Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2008 г. по делу № А79-2134/2008

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Чувашпечать", 428029, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Хузангая, 5
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40
о признании незаконным и отмене постановления № 24 от 26.03.2008
при участии:
от заявителя: И. по доверенности от 28.12.2007
от Инспекции ФНС по г. Чебоксары: специалиста юридического отдела З. по доверенности № 05-22/017 от 09.01.2008, старшего госналогинспектора К.Н. по доверенности № 05-22/154 от 16.04.2008

установил:

Открытое акционерное общество "Чувашпечать" обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления № 24 от 26.03.2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 17.04.2008 года до 15 час. 00 мин. 21.04.2008 года.
В судебном заседании представитель ОАО "Чувашпечать" поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила суду, что заявитель не согласен с постановлением от 26.03.2008 года № 26, поскольку считает, что оно нарушает его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности по следующим основаниям.
ОАО "Чувашпечать" согласно пункту 3 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ является плательщиком единого налога на вмененный доход от площади торгового места, поэтому наличие или отсутствие контрольно-кассовой техники не влияет на сумму уплачиваемого налога.
В целях вынесения законного и обоснованного решения о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимым условием является наличие полного состава правонарушения. Так, к обстоятельствам дела, имеющим существенное значение, подлежащих установлению, отражающих полноту исследования событий правонарушения относятся данные о продавце и покупателе. При этом, ни один из документов, представленных Инспекцией в качестве доказательств совершения административного правонарушения, не содержит данных идентифицирующих личность покупателя.
Представленные налоговым органом протокол от 13.03.2008 года № 160 и акт проверки от 28.02.2008 года № 002621 не могут служить доказательствами вины заявителя. Налоговый инспектор, выступая в качестве покупателя, превысил свои полномочия, поскольку законодательством не регламентирована проверочная закупка в качестве правомочия налогового инспектора. Претензию о невыдаче на руки кассового чека предъявил налоговый инспектор, купивший пачку сигарет "Винстон Лайтс". Правомочием составить протокол в подобных ситуациях обладают только сотрудники милиции.
Налоговым органом не представлены доказательства продажи сигарет без применения ККТ. Объяснения киоскера Х. являются недопустимыми доказательствами, так как получены под диктовку налогового инспектора и под его давлением. Перед началом проведения проверки налоговый инспектор не предъявил документ, на основании которого проводится проверка, тем самым нарушен пункт 1 статьи 91 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, акт проверки, на основании которого принято решение о наложении штрафа, составлен небрежно, с исправлениями; надписи нечитаемые, многие пункты не заполнены. Протокол, оформленный с нарушением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может иметь доказательственной силы. Об этом свидетельствует, в том числе сложившиеся судебная практика.
Для выявления излишка денежных средств в кассе необходимо снять остатки товарно-материальных ценностей (а именно газетно-журнальной и прочей продукции и сигарет), затем сверить остатки товарно-материальных ценностей с бухгалтерскими данными по приходу и расходу. 95% ассортимента идет в продажу без применения контрольно-кассовой техники, учитывая, что в ОАО "Чувашпечать" реализуется более 2 000 наименований различной продукции. Из объяснений киоскера Х. следует, что подсчет денежных средств не производился. Излишки денежных средств могли оказаться остатками прошлого рабочего дня.
Вина юридического лица заключается в том, что оно не предприняло всех зависящих от него мер по недопущению административного правонарушения. В оспариваемом постановлении не отражено, какие именно меры не были приняты заявителем и в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение Обществом своих организационно-распорядительных или административных функций. Напротив, Общество в лице генерального директора А. сделало все от него зависящие, чтобы работник применял контрольно-кассовый аппарат при осуществлении наличных денежных расчетов в торговой точке. В киоске, принадлежащем ОАО "Чувашпечать" имеется зарегистрированный в налоговом органе контрольно-кассовый аппарат, должностная инструкция продавца-кассира.
При принятии постановления руководителем налогового органа не были исследованы все обстоятельства дела и постановление незаконно. Как выяснено, получены доказательства: контрольная лента была получена с нарушением нормы статьи 94 Налогового кодекса РФ, поскольку выемка предметов и документов должна быть в присутствии понятых и должна быть копия протокола выемки. Ничего этого при изъятии ленты нет. В качестве понятого участвует налоговый инспектор как человек, гражданин, знающий законы и порядок обращения с жалобой на действия продавца, выразившееся в невыдаче чека, то полученные доказательства считаются недопустимыми. Как указывает свидетель, ему не был выдан чек, в связи с чем он обратился к инспектору. Согласно свидетельским показаниям киоскера излишек был образован в связи с предыдущим покупателем при ошибке пробития 55 руб. за семечки, так как должна быть пробита меньшая сумма, семечки столько не стоили, в связи с чем излишков быть не могло. Ведется совместная касса, ее разделяют в конце дня, снятие отчетов происходит. На момент проверки касса еще разделена не была, поэтому излишки установлены неправильно.
Просила суд удовлетворить заявленные требования, признать незаконным постановление № 24 от 26.03.2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб.
Представители Инспекции не признали заявление по доводам, изложенным в отзыве и письменных пояснениях. Представили в материалы дела документы по административному делу, документы неоднократности привлечения заявителя по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и судебную практику. Полагают, что факт допущенного обществом административного правонарушения, выразившегося в реализации 28.02.2008 года в 17 час. 25 мин. в торговом киоске ОАО "Чувашпечать", расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. К.Маркса, 47, сигарет "Винстон Лайтс" по цене 22 руб. без применения контрольно-кассовой техники, доказан имеющимися в материалах дела документами.
Указали, что проверка проводилась на основании поручения. В законе не указано, что налоговый инспектор не может быть лицом, приобретающим товар для собственных нужд. В материалах проверки указано, что лента прилагается. В данном случае не применимы нормы налогового законодательства, поскольку эти отношения регулируются другими законами, а ответственность возникает по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Осуществление наличных денежных расчетов имело место, ККТ не была применена, не был выдан отпечатанный чек в момент покупки. Законом установлено, что вести учет товаров с применением и неприменением ККТ надо раздельно. Не подтверждается факт, что денежные средства разделяются вечером, поэтому имеется вывод, что на момент проверки в кассе были деньги по товарам, по которым необходимо применять ККТ. Продавец не отрицает факта пробития чека определенному человеку, инспектор К.Н. представилась, удостоверение предъявила. В акте проверки продавец расписалась на каждой странице, пересчитала денежные средства в присутствии К.В., она это подтвердила. Проверка проведена по закону, факт доказан, процедура административного расследования соблюдена, оснований для отмены постановления нет. Более того, заявитель ранее привлекался, отягчающие основания, поэтому статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть применена.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
28.02.2008 года Инспекцией ФНС России по г. Чебоксары проведена проверка выполнения Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в торговом киоске ОАО "Чувашпечать", расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. К.Маркса, 47.
Из акта проверки от 28.02.2008 года № 002621 следует, что в момент оплаты 28.02.08 в 17 час. 25 мин. сигарет "Винстон Лайтс" по цене 22 руб. не применена контрольно-кассовая техника, кассовый чек не пробит и не выдан покупателю. С актом проверки была ознакомлена продавец-киоскер Х., которая замечаний к протоколу не отразила.
Из объяснений киоскера Х., полученных в ходе проверки следует, что при реализации сигарет кассовый чек не был пробит по неосторожности, вследствие усталости в конце рабочего дня.
По результатам вынесено определение от 29.02.2008 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом налогового органа в присутствии генерального директора ОАО "Чувашпечать" А. составлен протокол об административном правонарушении от 13.03.2008 № 160. А. были вручены копия протокола об административном правонарушении, извещение от 13.03.2008 года о назначении времени и места рассмотрении дела об административном правонарушении на 11 час. 30 мин. 26.03.2008 года.
26.03.2008 года постановлением № 24 ОАО "Чувашпечать" привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб.
Общество не согласилось с принятым постановлением от 26.03.2008 года № 24 и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд находит, что нарушений норм процессуального законодательства при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении и принятии постановления Инспекцией ФНС России по г. Чебоксары допущено не было.
Допрошенный судом в судебном заседании 21.04.2008 года в качестве свидетеля сотрудник Инспекции ФНС России по г. Чебоксары К.В. пояснил суду, что по окончании рабочего дня он вышел с работы, пошел домой. В киоске ОАО "Чувашпечать", расположенном возле Дома Торговли купил сигареты "Винстон Лайтс", одну пачку по цене 22 руб. (сигареты приобрел на собственные денежные средства для личных нужд), чек ему при этом не пробили, что он счет нарушением его прав. После чего он обратился к инспектору (с которой он встретился рядом с киоском, зная что она занимается проверками киосков), который составлял в последующем материалы по данному делу. Проверка данного киоска произведена в его присутствии (свое удостоверение при проверке не предъявлял киоскеру). В акте проверки фигурирует в качестве лица, присутствующего при проверке. Денежные средства в кассе пересчитывались, они, по мнению продавца, разделялись на 2 части, по которым пробивается чек и по которым чек не пробивается. При подсчете в кассе обнаружены излишки, чек не выдан и не пробит. В ходе проверки киоскер в материалах расписывалась во всех документах, кроме акта инвентаризации денежных средств № КМ-9, о чем инспектор сделала соответствующую пометку. Непосредственно в органы по защите прав потребителей не обращался.
Допрошенная судом в судебном заседании 21.04.2008 года в качестве свидетеля киоскер ОАО "Чувашпечать" Х. пояснила суду, что 28.02.2008 года работала в киоске ОАО "Чувашпечать" с 06 час. 00 мин утра до 20 час. 00 мин. Об обстоятельствах дела, связанных с не пробитием чека ККМ пояснила, что в 18 час. 00 мин. пришел покупатель, купил семечки, при этом киоскер пробила случайно 55 руб., потом пришел покупатель, купил сигареты за 22 руб., поэтому 22 руб. надо было добрать к 55 руб. Потом пришла женщина, и попросила пустить ее в киоск, на что киоскер пояснила, что в киоск никого нельзя впускать. Женщина предъявила удостоверение в окошечко, позвала молодого человека, они зашли и стали писать бумаги. Женщина стала все документы заполнять сама, ККМ они проверяли, документы на него тоже, сняли целую ленту, Z-отчет. Денежные средства в кассе не пересчитывались, ревизия не проводилась. В кассе всегда остаются денежные средства на сдачу (на утро). Денежные средства от газет, от сигарет - отдельно. Сдав сдачу, денежные средства помещаются в одну кассу, вечером в 20 час. 00 мин. денежные средства разделяются, одну часть - в инкассаторский мешок, другую - в кассу на сдачу (около 100 руб.). Пояснила, что испугалась, никогда в такую ситуацию не попадала. Объяснительную писала со слов покупателя, купившего сигареты, сама не знала, как писать. Все деньги находятся в кассе, они не украдены продавцом. Кроме служебного удостоверения женщина (инспектор) какие-либо другие документы не предъявляла. Признала, что чек не пробила. Просила понять, что работает целый день, устает. Покупатель сигареты забрал, деньги не отдавал обратно, купил как посторонний человек. Контрольную ленту сняла сама, проверяющие ее забрали. Где остаются деньги на сдачу - фиксируется, приблизительно остается 100 руб., записывается для себя, кладется в мешок, это деньги с прошлого дня, сдается в кассу, продавцы расписываются в ведомости строгой отчетности о сдаче денег инкассаторам. Кроме своих записей оставление остатка ничем не подтверждается.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что требования Общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 и статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику; выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 и статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин является основанием для применения мер ответственности в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31.07.2003 года № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин" административное правонарушение в виде неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольной кассовой техники в том числе при осуществлении продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно.
Как следует из анализа материалов дела, ОАО "Чувашпечать" в нарушение данной нормы не представило суду документального подтверждения ведения раздельного учета торговой выручки, полученной от реализации товаров без применения контрольно - кассовой техники и с применением таковой.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.01.2004 года № 13 "Об ассортиментом перечне сопутствующих товаров, продажа которых может производиться в газетно-журнальных киосках на территории Чувашской Республики без применения контрольно-кассовой техники" утвержден такой перечень.
Проданный продавцом Х. товар (сигареты) в ассортименте сопутствующих товаров, продаваемых в газетно-журнальных киосках, на которые не распространяется применение контрольно-кассовых машин, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.01.2004 года № 13, не значится. Соответственно, сигареты не могут быть реализованы через газетно-журнальный киоск без применения контрольно-кассовой техники.
Факт реализации 28.02.2008 года в 17 час. 25 мин. в торговом киоске ОАО "Чувашпечать", расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. К.Маркса, 47, сигарет "Винстон Лайтс" по цене 22 рублей, без применения контрольно-кассовой техники, подтверждается материалами дела и пояснениями киоскера Х. А Факт неприменения контрольно-кассовой техники Общество не отрицает.
Доводы заявителя о превышении должностными лицами Инспекции полномочий при осуществлении контрольной закупки не подтверждаются. Как следует из материалов дела, товар (сигареты) был приобретен гражданином К.В. для личных нужд, на собственные средства. Товар не был возвращен гражданином. Гражданин К.В. не проводил данную проверку, в акте проверки указан в качестве лица, присутствующего при проверке. Данная проверка была проведена К.Н.
Ссылка заявителя на нарушение должностными лицами Инспекции при проведении проверки статей 91, 94 Налогового кодекса Российской Федерации также не принимается судом во внимание, так как проверку деятельности Общества по соблюдению требований Федерального закона № 54-ФЗ Инспекция провела в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем налоговый орган выполнял процессуальные действия, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации к данным правоотношениям не применяются.
По мнению заявителя, совершенное им правонарушение не причинило экономический ущерб интересам государства, поскольку общество является плательщиком единого налога на вмененный доход. Указанные доводы суд во внимание также не принимает.
В рассматриваемом случае общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объектом указанного правонарушения является установленный порядок осуществления денежных расчетов при продаже товаров или оказании услуг (статья 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием расчетных карт"), и нарушение этого порядка независимо от последствий образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса. Состав данной статьи - формальный и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление вредных последствий для государства и общества. В данном случае возможность привлечения к административной ответственности на основании указанной нормы не зависит от стоимости реализуемого без применения контрольно-кассовой машины товара. Применение специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не освобождает налогоплательщиков от применения контрольно-кассовой техники, в законе такое условие отсутствует.
На основании изложенного и исходя из того, что ОАО "Чувашпечать" не предприняло все зависящие от него меры, направленные на соблюдение в принадлежащем ему киоске требований Закона Российской Федерации от 22.05.2003 года № 54-ФЗ, суд отказывает в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Открытому акционерному обществу "Чувашпечать", Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Хузангая, 5, ИНН 2128000590, зарегистрированному 22.05.1996 Администрацией Ленинского района г. Чебоксары в удовлетворении заявления о признании незаконным и подлежащим отмене постановления № 24 от 26.03.2008 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru