Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2009 г. по делу № 3-36-2009

Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 июля 2009 года дело по заявлению ЗАО "Инженерный центр "Северстрой" о признании незаконным (недействующим) Постановления Правительства Республики Коми "Об утверждении форм расчета величины годовой арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Коми и установлении величины базовой стоимости строительства одного квадратного метра нежилого помещения в городах и районах Республики Коми" от 6 декабря 2002 года № 200 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 декабря 2008 года № 409,

установил:

Арендатор государственного имущества Республики Коми ЗАО "Инженерный центр "Северстрой" обратилось в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным (недействующим) Постановления Правительства Республики Коми "Об утверждении форм расчета величины годовой арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Коми и установлении величины базовой стоимости строительства одного квадратного метра нежилого помещения в городах и районах Республики Коми" от 6 декабря 2002 года № 200 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 декабря 2008 года № 409. В обоснование заявление указало, что оспариваемое постановление в части форм расчета арендной платы принято Правительством Республики Коми с превышением предоставленных ему Законом Республики Коми "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Коми" полномочий и поэтому является незаконным.
До начала судебного разбирательства от ЗАО "Инженерный центр "Северстрой" поступило письменное ходатайство об отложении дела в связи с невозможностью явки в суд представителя общества Филатовой О.В. Суд с учетом требований ст. 167, 252 ГПК РФ и мнения представителей Правительства Республики Коми и прокурора не находит оснований для отложения дела и считает возможным рассмотреть его без участия представителя заявителя. При этом суд принимает во внимание, что по смыслу гражданского процессуального закона неявка конкретного представителя организации-заявителя в судебное заседание сама по себе не может быть признана уважительной причиной для отложения дела.
Представители Правительства Республики Коми Лисина Т.М. и Чернова Н.Н. заявление ЗАО "Инженерный центр "Северстрой" не признали и считали, что Постановление Правительства Республики Коми полностью согласуется как с нормами федерального законодательства, так и с действующим законодательством Республики Коми.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора и исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что заявление ЗАО "Инженерный центр "Северстрой" подлежит отклонению.
Согласно положениям ст. 26.12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с изменениями и дополнениями органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
При этом в силу ст. 21; 22 настоящего Федерального закона предусмотренные законами субъекта Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению собственностью субъекта Российской Федерации осуществляет высший исполнительный орган государственной власти этого субъекта, в том числе и путем принятия соответствующих подзаконных нормативных правовых актов.
Анализ оспариваемого заявителем Постановления Правительства Республики Коми "Об утверждении форм расчета величины годовой арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Коми и установлении величины базовой стоимости строительства одного квадратного метра нежилого помещения в городах и районах Республики Коми" от 6 декабря 2002 года № 200 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 декабря 2008 года № 409 и приложений к нему свидетельствует о соответствии данного нормативного правового акта законодательству большей юридической силы.
Так, в силу положений ст. 22; 26; 27 Закона Республики Коми "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми" от 5 июля 2005 года № 76-РЗ с изменениями и дополнениями Правительство Республики Коми является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Республики Коми и, в частности, управляет и распоряжается государственной собственностью Республики Коми в соответствии с законами Республики Коми, а также в пределах предоставленных этими законами полномочий принимает собственные нормативные правовые акты.
Приведенным нормам настоящего Закона корреспондирует ст. 3 Закона Республики Коми "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Коми" от 4 декабря 2000 года № 76-РЗ с изменениями и дополнениями, согласно которой права собственника государственного имущества Республики Коми от имени Республики Коми осуществляют Государственный Совет Республики Коми, Правительство Республики Коми, министерства и иные органы исполнительной власти Республики Коми в пределах компетенции, установленной Конституциями Российской Федерации и Республики Коми, законами Российской Федерации, Республики Коми, указанным выше Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми.
При этом согласно положениям ст. 4; 5 Закона Республики Коми от 4 декабря 2000 года № 76-РЗ с изменениями и дополнениями Государственный Совет Республики Коми принимает законы и иные нормативные правовые акты в области управления и распоряжения государственной собственностью Республики Коми, а Правительство Республики Коми принимает нормативные правовые акты, определяющие компетенцию органов исполнительной власти, государственных органов Республики Коми по вопросам управления государственным имуществом Республики Коми, контролирует работу по управлению этим имуществом, а также осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, в силу приведенных норм Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законов Республики Коми "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми", "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Коми" Правительство Республики Коми наделено собственной компетенцией по управлению и распоряжению государственным имуществом Республики Коми.
Применительно к решению вопросов о предоставлении указанного имущества в аренду ст. 5; 6; 9 Закона Республики Коми от 4 декабря 2000 года № 76-РЗ предусмотрено, что уполномоченный Правительством Республики Коми орган исполнительной власти Республики Коми с соблюдением требований федерального законодательства заключает договоры аренды без проведения торгов и, в том числе, определяет размер арендной платы на основании соответствующего нормативного правового акта, поскольку иное не установлено законом.
Это связано с тем, что отношения в области управления и распоряжения государственным имуществом как совокупностью объектов, находящихся во владении, пользовании, распоряжении одного собственника и имеющих различные характеристики в части их месторасположения, назначения, технических параметров и иных показателей, основываются на принципах правовой определенности, равенстве участников гражданского оборота и применительно к вопросу о передаче государственного имущества в аренду предполагают введение единых форм расчета величины арендной платы за пользование этим имуществом, что, безусловно, способствует реализации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потенциальных арендаторов.
Поскольку утвержденные Постановлением Правительства Республики Коми от 6 декабря 2002 года № 200 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 декабря 2008 года № 409 формы расчета величины годовой арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Коми сами по себе не изменяют правового режима этого имущества и не затрагивают прописанных в Законе Республики Коми "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Коми" полномочий собственника по управлению и распоряжению государственным имуществом, не предусматривают каких-либо условий передачи этого имущества в аренду и порядок такой передачи, то в силу приведенных обстоятельств и указанных выше норм федерального законодательства и законодательства Республики Коми следует признать, что оспариваемое Постановление принято Правительством Республики Коми в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает прав и свобод граждан и организаций.
Вопрос о признании Постановления Правительства Республики Коми от 6 декабря 2002 года № 200 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 декабря 2008 года № 409 недействующим в части установления величины базовой стоимости строительства одного квадратного метра нежилого помещения в городах и районах Республики Коми заявителем фактически не ставится, тем более, что его права и законные интересы (как арендатора государственного имущества) данной нормой не затрагиваются.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления ЗАО "Инженерный центр "Северстрой" не имеется.
Руководствуясь ст. 194, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление ЗАО "Инженерный центр "Северстрой" о признании незаконным (недействующим) Постановления Правительства Республики Коми "Об утверждении форм расчета величины годовой арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Коми и установлении величины базовой стоимости строительства одного квадратного метра нежилого помещения в городах и районах Республики Коми" от 6 декабря 2002 года № 200 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 декабря 2008 года № 409 оставить без удовлетворения.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий:
В.В.КРЕТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru