006 г. № 1821/6. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 30.07.2009 данные помещения внесены в реестр муниципальной собственности МО ГО "Усинск".
Истец полагает, что спорные помещения являются федеральной собственностью и принадлежат предприятию на праве хозяйственного ведения, исходя при этом из следующего.
Согласно решению исполкома Усинского Совета народных депутатов от 30.04.1986 г. № 5/199 районному узлу связи разрешено использовать спорные помещения под отделение почтовой связи. Данное использование помещений не прекращалось и не прерывалось истцом, а впоследствии было продолжено на основании договоров аренды № 42 от 01.01.1996, № 42/97 от 30.01.1997, № 70/99 от 27.05.1999, № 584/2 от 10.01.2002, № 1821/6 от 28.04.2006 г. (действующий договор).
Таким образом, на момент разграничения государственной собственности - издания Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление № 3020-1) спорные помещения использовались под отделение почтовой связи, в связи с чем относятся исключительно к федеральной собственности. Российская Федерация в лице уполномоченных на то органов никаких действий, направленных на прекращение права собственности на спорные помещения не совершала, в связи с чем отнесение их к собственности муниципального образования является незаконным.
Поскольку с 1986 года спорные помещения использовались государственными учреждениями, оказывающими услуги почтовой связи на территории Республики Коми, последним из которых являлось государственное учреждение Управлении Федеральной почтовой связи Республики Коми (далее - УФПС РК), помещения принадлежали ему на праве оперативного управления. Согласно распоряжению Правительства РФ № 885-р от 28.06.2002 и № 1227-р от 05.09.2002 создан истец, за которым закреплено имущество ликвидируемого УФПС РК на праве хозяйственного ведения. При таких обстоятельствах истец заявляет о признании как права федеральной собственности на спорные помещения, так и производного от признания права собственности своего права хозяйственного ведения в отношении него.
Теруправление в соответствии с представленным отзывом на иск и пояснениями представителя в судебном заседании в полном объеме поддержало исковые требования о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик с требованиями истца не согласился и в соответствии с представленным отзывом на иск указал, что спорное помещение находится в здании жилого дома, в проектной документации которого нежилые помещения не предусмотрены, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии о приеме законченного строительством объекта в эксплуатацию от 29 сентября 1984 г. Согласно пункту 3 решения Исполкома Усинского Совета народных депутатов от 30.04.1986 № 5/199 районному узлу связи разрешено использовать под почтовое отделение связи квартиру № 111 в жилом доме № 11 по ул. 60 лет Октября. Каких-либо решений о смене статуса спорного помещения Усинский городской Совет народных депутатов в соответствии со статьей 9 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983, действующего на тот момент, не принимал. Перевод квартиры № 111 в доме № 11 по ул. 60 лет Октября из жилого помещения в нежилое был осуществлен лишь в 2001 году на основании решения межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда от 8 декабря 2000 года.
В связи с этим ответчик считает, что на момент вступления в силу Постановления № 3020-1 спорное помещение правомерно было принято в муниципальную собственность, а предприятию предоставлялось по договору аренды.
Также Комитет указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем иск следует предъявлять к администрации муниципального образования городского округа "Усинск".
Третье лицо УФРС в соответствии с представленным отзывом на иск указало, что по состоянию на 27.02.2010 г. в регистрирующем органе отсутствует информация об обращении заинтересованных лиц за государственной регистрацией прав на спорные помещения, в связи с чем УФРС не принимались решения о приостановлении государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации; сведения о чьих-либо правах в отношении спорного имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.
По результатам рассмотрения дела суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают право лица самостоятельно определять способы защиты гражданских прав. Одним из таких способов является признание права.
Пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом. До его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением № 3020-1.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанный реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями № 1, 2 и 3 к Постановлению от № 3020-1.
В соответствии с п. 1 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В пункте 6 раздела IV приложения 1 к постановлению № 3020-1 таким объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, являются и предприятия связи.
Согласно п. 2 раздела II приложения № 1 к названному постановлению в число объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, относится имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит. К средствам почтовой связи относятся, в частности, здания, сооружения, нежилые помещения (ст. 2 названного закона).
Согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 № 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации", начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
До вступления в силу Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" и постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 № 265 "Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации" предприятия и учреждения федеральной почтовой связи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1992 № 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", ст. 5 Федерального закона от 09.08.1995 № 129-ФЗ "О почтовой связи" являлись федеральной собственностью, находились в ведении федерального органа исполнительной власти - Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации - и финансировались из федерального бюджета.
Из паспорта отделения связи Усинск-2 Усинского районного узла связи следует, что на 1987 год узел связи размещается в помещении ЖКХ НГДУ "Усинскнефть", занимает площадь 100 кв.м, в том числе операционный зал - 18 кв.м, клиентский зал - 18 кв.м, телеграф - 12 кв.м, 3 кладовых площадью 37 кв.м и прочая площадь 15 кв.м.
В соответствии со справкой Филиала ГУП РК "Республиканское бюро технической инвентаризации" г. Усинска от 23 ноября 2009 г. № 595 площадь помещения, занимаемого отделением почтовой связи № 2, в жилом доме, расположенном по адресу: РК, г. Усинск, ул. 60 лет Октября, дом 11, в период с 1986 по 1992 гг. составляла 103,2 кв.м. Технический паспорт в отношении жилого дома № 11 по ул. 60 лет Октября г. Усинска, представленный по запросу истца Филиалом ГУП РК РБТИ, содержит сведения о квартире № 111 как о помещении почты полезной площадью 102,6 кв.м.
Статус спорного помещения в момент передачи его почтовому отделению не является основанием для отнесения в дальнейшем данного помещения к муниципальной собственности, поскольку положения пункта 6 раздела IV приложения 1 к постановлению № 3020-1 не содержат указания на то, что к исключительной федеральной собственности относятся предприятия связи, являющиеся только нежилыми помещениями. Принимая решение от 30 апреля 1986 года № 5/199 исполнительный комитет Усинского городского Совета народных депутатов разрешил использовать районному узлу связи квартиру № 111 под почтовое отделение связи.
Назначение и использование данной квартиры с момента ее предоставления почтовому отделению не менялось, в связи с чем не подлежат применению приложения № 3 постановления № 3020-1 о передаче в муниципальную собственность жилищного и нежилого фонд, находящегося в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе зданий и строений, ранее переданных ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенных нежилых помещений, построенных за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Определяющим для отнесения имущества к федеральной собственности является факт размещения в данном помещении предприятия связи на момент разграничения государственной собственности. Данный факт ответчиком не оспаривается. Аналогичная позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2005 г. № 1206/05.
Таким образом, спорное помещение, используемое как имущество государственного учреждения - предприятия связи - с 1986 года, не могло быть передано в муниципальную собственность на основании приложения 3 к Постановлению № 3020-1.
Поскольку предъявление иска о признании права федеральной собственности на спорное имущество имеет целью восстановление нарушенного иного вещного права федерального учреждения связи - права хозяйственного ведения и учитывая одобрение исковых требований собственником имущества в лице Теруправления, истец правомерно заявляет как о признании права федеральной собственности, так и о признании своего права хозяйственного ведения на спорные помещения.
Доводы Комитета о том, что он является ненадлежащим ответчиком по спору отклоняются судом, поскольку в силу Положения
о Комитете, утвержденного постановлением главы администрации МО городского округа "Усинск" от 31.01.2006 № 59, Комитет является самостоятельным отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования городского округа "Усинск", осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности и последующие действия с ними. В силу выполняемых функций Комитет осуществляет учет имущества муниципальной собственности и ведет его реестр, в связи с чем в данных правоотношениях выступает от имени муниципального образования, необоснованно включившего в реестр муниципальной собственности спорные помещения.
С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика. Расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления об обеспечении иска возмещению и возврату не подлежат, поскольку ходатайство было заявлено без достаточных оснований и в удовлетворении заявления судом было отказано.
Руководствуясь статьями 110 - 112, 167, 168, 171, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать право федеральной собственности на нежилые помещения № 1, 3 - 10 площадью 103,2 кв.м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Усинск, ул. 60 лет Октября, д. 11.
Признать за Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" право хозяйственного ведения на нежилые помещения № 1, 3 - 10 площадью 103,2 кв.м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Усинск, ул. 60 лет Октября, д. 11.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа "Усинск" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" 2000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья