Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2010 г. по делу № 33-322

Судья: Панов И.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Победова В.В.,
судей Новиковой Л.А. и Яроцкой Н.В.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению и.о. заместителя прокурора города Великие Луки на решение Великолукского городского суда Псковской области от 26 января 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска прокурора города Великие Луки, действующего в интересах Ч., к МУП "Единый расчетный кассовый центр", ООО "Управляющая организация "Жилсервис" о защите прав потребителей, отказать.
Выслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., объяснения прокурора прокуратуры Псковской области Анашкиной М.М., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора города Великие Луки, действуя в интересах Ч., обратился в суд с иском к МУП "Единый расчетно-кассовый центр г. Великие Луки" и ООО "Управляющая организация "Жилсервис" о защите прав потребителя.
В обоснование иска с учетом заявленного в ходе судебного разбирательства дополнения указал следующие обстоятельства.
С 1 июля 2009 года функции по управлению и техническому обслуживанию квартир N№ 66-103 (пятый и шестой подъезды) в доме № 18 по ул. М.Жукова в городе Великие Луки были переданы ООО "Управляющая организация "Жилсервис", и с этой даты начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение производится в соответствии с п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, по формуле № 9.
Названная формула содержит такое понятие, как суммарный объем (количество) коммунального ресурса, фактически потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета; предполагает суммирование объема воды, потребленной всеми жителями дома, у которых установлены индивидуальные приборы учета; и не может применяться в том случае, если показания приборов учета предоставлены не всеми потребителями. Однако ответчики, рассчитывая размер платы за холодное водоснабжение и водоотведение, учитывают не весь объем потребленной в квартирах воды, а лишь тот объем, который показан потребителями.
Неправильное применение данной формулы нарушает права Ч., как потребителя коммунальных услуг.
В судебном заседании иск поддержали прокурор прокуратуры города Великие Луки Арутюнян А.Д. и истец Ч.
Представители ответчиков иск не признали, пояснив, что предоставление показаний индивидуальных приборов учета является обязанностью потребителя, а исполнитель не вправе проверять показания приборов учета чаще, чем 1 раз в 6 месяцев.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационном представлении и.о. заместителя прокурора города Великие Луки просит о его отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела исходя из доводов, изложенных в кассационном представлении прокурора и возражениях ответчиков относительно представления, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Судом установлено, что Ч. является собственником 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: г. Великие Луки, ул. М.Жукова, д. 18, кв. 80, зарегистрирован и проживает в данной квартире.
С 1 июля 2009 года функции по управлению и техническому обслуживанию пятого и шестого подъездов названного жилого дома (квартиры с 66 по 103) были переданы ООО "Управляющая организация "Жилсервис".
Данные подъезды оборудованы общедомовым прибором учета расхода холодной воды, а все квартиры данных подъездов - индивидуальными приборами учета расхода холодной воды.
На основании договора, заключенного между ответчиками, МУП "Единый расчетно-кассовый центр г. Великие Луки" приняло на себя обязательства по начислению и приему платежей от физических лиц за жилье и коммунальные услуги, в том числе за холодное водоснабжение и водоотведение, по представленной ООО "Управляющая организация "Жилсервис" информации и документам.
С 1 июля 2009 года МУП "Единый расчетно-кассовый центр г. Великие Луки" производит начисление платежей за коммунальные услуги по холодному водоснабжению потребителям, проживающим в пятом и шестом подъездах дома № 18 по ул. М.Жукова, согласно п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 названных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.
В подпункте 1 пункта 3 приложения № 2 к Правилам указан следующий порядок определения размера платы за коммунальные услуги: в помещениях, не оборудованных приборами учета, он определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9, а именно:

                            V
                             D
             P      = ------------- x V    x T  ,              (9)
              ky3.i    V    + V        i.p    ky
                        n.p    n.n

    где:
    V   - объем (количество) коммунального ресурса (холодной  воды, горячей
     D
воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный
период,  определенный  по  показанию  коллективного  (общедомового) прибора
учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
    V     -  суммарный    объем    (количество)    коммунального    ресурса
     n.p
(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный
за  расчетный  период  в  помещениях,  оборудованных  приборами  учета  (за
исключением   помещений  общего  пользования),  измеренный  индивидуальными
приборами   учета,  а  в  коммунальных  квартирах  -  общими  (квартирными)
приборами учета (куб. м, кВт-час);
    V     - суммарный     объем    (количество)    коммунального    ресурса
     n.n
(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный
за  расчетный  период  в  помещениях,  не  оборудованных  приборами  учета,
определенный   исходя  из  нормативов  потребления  коммунальных  услуг  по
формулам 1 и 3 (куб. м, кВт-час);
    V     -  объем   (количество)   коммунального  ресурса (холодной  воды,
     i.p
горячей  воды,  газа  или электрической энергии), потребленный за расчетный
период  в  i-том  помещении,  оборудованном  прибором учета (за исключением
помещений  общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета,
а  в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м,
кВт-час);
    T     -   тариф на соответствующий коммунальный  ресурс,  установленный
     ky
    в  соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного
водоснабжения,  горячего  водоснабжения,  газоснабжения  и  водоотведения -
руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час);

Из материалов дела усматривается, что плата за холодное водоснабжение и водоотведение начислялась истцу исходя из суммарного объема потребления холодной воды на основании представленных потребителями показаний индивидуальных приборов учета.
При этом данные показания были представлены не по всем квартирам.
Так, в июле 2009 года из 38 квартир были сообщены показания 18 индивидуальных приборов учета, в августе - 24, в последующие месяцы информация также не была полной.
Однако, по смыслу вышеуказанной формулы плата за коммунальные услуги должна определяться исходя из суммарного объема коммунального ресурса, потребленного во всех квартирах, влияющих на показатели общедомового прибора учета.
Иное толкование данной формулы влечет нарушение прав потребителей, добросовестно предоставивших исполнителю коммунальных услуг показания индивидуальных приборов учета, к каковым относится истец Ч., поскольку в состав начисленной им платы включается не только стоимость коммунального ресурса, использованного в их квартирах и на общие нужды дома, но и стоимость коммунального ресурса, потребленного в квартирах, жильцы которых не предоставили показания индивидуальных приборов учета.
С учетом изложенного судебная коллегия не соглашается с основанным на неправильном толковании норм материального права выводом суда первой инстанции о том, что суммарный объем потребленного коммунального ресурса складывается из показаний, указанных потребителями, и не ставится в зависимость от того, всеми ли потребителями представлены показания приборов учета.
Доводы ответчиков об отсутствии у них возможности получить показания индивидуальных приборов учета, поскольку исполнитель не вправе проверять показания индивидуальных приборов учета чаще, чем 1 раз в 6 месяцев, несостоятельны, и основанием для неправильного применения формулы расчета платы за коммунальные услуги не являются.
Введенное подпунктом "г" пункта 50 названных Правил ограничение частоты проверок касается проверок правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, то есть тех случаев, когда потребители ежемесячно сообщают исполнителю показания индивидуальных приборов учета, а исполнитель желает проверить их правильность.
Сбор показаний индивидуальных приборов учета проверкой правильности их снятия потребителями не является, поэтому вышеуказанное ограничение на действия управляющей компании, направленные на получение полной информации о количестве потребленного коммунального ресурса, не распространяется; равно как и нет запрета для начисления потребителю, отказавшему исполнителю коммунальной услуги в предоставлении показаний индивидуального прибора учета, платы за использованный коммунальный ресурс исходя из нормативов его потребления.
С учетом изложенного произведенный истцу с июля 2009 года расчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение, а также пеней за неполную оплату суммы, указанной в платежном документе, нарушает его права и не может быть признан законным, поэтому постановленное по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене, а иск прокурора - удовлетворению.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия, отменив постановленное по делу решение суда, принимает новое решение об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Великолукского городского суда Псковской области от 26 января 2010 года отменить и принять новое решение, обязав МУП "Единый расчетно-кассовый центр г. Великие Луки" и ООО "Управляющая организация "Жилсервис" произвести Ч. перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение с июля 2009 года.

Председательствующий
В.В.ПОБЕДОВ

Судьи
Л.А.НОВИКОВА
Н.В.ЯРОЦКАЯ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru