Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2008 г. по делу № А79-1458/2008

Резолютивная часть решения объявлена 26.05.2008
Полный текст решения изготовлен 09.06.2008

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Федерального государственного унитарного предприятия "5 арсенал" Минобороны России, 429820, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Б.Хмельницкого, 45
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике, 429820, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Гончарова, 36
к Управлению Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, 428018, г. Чебоксары, ул. Нижегородская, 8
о признании незаконными решений № 104 от 28.12.2007, № 18-12/20 от 15.02.2008
при участии:
от заявителя: начальник бюро по юридической и договорной работе Г. по доверенности № 1176 от 14.04.2008, юрисконсульт А. по доверенности от 10.01.2008
от Межрайонной инспекции ФНС № 1 по ЧР: начальник юридического отдела Т. по доверенности № 02-40/21426 от 24.12.2007, специалист юридического отдела И. по доверенности № 02-40-21728 от 24.12.2007
от Управления ФНС по ЧР: специалист юридического отдела В. по доверенности № 07-08/5 от 09.01.2008

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "5 арсенал" Минобороны России, г. Алатырь Чувашской Республики обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения № 104 от 28.12.2007 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике, признании недействительным решения № 18-12/20 от 15.02.2008 Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.
В судебном заседании представители заявителя уточнили заявление, просили признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике № 104 от 28.12.2007 в части начисления к уплате земельного налога в сумме 102158 руб., пени за неуплату земельного налога в сумме 17953 руб. 52 коп., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ в виде взыскания штрафа по земельному налогу в размере 20431 руб. 60 коп., а также решение № 18-12/20 от 15.02.2008 Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия решения изменить предмет или основание заявления, увеличить или уменьшить размер заявленных требований, в связи с чем суд удовлетворяет заявление.
По существу заявления представители заявителя пояснили, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В силу пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности РФ, других войск воинских формирований и органов, организаций, предприятий, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях и право на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, Федеральными законами.
В целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; разработки, производства вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов; создания материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, и др.). Согласно пункта 2.1 Устава предприятия, основным видом деятельности является ремонт вооружения и военной техники для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят его службы, подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службу, и их подразделения и иные подразделения. Министерство обороны РФ, входя в систему органов государственной власти и являясь органом военного управления, входит в состав Вооруженных Сил РФ, а ФГУП "5 арсенал" Минобороны России, входя в Управление ракетно-артиллерийского вооружения (обеспечения и ремонта) Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ, тем самым входит в состав Вооруженных Сил РФ.
Исходя из положений пункта 12 статьи 1 Федерального закона 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного или оперативного управления, МО РФ осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а ФГУП "5 арсенал" Минобороны является предприятием МО РФ, его имущество находится в федеральной собственности и закреплено за ФГУП "5 арсенал" Минобороны России на праве хозяйственного ведения. Министерство обороны РФ, действуя на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, является органом управления Вооруженными Силами РФ (пунктом 2 Положения) и осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам РФ (подпункт 71 пункта 7 Положения).
В ходе выездной налоговой проверки Инспекция незаконно начислила налог на землю за 2006 год на земельные участки с кадастровыми номерами 21:03:0104 02:00 24, 21:06:1401 01: 00 18, хотя они ограничены в обороте, поскольку находятся в государственной и муниципальной собственности, предоставлены заявителю для обеспечения обороны и безопасности, в частности для целей, указанных в пункте 2 статьи 93 Земельного кодекса РФ и не являются объектом обложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ.
Несостоятелен вывод Инспекции о том, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от 12.11.2004 и от 01.11.2004 на данные земельные участки в их назначении указано "земли поселений", поэтому предприятие не имеет права на льготу. Факт отнесения данных земельных участков к землям обороны подтверждается документально, после разграничения прав на землю, проведенного в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", Российской Федерацией на указанные земельные участки оформлено право собственности правоустанавливающими документами: свидетельство о праве собственности серии 21 АЖ 133252 на земельный участок с кадастровым номером 21:06:14 01 01:0018, выдано 01.11.2004, свидетельство о праве собственности серии 21 АЖ 133405 на земельный участок с кадастровым номером 21:03:01 04 02:0024, выдано 12.11.2004. В них в качестве основания предоставления перечисленных участков указан пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне".
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Кроме того, имеются изменения в кадастровом плане на земельный участок с кадастровым номером 21:06:14 01 01:0018, фактически он отнесен к землям обороны.
Перечисление в Уставе предприятия видов деятельности не имеет отношения к существу спора, который возник относительно земельного участка, как объекта налогообложения, а не о видах деятельности заявителя. У предприятия нет денежных средств закончить строительство ведомственного детского садика, для которого выделен земельный участок, поэтому предприятие имело намерение отказаться от участка, но по неизвестным причинам соответствующий орган государственной власти не рассматривает этот вопрос.
Поскольку земельные участки, предоставленные заявителю на праве бессрочного пользования, относятся к землям обороны и не являются объектами налогообложения земельным налогом, то отсутствуют основания для доначисления земельного налога, пеней, штрафа.
Решением № 18-12/20 от 15.02.2008 Управления ФНС по Чувашской Республике оставлено без изменение решение Межрайонной инспекции ФНС № 1 по ЧР, следовательно, оно также считается незаконным.
Просили заявление удовлетворить в уточненном объеме.
Представители Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике заявление не признали по доводам, изложенным в письменных отзывах. Пояснили, что доводы заявителя относительно того, что указанные земельные участки, предоставленные предприятию на праве бессрочного пользования, относятся к землям обороны и в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ не являются объектами налогообложения земельным налогом принимались налоговым органом с возражением в отношении земельного участка площадью 18000 кв.м. под кадастровым номером 21:06:14 01 01:0017, в связи с тем, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 21 АЖ 133248 от 01.11.2004 и кадастровым планом на земельный участок с кадастровым номером 21:06:14 01 01:0017 вышеуказанный земельный участок относится к категории - "земли промышленности, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
В отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами 21:06:14 01 01:0018, 21:03:01 04 02:0024 доводы заявителя не принимаются.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд. Согласно Земельному кодексу РФ земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, одной из которых являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (земли промышленности и иного специального назначения).
В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Согласно пункта 2.1 Устава предприятия основным видом деятельности предприятия является ремонт вооружения и военной техники для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Однако основанием для применения условий освобождения от уплаты земельного налога является использование земельного участка, в частности, в целях обеспечения обороны, либо обеспечение деятельности оборонных предприятий. В рассматриваемом случае два спорных земельных участка предприятием не используются в целях обеспечения обороны, либо обеспечение деятельности оборонных предприятий. Доказательств использования их в обозначенных целях заявителем не представлено.
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регулируется статьей 8 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Таким образом, для признания (непризнания) земельных участков объектами налогообложения по земельному налогу необходимы документы, подтверждающие отнесение указанных земельных участков к землям обороны и безопасности. Согласно свидетельству о государственной регистрации права 21 АЖ N.133.405 от 12.11.2004 на земельный участок с кадастровым номером 21:03:01 04 02:0024 в назначении данного участка указано - "земли поселений", согласно кадастровому плану земельного участка указано, что указанный земельный участок относится к землям поселений и предназначен для строительства детского сада. Согласно свидетельству о государственной регистрации права 21 АЖ № 133252 от 01.11.2004 на земельный участок с кадастровым номером 21:06:14 01 01:0018 в назначении данного участка указано - "земли поселений", согласно кадастровому плану указанного земельного участка он относится к землям поселений и предназначен под базу отдыха.
Инспекция в ходе проверки произвела обложение земельным налогом не всех земельных участков заявителя, а только земли поселений и те, которые не используются в соответствии с уставной деятельностью, не связаны с целями обороны государства, спорные участки заявителем вообще не использовались по назначению.
Таким образом, заявитель является плательщиком земельного налога с земельного участка площадью 61500 кв. м (участок находится примерно в 5000 метрах по направлению на север от ориентира с. Явлеи, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Алатырский район), кадастровый номер земельного участка 21:06:14 01 01:0018, кадастровая стоимость - 463416 руб., с земельного участка площадью 6813 кв. м (г. Алатырь, ул. Лермонтова), кадастровый номер земельного участка 21:03:01 04 02:0024, кадастровая стоимость - 6800473,4612 руб. Поэтому начисление земельного налога в сумме 102158 руб. с кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков правомерно и соответствует действующему законодательству.
Исчисление и уплата земельного налога на территории г. Алатыря и Алатырского района установлена Решениями собраний депутатов от 3.10.2005 и от 6.10.2005, которые были опубликованы в газете "Алатырские вести" № 128 от 18.10.2005, ими установлены налогоплательщики, объекты, ставки и сроки уплаты земельного налога. Кадастровая стоимость земельных участков доведена до налогоплательщиков кадастровой палатой в начале 2006 года, выписки кадастрового плана вручались представителям организаций нарочно. При проведении выездной налоговой проверки сведения о кадастровой стоимости земли по спорным участкам были предоставлены налогоплательщиком.
Просили в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Управления федеральной налоговой службы по Чувашской Республике заявление не признала по доводам, изложенным в отзыве. Пояснила, что апелляционная жалоба предприятия была оставлена без удовлетворения, а решение Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Чувашской Республике в части выводов о земельном налоге - в силе, при этом Управление исходило из следующих обстоятельств.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 21 АЖ № 133405 земельный участок с кадастровым номером 21:03:01 04 02:0024 площадью 6813 кв. м, расположенный по адресу: г. Алатырь, ул. Лермонтова/ул. Ак.Крылова, относится к землям поселений и согласно кадастровому плану земельного участка предназначен для строительства детского сада. Согласно свидетельству о государственной регистрации права 21 АЖ № 133252 земельный участок с кадастровым номером 21:06:14 01 01:0018 площадью 61500 кв. м, расположенный примерно в 5000 метрах по направлению на север от ориентира: Республика Чувашия, Алатырский район, с. Явлеи, относится к землям поселений и согласно кадастровому плану земельного участка предназначен под базу отдыха. Следовательно, такие участки, относящиеся к землям поселений и предназначенные для строительства детского сада, под базу отдыха, не могут быть отнесены к землям обороны и безопасности и должны признаваться объектом обложения земельным налогом.
Уставом заявителя предусмотрена не только деятельность для нужд обороны, в п. 2.2 отражены иные виды деятельности, есть и перевозка пассажиров и транспорта, магазины, гостиницы, кафе. Таким образом, заявитель осуществляет не только деятельность, связанную с нуждами обороны, но и иную деятельность. Спорные земельные участки исходя из их назначения не использовались для нужд обороны, то есть они используются не по назначению, хотя главным критерием для отнесения участков к землям, в отношении которых не уплачивается земельный налог должна быть именно используемость этих участков для нужд обороны. Поскольку не было использования, то соответственно нет и льгот.
Просила в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Федеральное государственное унитарное предприятие "5 арсенал" Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировано 22.10.2003 в Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Чувашской Республике.
]]>
Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике с 30.03.2007 по 08.10.2007 провела выездную налоговую проверку предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 по 28.02.2007. Результаты проверки оформлены актом № 92 от 03.12.2007, на который предприятие представило возражения.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, возражений и.о. начальника Инспекции принято решение № 104 от 28.12.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Инспекция установила в том числе, что предприятие не обоснованно не уплачивало в 2006 году земельный налог с двух земельных участков, принадлежащих ему на праве безвозмездного пользования, доначислила его, соответствующие пени за просрочку уплаты и штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату.
Не согласившись с решением, предприятие обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган в части выводов Инспекции об обязанности уплаты сумм по земельному налогу.
Не согласившись с решением № 104 от 28.12.2007 Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике в части начисления к уплате земельного налога в сумме 102158 руб., пени за его неуплату в сумме 17953 руб. 52 коп., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа по земельному налогу в размере 20431 руб. 60 коп., посчитав незаконным решение № 18-12/20 от 15.02.2008 Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, принятого как вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе, предприятие обратилось в арбитражный суд с уточненным заявлением о признании их недействительными в обозначенной части.
Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются плательщиками налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
Согласно Уставу заявителя он является правопреемником войсковой части 62033, которой выданы государственные акты (с приложениями) Администрацией г. Алатырь и Администрацией Алатырского района Чувашской Республики о предоставлении в бессрочное постоянное пользование земель, в том числе под строительство детского садика и под базу отдыха (том 2).
Уставом заявителя предусмотрено, что предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Земельные участки, на котором расположено предприятие предоставлены ему в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с решениями и распоряжениями Администрации г. Алатырь и Алатырского района Чувашской Республики, что подтверждается материалами дела.
Российской Федерацией на земельные участки с кадастровыми номерами 21:06:14 01 01:0018, 21:03:01 04 02:0024 оформлено право собственности правоустанавливающими документами: свидетельство о праве собственности серии 21 АЖ 133252 на земельный участок с кадастровым номером 21:06:14 01 01:0018, выдано 01.11.2004, свидетельство о праве собственности серии 21 АЖ 133405 на земельный участок с кадастровым номером 21:03:01 04 02:0024, выдано 12.11.2004. В них в качестве основания регистрации указан пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне".
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ к изъятым из оборота отнесены, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не указанные в пункте 4 названной статьи.
В силу положений статьи 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Согласно статье 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы РФ - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
Вооруженные силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ (статья 11 ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ).
Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны Российской Федерации, и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными в целях реализации задач, поставленных перед Вооруженными Силами России.
В соответствии с Уставом предприятие создано на основании приказа начальника Главного артиллерийского управления от 02.10.1941 № 408, является правопреемником войсковой части 62033, учреждено и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны России. Предприятие осуществляет деятельность в целях выполнения Государственного оборонного заказа, производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Для достижения целей, указанных в уставе предприятие осуществляет в том числе ремонт вооружения и военной техники, эксплуатацию, обслуживание систем вооружения, военной техники и имущества, производство вооружения и военной техники, утилизацию вооружения и военной техники и т.д.
Общее руководство предприятием осуществляет управление ракетно-артиллерийского вооружения (обеспечения и ремонта) Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации.
Полномочия учредителя и собственника имущества предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений РФ и Министерство обороны РФ в соответствии с законодательством РФ.
Анализ положений подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ, подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ (применительно к рассматриваемому спору). Указанные нормы свидетельствуют о факте предоставления земельных участков для нужд обороны как определяющем признаке отсутствия объекта налогообложения.
Согласно статье 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на здоровье. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Военнослужащие и члены их семей обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии со статьей 10 указанного закона право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Супруги военнослужащих - граждан при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения средней заработной платы.
Пунктом 6 статьи 19 названного закона предусмотрено, что детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке могут предоставляться места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. Военнослужащим-гражданам на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении), посещающих государственные, муниципальные и негосударственные детские дошкольные учреждения, производятся выплаты по решению министра обороны Российской Федерации (руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба)
Таким образом, наличие в отношении военнослужащих и членов их семей социальных гарантий, а именно обеспечение санаторно-курортным лечением, организованным отдыхом, правом на поступление на работу и в связи с этим посещение детьми военнослужащих детских дошкольных учреждений предусмотрено в законодательстве.
Подпунктами 61, 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации определено, что в его полномочия входит разработка и осуществление комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, организация деятельности оздоровительных учреждений, организация строительства и эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Исходя из изложенного, социальные объекты - база отдыха и ведомственный детский садик предусмотрены для организации деятельности в интересах предприятия, которое входит в структуру органов Министерства обороны РФ. Соответственно земельные участки, выделенные заявителю под базу отдыха и строительство детского садика свидетельствуют о факте предоставления земельных участков для нужд обороны. Применение предприятием в отношении таких земель положений подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ правомерно.
Непринятие Инспекцией положений данной нормы в отношении двух спорных земельных участков, предоставленных заявителю и доначисление к уплате земельного налога произведено исходя из текста оспариваемого решения в связи с тем, что заявитель не переоформил на них право аренды или не приобрел в собственность и отсутствие документального подтверждения отнесения участков к землям обороны, поскольку согласно свидетельств о государственной регистрации права и кадастровых планов они не отнесены в землям обороны (абзац 10 страницы 6, абзац 11 страницы 8, абзацы 5, 6 страницы 9 оспариваемого решения). Дополнительным доводом для начисления земельного налога в ходе рассмотрения дела послужило не использование участков для нужд обороны.
Однако в судебное заседание заявителем представлена кадастровая выписка от 25.04.2008 о земельном участке с кадастровым номером 21:06:140101:18 (под базу отдыха), в выписке участок отнесен к землям обороны. Таким образом, в приложенных в дело документах - свидетельствах о государственной регистрации права, выписках из кадастрового плана земельных участков имеется несоответствие, которое однозначно не опровергает предоставление земельных участков для обеспечения обороны. Анализ норм подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ, подпунктов 4 и 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" подтверждает их предоставление для обеспечения обороны исходя из вышеизложенного.
Позицию заявителя подтверждает и Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 28.03.2008 № 03-05-04-02/22, считая, что земельные участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, могут иметь вид разрешенного использования "для обеспечения обороны и безопасности" и должны использоваться в соответствии с этим видом разрешенного использования. Поэтому земельные участки, отнесенные к землям населенных пунктов и предоставленные федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным казенным предприятиям, осуществляющим в соответствии со своим уставом разработку, производство, утилизацию боеприпасов и их составных частей, а также ремонт, утилизацию вооружения и военной техники, признаются ограниченными в обороте.
Заявитель согласно Уставу осуществляет названные виды деятельности.
Пунктом 1 статьи 65 и пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Доказательств использования предприятием земельных участков не по назначению, а именно нахождение на месте базы отдыха и на месте расположения строящегося детского садика - иных объектов инфраструктуры, налоговый орган в материалы дела не представил. Участки предоставлены, как того требует подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ, для расположения данных объектов, что подтверждается материалами дела, используемость или не используемость их в определенный налоговый период (фактически осуществление работы в определенное время) в качестве основания применения подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ в названной норме не содержатся.
Исходя из изложенного, начисление заявителю земельного налога в обозначенных в оспариваемом решении суммах произведено необоснованно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления сумм налога или других неправомерных действий (бездействий) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
При отсутствии обязанности по уплате земельного налога начисление заявителю пени за просрочку его уплаты, привлечение к налоговой ответственности за неуплату налога также является незаконным.
В связи с тем, что заявитель обратился в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой на решение № 104 от 28.12.2007, то решение № 18-12/20 от 15.02.2008 Управления ФНС по Чувашской Республике принято в соответствии со статьей 140 Налогового Кодекса РФ. Поскольку судом решение Инспекции в части обязанности уплачивать земельный налог за 2006 год, пени и штрафа признано незаконным, при этом своим решением вышестоящий налоговый орган признал основанным данные суммы, то решение № 18-12/20 от 15.02.2008 Управления также признается недействительным.
Расходы по уплате государственной пошлины суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит на налоговые органы, учитывая отсутствие их освобождение от уплаты по данной категории дел в силу Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение № 104 от 28.12.2007 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике о привлечении к налоговой ответственности Федерального государственного унитарного предприятия "5 арсенал" Минобороны России, г. Алатырь, ИНН 2122003002 в части начисления к уплате земельного налога за 2006 год в размере 102158 руб., пени по земельному налогу в сумме 17953 руб. 52 коп., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в размере 20431 руб. 60 коп.
Признать недействительным решение № 18-12/20 от 15.02.2008 Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, принятого как вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе государственного унитарного предприятия "5 арсенал" Минобороны России на решение № 104 от 28.12.2007 Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Чувашской Республике.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике пользу Федерального государственного унитарного предприятия "5 арсенал" Минобороны России, г. Алатырь, ИНН 2122003002 расходы по государственной пошлине в сумме <...>.
Взыскать с Управления федеральной налоговой службы по Чувашской Республике в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "5 арсенал" Минобороны России, г. Алатырь, ИНН 2122003002 расходы по государственной пошлине в сумме <...>.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "5 арсенал" Минобороны России, г. Алатырь, ИНН 2122003002 государственную пошлину в сумме <...>, излишне уплаченную по платежному поручению № 439 от 03.04.2008.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Меры по обеспечению заявления, принятые судом определениями от 24.03.2008, от 16.04.2008 оставить без изменения до вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru