Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2010 г. по делу № А29-13470/2009

(извлечение)

24 марта 2010 года (дата объявления резолютивной части решения)
25 марта 2010 года (дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Шипиловой Э.В., судей Князевой А.А., Полицинского В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яцкив Т.Л. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Заместителя прокурора Республики Коми
В интересах Открытого Акционерного Общества "Интаводоканал"
к Совету Муниципального образования городского округа "Инта"
о признании не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующими Решения от 14 октября 2009 года № 1-23/27 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые Открытым акционерным Обществом "Интаводоканал" на территории муниципального образования городского округа "Инта" и приложений № 1 и № 2 к названному решению.
при участии:
от Прокурора: Проскурова В.Н.
от заинтересованного лица: Мороз С.Г.
от ответчика: не явились

установил:

Заместитель прокурора Республики Коми обратился с заявлением в интересах Открытого Акционерного Общества "Интаводоканал" (далее - Общество) о признании не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующими Решения от 14 октября 2009 года № 1-23/27 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые Открытым акционерным Обществом "Интаводоканал" на территории муниципального образования городского округа "Инта" и приложений № 1 и № 2 к названному решению.
По мнению заявителя, оспариваемый акт не соответствует ч. 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 5, 7, 9, 11 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 года "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", ст. 17, 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Общество заявленные требования поддержало, доводы изложены в отзыве на заявление.
Совет муниципального образования городского округа "Инта" заявленные требования не признал, доводы и возражения изложены в отзыве по делу.
Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, представителя Общества, суд установил следующее.
19.03.2009 года Общество зарегистрировано в Инспекции ФНС по г. Инте Республики Коми, свидетельство о государственной регистрации юридического лица Серии 11 № 001733507 от 19.03.2009 года.
14 октября 2009 года Решением Совета муниципального образования городского округа "Инта" № 1-23/27 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые Открытым акционерным обществом "Интаводоканал" на территории муниципального образования городского округа "Инта", утверждены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые Обществом на территории муниципального образования городского округа "Инта": для населения и для прочих потребителей, согласно приложениям № 1 и № 2.
Данное решение с приложениями опубликовано в газете "Искра" от 22.10.2009 № 241 (1301).
В соответствии с ч. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По мнению заявителя, оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, поскольку может лишить Общество права на получение прибыли, привести к убыткам и невозможности осуществления уставной деятельности по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям по тарифам, установленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 5. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации № 520 от 14.07.2008 года "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" названный Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию, в том числе и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (подпункт 1 пункта 2 статьи 1 Закона).
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 № 210-ФЗ под тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса понимаются ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В подпункте 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 № 210-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено, в том числе регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 11 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В статье 31 Устава МОГО "Инта" определены полномочия Совета муниципального образования городского округа "Инта".
Согласно пункту 40 ч. 2 ст. 31 Устава муниципального образования городского округа "Инта" к полномочиям Совета городского округа отнесено установление в соответствии с действующим законодательством размера платы за наем муниципальных жилых помещений, платы за содержание и ремонт муниципальных жилых помещений, нормативов потребления коммунальных услуг, тарифов и надбавок к тарифам на коммунальные услуги.
В связи с чем, довод заявителя о том, что установление тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению к исключительной компетенции Совета МОГО "Инта" не отнесено, судом не принимается.
Как следует из материалов дела на основании заявления генерального директора Общества от 14.08.2009 года о рассмотрении вопроса по утверждению (согласовании) тарифов на водоснабжение, водоотведение и вывоз жидких бытовых отходов на 2009 год, и обращения руководителя Администрации МОГО "Инта" к Главе МОГО "Инта" - председателю Совета МОГО "Инта" от 25.08.2009 года на двадцать третьем заседании Совета муниципального образования городского округа "Инта" от 14.10.2009 года рассмотрен вопрос об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, оказываемых Обществом на территории муниципального образования городского округа "Инта".
На указанном заседании присутствовал генеральный директор Общества, являющийся депутатом. При решении вопроса об установлении тарифов для Общества на услуги водоснабжения и водоотведения, возражений со стороны депутатов не имелось, в том числе и руководитель Общества не голосовал против установления оспариваемых тарифов.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании в случаях, предусмотренных законом, нормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возложения на Общество каких-либо обязанностей или создание иных препятствий при осуществлении деятельности.
31.03.2009 года между Обществом и Обществом с ограниченной ответственностью "Городские водопроводные системы" (далее - ООО "ГСК") заключен агентский договор, (с изменениями от 01.04.2009 года) согласно которому Общество обязуется за вознаграждение совершать по поручению ООО "ГСК" юридические и иные действия от своего имени, но за счет ООО "ГСК" либо от имени и за счет ООО "ГСК".
Пунктом 4 названного договора предусмотрено вознаграждение Обществу по осуществлению функций управления.
01.04.2009 года между Обществом и ООО "ГСК" заключен договор аренды имущества, согласно которому Общество передало в аренду ООО "ГСК" имущество, согласно приложению № 1 для осуществления уставных видов деятельности. Приложение содержит перечень имущества, предназначенного для оказания услуг по водоотведению на территории МОГО "Инта".
01.04.2009 года между указанными сторонами заключен договор на выполнение работ, согласно п. 1.1 которого предусмотрено ООО "ГСК" обязано за вознаграждение совершать по поручению Общества юридические и иные действия от своего имени, но за счет Общества либо от имени и за счет Общества. ООО "ГСК" приняло на себя обязательства по утвержденным Советом МОГО "Инта" тарифам на услуги по водоотведению, выполнять работы по приему и очистке сточных и загрязняющих веществ от потребителей (абонентов) на территории МОГО "Инта"; по осуществлению ремонта, технического обслуживания и подготовке к работе котельного оборудования, тепловых, водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих Обществу.
Аналогичные договоры заключены с Обществом с ограниченной ответственностью "Городские водопроводные системы" (далее - ООО "ГВС").
Фактически Обществом осуществляются управленческие функции, деятельность по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям не осуществляется.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что прокуратурой г. Инты проведена проверка, в ходе которой установлено, что Обществом произведен предварительный расчет тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, проведена независимая экспертиза, составлена производственная программа в связи, с чем Общество и обратилось в администрацию МОГО "Инта" с заявлением об утверждении (согласовании) тарифов на указанные услуги.
Из представленных заключений независимой экспертизы по результатам экономического обоснования финансовых потребностей для реализации производственной программы по холодному водоснабжению и водоотведению на 2009 год ОАО "Интаводоканал" от 29 мая 2009 года усматривается, что затраты на оплату труда рабочих сформированы с учетом нормативной численности 170 единиц и 120,2 единицы.
Как пояснил представитель Общества в ОАО "Интаводоканал" численность работников составляет около 30 - 40 человек, имущество передано в аренду ООО "ГСК" и ООО "ГВС".
Соответственно обоснование финансовых потребностей по холодному водоснабжению и водоотведению по ОАО "Интаводоканал" экономически необоснованно и не подтверждено документально, поскольку при расчетах не учитывалась фактическая численность работников Общества. Услуги по водоотведению и водоснабжению оказываются иными юридическим лицами - ООО "ГСК" и ООО "ГВС".
Для указанных организаций Ответчиком также были утверждены тарифы для ООО "ГСК" на водоотведение и ООО "ГВС" - на водоснабжение.
Арбитражным судом Республики Коми тарифы установленные Советом для названных организаций признаны несоответствующими нормативным правовым актам.
В силу изложенного суд приходит к выводу, что решение Совета муниципального образования городского округа "Инта" от 14.10.2009 года № 1-23/27 "Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, оказываемые Открытым Акционерным Обществом "Интаводоканал" на территории муниципального образования городского округа "Инта" и приложения № 1 и № 2 к названному решению принято уполномоченным органом и не нарушает права и законные интересы ОАО "Интаводоканал".
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать Решение Совета муниципального образования городского округа "Инта" от 14.10.2009 № 1-23/27 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые Открытым Акционерным Обществом "Интаводоканал" на территории муниципального образования городского округа "Инта" и приложения № 1 и № 2 к названному решению соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520, Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Коми.

Председательствующий
Э.В.ШИПИЛОВА

Судьи
А.А.КНЯЗЕВА
В.Н.ПОЛИЦИНСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru