ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2010 г. № 186-П
О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАННЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО" НА 2010 - 2012 ГОДЫ
В целях минимизации отклонений в состоянии здоровья детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте (до трех лет) Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию
комплексной целевой программы "Раннее вмешательство" на 2010 - 2012 годы.
2. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы "Раннее вмешательство" на 2010 - 2012 годы министерство социального развития и труда Астраханской области.
3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) разработать комплексную целевую программу "Раннее вмешательство" на 2010 - 2012 годы и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке.
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 29 апреля 2010 г. № 186-П
КОНЦЕПЦИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАННЕЕ
ВМЕШАТЕЛЬСТВО" НА 2010 - 2012 ГОДЫ
1. Введение
В современных условиях развития России, когда политическая, экономическая и социальная жизнь претерпевает значительные изменения, решение проблемы минимизации детской инвалидности путем абилитационных и реабилитационных мероприятий детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Отмечается высокий уровень роста числа детей, рождающихся с нарушением здоровья или заболевающих в первые годы жизни, что в конечном итоге в большинстве случаев приводит к дальнейшей инвалидизации ребенка, проблемам, с которыми сталкивается семья при воспитании, обучении и развитии ребенка-инвалида.
Профилактика и коррекция нарушений развития (физического и психологического) детей раннего возраста невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений для абилитации младенцев, материальной и иной поддержки.
По данным различных исследований, большая часть семей с детьми раннего возраста с нарушениями развития относится к наименее обеспеченным слоям населения, что приводит к низким показателям трудовой и социальной активности.
Положительные изменения данной категории населения (семей с детьми раннего возраста с нарушениями развития) возможны только при условии оказания им целенаправленной медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, ориентированной на максимально возможное развитие детей данной категории в условиях семейного воспитания, их социализацию, подготовку к самостоятельной жизни и интеграцию в общество.
Наш опыт работы с детьми раннего возраста с нарушениями развития показывает, что наиболее действенными являются не только усилия специалистов по абилитации и реабилитации детей, но и активное участие в данном процессе родителей (семей), воспитывающих детей раннего возраста.
2. Содержание проблемы профилактики детской
инвалидности и обоснование необходимости ее
решения программным методом
В последние десятилетия в России, как и во всем мире, сохраняется негативная тенденция в состоянии здоровья детей: снижаются показатели здоровья, возрастает детская инвалидность, растет количество детского населения с ограничением жизнедеятельности вследствие пренатального и перинатального органического поражения центральной нервной системы, проявляющегося в постнатальном периоде различной по выраженности и тяжести неврологической патологией.
Статистика в Астраханской области такова, что более 70% (2006 год - 69.8%; 2007 год - 72.4%; 2008 год - 75%) детей от 0 до 3 лет рождаются больными, имеют пограничные состояния или приобретают хронические заболевания в раннем возрасте. Ведущее место в структуре детской инвалидности принадлежит врожденным аномалиям развития (41.7%) и патологии центральной нервной системы (32%). Необходимо отметить, что за последние годы в структуре детской инвалидности в Астраханской области увеличился удельный вес детей-инвалидов в возрасте от 0 до 3 лет: с 26.6% в 2006 году до 32% в 2008 году.
Актуальность проблемы состоит в следующем: во-первых, это поколение будет определять будущее России в ближайшие десятилетия, уровень ее интеллектуального и экономического развития; во-вторых, необходимы экономические затраты государства на лечение, реабилитацию и социальное обеспечение этой группы населения для их социально-бытовой адаптации и улучшения качества жизни.
В силу того, что в раннем возрасте мозг ребенка наиболее мобилен и поддается абилитации, необходимо максимально эффективно использовать компенсаторные возможности ребенка. Ранняя адекватная комплексная помощь ребенку позволит эффективно предупредить либо минимизировать имеющиеся у ребенка отклонения в развитии.
Увеличение числа детей с ранней детской патологией выдвигает проблему раннего выявления и ранней коррекции нарушений в развитии на передний план и требует комплексного осуществления мероприятий по раннему выявлению данной категории детей и оказанию им квалифицированной помощи. Конечно, нельзя сказать, что данная категория детей оставлена без внимания. Их проблемами занимаются как учреждения здравоохранения, в чье поле зрения они попадают прежде всего, так и учреждения образования, социальной защиты населения, медико-социальной экспертизы.
]]>¦возрасте от 0 до 3 лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+-----------+------+-------+------+
¦Количество специалистов по¦ ¦ ¦ 10 ¦ 5 ¦ ¦
¦работе с детьми раннего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возраста с нарушениями¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦развития, повысивших¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦квалификацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+-----------+------+-------+------+
¦Количество специалистов,¦ ¦ ¦ 180 ¦ 190 ¦ 205 ¦
¦принявших участие в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦семинарах, конференциях,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦выездных семинарах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+-----------+------+-------+------+
¦Наличие информационной базы о¦ наличие ¦ ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦детях в возрасте от 0 до 3¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лет с риском нарушений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+-----------+------+-------+------+
¦Количество детей, посетивших¦ % ¦ ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦
¦занятия школы "Я смогу сам",¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦от общего числа детей с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нарушениями развития в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возрасте от 0 до 3 лет, от¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦числа принятых на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+-----------+------+-------+------+
¦Доля семей, принявших участие¦ % ¦ ¦ 55 ¦ 75 ¦ 75 ¦
¦в занятиях кружков для мамы и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ребенка "Цветной мир",¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Обучаясь - лечусь",¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Пластилиновая сказка", от¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦общего числа семей с детьми с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нарушениями развития в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возрасте от 0 до 3 лет, от¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦числа обратившихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+-----------+------+-------+------+
¦Разработка и внедрение¦ наличие ¦ ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦методики и коррещионно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦развивающих занятий для детей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦раннего возраста с синдромом¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Дауна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+-----------+------+-------+------+
¦Доля детей раннего возраста с¦ % ¦ 87 ¦ 90 ¦ 92 ¦93.4 ¦
¦положительной динамикой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦психомоторного развития из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦числа обратившихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+-----------+------+-------+------+