АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2008 г. по делу № А79-1935/2008
Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2008 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики в составе судьи при ведении протокола заседания суда секретарями судебного заседания,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
ООО "Браво", г. Чебоксары Чувашской Республики
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики
об оспаривании постановления № 31 от 20.02.2008 о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - юриста И.,
ответчика - специалиста 1 разряда З., специалиста 1 разряда К.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Браво" (далее - "заявитель", "Общество") обратилось в суд с заявлением об отмене постановления № 31 от 20.02.2008 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики (далее - "ответчик", "Инспекция") о наложении административного штрафа.
В обоснование требования заявитель указал, что оспариваемым постановлением Инспекция признала его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - "КоАП РФ"), и наложила наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. Заявитель считает, что постановление № 31 от 20.02.2008 вынесено ответчиком необоснованно. Просит суд признать оспариваемое постановление незаконным и отменить его.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.04.2008.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Постановление Правительства РФ от 15.12.2006 № 770, а не от 19.01.1998 № 55.
В судебном заседании представитель заявителя И. заявление поддержала по указанным в нем основаниям. Пояснила, что на момент вынесения спорного постановления абзац 1 пункта 141 Правил продажи отдельных видов товаров утратил силу согласно постановлению Правительства РФ № 55 от 19.01.1998, вступившему в законную силу 26.12.2006. Считает, что основания для привлечения Общества к административной ответственности отсутствуют. В момент проведения проверки "карта вин" находилась на барной стойке и по требованию клиента может представляться ему на обозрение. Спорная пиццерия находится в арендуемом у ИП К. помещении по договору аренды от 02.01.2008. Водка "Ять мягкая особая", производства России получена по ТТН № РНк-00000030 от 18.01.2008. Вермут "Мартини "Бьянко" производства Италии получен заявителем по ТТН № 8296 от 19.10.2007. Спорная алкогольная продукция в момент проверки находилась на барной стойке, она продается в розлив. Согласно указанным документам и лицензии Общество занимается только розничной реализацией алкогольных напитков, включая пиво, а пиццерию "Браво" арендует индивидуальный предприниматель Г. В день проведения 19.01.2008 проверки Инспекцией алкогольная продукция, указанная в протоколе об административном правонарушении от 04.02.2008, выставлена заявителем только на розничную продажу на витрину, соответствующие документы представлены Инспекции, на витрине ценники на спорную алкогольную продукцию отсутствовали. Общество - это не пиццерия "Браво", не пункт общественного питания, в связи с чем пункт 141 Правил продажи отдельных видов товаров неприменим. Спорная алкогольная продукция продавалась заявителем на основании лицензии Г830579 от 27.10.2006. Место продажи продукции является местом досуга, а не оказания услуг общественного питания. Здание пиццерии Общества принадлежит К., а пиццерия "Браво" не принадлежит Обществу, данные организации арендуют помещения в одном здании, расположенном по адресу: г. Чебоксары, пр. М.Горького, 19. При составлении протокола и при рассмотрении административного дела присутствовал генеральный директор Общества, письменные объяснительные им не представлены. Спорное постановление получено заявителем по почте 11.03.2008 заказным письмом № 20448. Представила на обозрение суду свидетельство о государственной регистрации 21 № 001737867 от 30.06.2006, решение № 1 от 17.05.2006, лицензию Г830579 от 27.10.2006 и приложение к ней, устав Общества от 17.05.2006, акт проверки (обследования) на соответствие соблюдения лицензионных требований и условий, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, б/н от 24.10.2006, а также уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 21.02.2008.
Представители ответчика З. и К. в судебном заседании заявление не признали. Пояснили, что в ходе проведенной 19.01.2008 проверки выявлено нарушение заявителем пункта 141 Правил продажи отдельных видов товаров - отсутствие в прейскуранте цен цены в потребительской таре на водку "Ять мягкая особая" и вермут "Мартини "Бьянко". Процессуальная сторона расследования административного дела соблюдена, копии определений вручены генеральному директору Общества. "Карта вин" - это тот же прейскурант цен, где указывается цена на товар, если он выставлен на витрине и не имеет ценника, предлагается посетителям пиццерии. Ответственность за заполнение прейскуранта цен лежит на Обществе, оно могло по собственной инициативе представить сотрудникам налогового органа необходимые документы, если имелись. "Карта вин" и "прейскурант цен" являются синонимами. Проверяющие в ходе проверки 19.01.2008 попросили бармена представить им прейскурант цен на алкогольную продукцию. На что бармен представил "барную карту", сказав, что это и есть прейскурант цен. Правонарушение заключается в том, что на выставленную на витрину алкогольную продукцию отсутствовала информация о цене водки и вермута в потребительской таре 0,5 л в "барной карте", то есть прейскуранте цен. Лицензия от 27.10.2006 выдана Обществу, а не пиццерии "Браво". Пиццерия "Браво" заявителя указана в лицензии в качестве территориально-обособленного объекта лицензиата заявителя. Согласно ГОСТу Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", утв. постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 № 198, и Правилам оказания услуг общественного питания, утвержденным постановлением Правительства от 15.08.1997 № 1036, Общество является организацией общественного питания и должно доводить информацию о продукции и об услугах, в том числе о цене алкогольной продукции в потребительской таре, до потребителя посредством меню, прейскурантов цен или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Барная карта подразумевает такой способ и поэтому должна содержать указание предлагаемой продукции и цены на нее. Заявителем подтверждено, что есть только карта вин, отдельных прейскурантов цен или ценников на алкогольную продукцию в пиццерии "Браво" заявителя нет. ИП Г. никакого отношения к пиццерии Общества не имеет. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя Общества, его подпись в протоколе имеется, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением законодательства, его копия выслана с уведомлением представителю заявителя.
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив письменные материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Браво" в качестве юридического лица зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики, внесено в ЕГРЮЛ 30.05.2006.
В ходе проверки 19.01.2008 в 13 час. 41 мин. сотрудники Инспекции установили, что в пиццерии "Браво" заявителя, расположенном по адресу: г. Чебоксары, пр. М.Горького, д. 19, осуществляется реализация алкогольной продукции в розлив с нарушением пункта 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, а именно в карте вин отсутствовали ценники на следующую алкогольную продукцию в потребительской таре: вермут "Мартини Бьянко" сладкий белый, емк. 0,5 л., кр. 15%, производство Италия, на водку "Ять мягкая особая", емк. 0,5 л., кр. 40%, производство г. Москва.
По факту обнаружения указанного нарушения правил продажи алкогольной продукции Инспекция 19.01.2008 в присутствии руководителя заявителя составила акт проверки и вынесла определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
21.01.2008 в присутствии руководителя Общества вынесено определение и назначено рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении на 04.02.2008.
04.02.2008 Инспекция в присутствии руководителя Общества составила протокол № 012 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, от подписей в указанном протоколе законный руководитель заявителя отказался, о чем в нем произведены соответствующие записи.
Дело об административном правонарушении рассмотрено и постановление № 31 о наложении на Общество административного штрафа в размере 30000 рублей по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ вынесено руководителем Инспекции 20.02.2008 в присутствии законного представителя Общества. Копия постановления направлена заявителю по почте заказным письмом № 20448 и получена заявителем 11.03.2008.
Заявитель не согласился с назначением административного штрафа в размере 30000 рублей и обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления № 31 от 20.02.2008.
Суд признает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" принят 22.11.1995, а не 07.01.1999 и имеет номер 171-ФЗ, а не 18-ФЗ.
в соответствии с Федеральным законом от 07.01.1999 № 18-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процентов объема готовой продукции (ст. 2); в области производства и оборота алкогольной продукции запрещается нарушение установленных правил ее продажи (п. 1 ст. 26).
Согласно пункту 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л, по требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции.
Суд признает, что в нарушение вышеуказанных норм закона и нормативного правового акта реализация алкогольной продукции в пиццерии "Браво" заявителя осуществлялась 19.01.2008 с нарушением пункта 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, а именно в прейскуранте цен (карте вин) не указана цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре на вермут "Мартини Бьянко" сладкий белый, емк. 0,5 л., кр. 15%, производство Италия, на водку "Ять мягкая особая", емк. 0,5 л., кр. 40%, производство г. Москва.
Указанный факт подтверждается актом проверки от 19.01.2008, протоколом об административном правонарушении № 012 от 04.02.2008, постановлением № 31 от 20.02.2008, показаниями представителей сторон в судебном заседании и представленными суду документами административного дела.
В соответствии с п. 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, информация о продукции и услугах должна доводиться до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.
Согласно ГОСТу Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" пиццерия - это специализированная закусочная и относится к пунктам общественного питания.
При таких обстоятельствах суд признает, что Общество нарушило вышеуказанные нормы закона и правила продажи алкогольной продукции, в связи с чем подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Суд полагает, что определенная КоАП РФ процедура возбуждения дела и составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения административного дела Инспекцией не нарушена.
Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" принят 22.11.1995, а не 07.01.1999 и имеет номер 171-ФЗ, а не 18-ФЗ.
Согласно Федеральному закону от 07 января 1999 года № 18-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 783, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам; Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции (п. 1).
В силу пункта 4 указанного Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 2 августа 2005 года № САЭ-3-06/354@, руководителю и должностным лицам Инспекции по районам, района в городах, городам без районного деления право составления протокола об административном правонарушении предоставлено.
Протокол об административном правонарушении № 012 составлен Инспекцией 04.02.2008 в присутствии законного представителя Общества.
Дело об административном правонарушении рассмотрено и постановление № 31 о наложении на Общество административного штрафа в размере 30000 рублей по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ вынесено руководителем Инспекции 20.02.2008 в присутствии законного представителя Общества. Копия оспариваемого постановления направлена заявителю по почте.
Вина Общества заключается в том, что им не приняты все меры по соблюдению правил продажи отдельных видов товаров, законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С учетов вышеизложенного суд признает, что у Инспекции было основание для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ; процессуальный порядок производства по делу об административном правонарушении ответчик не нарушил; постановление № 31 от 20.02.2008 о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом уполномоченного органа правомерно, действия руководителя по его вынесению являются законными, заявителю в удовлетворении заявления следует отказать.
Доводы заявителя суд признает необоснованными по вышеуказанным основаниям.
Пиццерия "Браво" расположена в здании, арендуемом Обществом у ИП К., и принадлежит заявителю.
Данный факт подтверждается договором аренды от 02.01.2008, лицензией от 27.10.2006, актом проверки от 19.01.2008, кассовыми чеками.
О принадлежности пиццерии "Браво" ИП Г. до 11.04.2008 заявителем не заявлялось.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Обществу с ограниченной ответственностью "Браво", г. Чебоксары в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления № 31 от 20 февраля 2008 года Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики о наложении административного штрафа в размере 30000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций.