Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ЗАВЬЯЛОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2009 года

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кутергиной Т.Ю., при секретаре судебного заседания Л.
с участием представителя истицы С. - С. (доверенность от 31.07.2009 г. сроком на три года), представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда) В. (доверенность № 6 от 3.08.2009 г. сроком один год)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Управлению Пенсионного фонда о признании решения Управления Пенсионного фонда № 149 от 11 сентября 2009 г. незаконным, возложении на Управление Пенсионного фонда обязанности назначить и выплачивать ей пенсию досрочно с момента возникновения права, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 100 руб., услуг представителя в размере 4000 руб., услуг нотариуса по оформлению доверенности в размере 500 руб., государственной пошлины в размере 100 /ста/ рублей.

установил:

С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда о признании незаконным решения № 149 от 11 сентября 2009 г. незаконным, возложении на Управление Пенсионного фонда обязанности назначить и выплачивать ей пенсию досрочно с момента возникновения права, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 100 руб., услуг представителя в размере 4000 руб., услуг нотариуса по оформлению доверенности в размере 500 руб., государственной пошлины в размере 100 /ста/ рублей.
Свои требования С. мотивировала тем, что 19 августа 2008 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность не менее 25 лет в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", однако решением № 149 от 1131.12.2008 г. в назначении досрочной пенсии ей отказано в связи с отсутствием 25-летнего педагогического стажа. Засчитанный ей Управлением Пенсионного фонда педагогический стаж составил 19 лет 7 месяцев 26 дней.
Считая отказ незаконным, полагает, что не учтенный в качестве педагогического стажа период работы старшей пионерской вожатой в <...> средней школе с 12.12.1983 г. по 1.09.1987 г. /всего 3 года 8 месяцев 21 день/ подлежит включению на основании п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 г.,
а также не учтенные в ее педагогический стаж периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 17.05.1989 г. по 22.03.1990 г. и с 3.12.1990 г. по 13.09.1991 г. /всего 1 год 7 месяцев 17 дней/ подлежат включению на основании ст. 167 Кодекса законов о труде РФ, предусматривающей (до внесения в нее изменений от 25.09.1992 г.) включение периодов отпусков по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, уточнив, что в связи с внесением изменений в Закон РФ "О трудовых пенсиях в РФ" содержащиеся ранее в п.п. 10 п. 1 ст. 28 нормы в части назначения досрочной пенсии лицам, имеющим педагогический стаж не менее 25 лет в настоящее время предусмотрены подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда - К. исковые требования не признала, суду пояснила, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работы в должности старшей пионерской вожатой.
Постановлением Министерства труда РФ от 17.10.2003 г. № 70 утверждены разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в котором изложен порядок подсчета специального трудового стажа со дня отмены закона или нормативного акта.
Согласно указанному постановлению в специальный стаж включаются все периоды работы, которые учитывались при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы.
Изложенный порядок применяется в том случае, если гражданин, (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или нормативного акта полностью выработал общий трудовой стаж или специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.
В тех случаях, если указанный стаж не выработан на день отмены соответствующего закона или нормативного акта, исчисление стажа производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в т.ч. досрочно назначаемой.
С 1 октября 1993 г. постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 на территории Российской Федерации не действует, поэтому не подлежит применению.
Периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком также не подлежат включению в специальный стаж. В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы в части, неурегулированной постановлением от 29.10.2002 г. № 781 применяются Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, согласно п. 4 которого в стаж работы засчитываются только периоды работы. Истица находилась в отпуске по уходом за ребенком и не испытывала тех нагрузок, которые она испытывала бы, находясь на рабочем месте. Просит отказать в удовлетворении исковых требований истицы.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Г. в период с 12.12.1983 г. по 1.09.1987 г., т.е. в течение 3 лет 8 месяцев 21 дня работала штатной старшей пионерской вожатой по основному месту работы в <...> средней школе. В период с 17.05.1989 г. по 22.03.1990 г. и с 3.12.1990 г. по 13.09.1991 г., т.е. всего 1 год 7 месяцев 17 дней Г. находилась в отпусках по уходу за ребенком Г.С.В., 22 марта 1989 г. рождения.
22.12.2008 г. истица обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей трудовая пенсия по старости может быть назначена независимо от их возраста. Согласно ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ данная норма с 31.12.2008 г. содержится в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением Управления Пенсионного фонда от 31.12.2008 г. Г. по указанному основанию было отказано, поскольку, по мнению Управления Пенсионного фонда, на момент обращения Г. в Управление Пенсионного фонда стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составил 19 лет 7 месяцев 26 дней, т.е. менее требуемых 25 лет.
В стаж Г. дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не был включен период ее работы с 12.12.1983 г. по 1.09.1987 г. в должности старшей пионерской вожатой в <...> средней школе, а также период нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 17.05.1989 г. по 22.03.1990 г. и с 3.12.1990 г. по 13.09.1991 г.
Изложенные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями сторон, представленными доказательствами, в т.ч. записями в трудовой книжке № 9, 10, копий свидетельства о рождении Г.С.В., архивными справками и сторонами не оспариваются.
Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает необходимым включить указанные периоды работы истицы в должности старшей пионерской вожатой и периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком в стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии по старости по следующим основаниям.
Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда в период действия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, который определяет основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона в ред. ФЗ № 319-ФЗ от 30.12.2008 г. трудовая пенсия по старости назначается лицам независимо от их возраста, если они не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Пунктом 2 этой же статьи 27 предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 /ныне п.п. 19 п. 1 ст. 27/ Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список должностей и учреждений 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 (ныне п.п. 19 п. 1 ст. 27) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила 2002 года).
Данное постановление действовало на момент рассмотрения Управлением Пенсионного фонда заявления Г. о назначении ей пенсии и действует на момент рассмотрения дела в суде.
Список должностей и учреждений 2002 года не содержит должности "старшей пионерской вожатой".
Вместе с тем, в спорный период работы истицы старшей пионервожатой действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с которым периоды работы в качестве штатных пионервожатых допускалось принимать во внимание, но не более 1/3 стажа /у истицы более 2/3 стажа приходится на работу, включенную ответчиком в педагогический стаж/.
Исходя из правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П о том, что
- право на социальное обеспечение гражданина предполагает правовую определенность и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения,
- точность и конкретность правовых норм позволяют участникам соответствующих правоотношений предвидеть последствия своего поведении и неизменность приобретенных прав,
- изменение законодателем ранее установленных условий, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан означает отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55, 57 Конституции РФ,
- по смыслу указанных статей Конституции изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться с сохранением разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в систему действующих норм, а в случае необходимости изменений - предоставления гражданам переходного периода для адаптации к вносимым изменениям. Соблюдение этих принципов поддержит доверие граждан к закону и их законные ожидания, что приобретенные ими права буду уважаться властями и будут реализованы,
- сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции, однако вносимые законодателем изменения, в т.ч. в в порядок подсчета стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан,
- у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию должны сохраняться в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права
суд считает возможным применить к спорным правоотношениям Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (далее - Положение 1959 года).
Положением 1959 года установлено, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Г. работая в должности старшей пионерской вожатой с 12 декабря 1983 г. по 1 сентября 1987 г. в <...> средней школе имела право на зачет указанного периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Таким образом, указанный период работы Г. в должности старшей пионервожатой /3 года 8 месяцев 21 день/ подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Доводы представителя ответчика о том, что истец должен был полностью выработать общий или специальный трудовой стаж на 1 января 1993 года, то есть на дату отмены постановления от 17 декабря 1959 года № 1397, суд находит необоснованными, поскольку при таком толковании постановления Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 70 и разъяснения Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 4, требуемый педагогический стаж истицей должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что лишает смысл и содержание судебных актов Конституционного Суда РФ, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Отказывая во включении в специальный педагогический стаж истицы периодов ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком, Управление Пенсионного фонда исходило из того, что в соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей от 29.10.2002 г. № 781 в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, согласно п. 4 постановления в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются только периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.
Между тем, Управлением Пенсионного фонда не было учтено, что до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" действовала статья 167 КЗоТ РФ /в ред. от 2.04.1992 г. по 5.10.1992 г./, согласно которой женщине предоставлялся дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, данный отпуск засчитывался в общий, непрерывный стаж и стаж работы по специальности. Данная норма действовала до принятия Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР", вступивших в силу 6.10.1992 г., предусмотревшей исключение для включения в стаж отпусков по уходу за ребенком (в т.ч. до достижения ребенком возраста 3 лет) при назначении пенсии на льготных условиях.
Письмом Минтруда РФ от 21 июля 2003 г. № 717-АП разъяснено, что несмотря на то, что Правилами от 11.07.2002 г. не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, однако, если на момент вступления в силу Правил от 11.07.2002 г. женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 6 октября 1992 г), то такая пенсия может быть назначена, независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии.
Таким образом, утверждается, что если период отпуска по уходу за ребенком имел место до 6.10.1992 г. /как в случае с истицей/, он может быть включен в специальный стаж, однако женщина должна была выработать этот стаж к моменту 11.07.2002 г.
Однако такое толкование не направлено на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав и не соответствует Конституции.
Исходя из содержания п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров о невключении женщинам в стаж работы по специальности периода отпуска по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости следует исходить из того, что если отпуск имел место до 6.10.1992 г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Кроме того, указание на включение отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет содержалось в ч. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" /с изм. от 21.12.1989 г./, согласно которому с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения ребенком возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В судебном заседании установлено, что истица имеет ребенка Г.С.В., 22.03.1989 г. рождения (свидетельство о рождении <...>).
Г. находилась в отпуске по уходу за ребенком в периоды с 17 мая 1989 г. по 22 марта 1990 г. и с 3 декабря 1990 г. по 13 сентября 1991 г., т.е. есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".
Отпуску по уходу за ребенком с 17 мая 1989 г. предшествовала работа воспитателя <...> детского сада, отпуску по уходу за ребенком с 3 декабря 1990 г. предшествовала работа воспитателем детского тубсанатория "Ю" /архивные справки № 1047 от 20.10.2008 г., и № 01-24/199 от 14.11.2008 г., записи в трудовой книжке № 12 - 14/.
Довод представителя ответчика о том, что поскольку в указанные периоды истица не работала и не испытывала тех нагрузок, которые она испытывала бы, находясь на рабочем месте, в связи с чем они не подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд признает несостоятельным. Находясь в отпуске по уходу за ребенком, работник не выполняет работу. Включение отпуска по уходу за ребенком в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, являлся социальной гарантией работника, предусмотренной законом. Поэтому данный период подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, независимо от каких-либо условий.
Суммарно период нахождения Г. в отпусках по уходу за ребенком составляет 1 год 7 месяцев 17 дней.
С учетом спорных периода работы в должности старшей пионерской вожатой /3 года 8 месяцев 11 дней/ и периода нахождения в отпусках по уходу за ребенком /1 год 7 месяцев 17 дней/, а также признанных ответчиком периодов работы, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение /19 лет 7 месяцев 26 дней/, общий стаж работы Г., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда составлял более 25 лет /25 лет 0 месяцев 4 дня/.
При таких обстоятельствах у Управления Пенсионного фонда не было оснований для отказа в назначении и выплате Г. досрочной трудовой пенсии по старости.
Нарушенное право истицы на досрочное пенсионное обеспечение подлежит восстановлению. В связи с чем суд считает необходимым на основании ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обязать ответчика назначить и выплатить Г. трудовую пенсию по старости со дня ее обращения за данной пенсией - с 22 декабря 2008 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истицей при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 100 рублей, что подтверждается чеком-ордером № 4 от 16.02.2008 года. Поскольку судом исковые требования истицы признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд также считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы понесенные ею расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации /государственному учреждению/ в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики об отказе Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № 240 от 31 декабря 2008 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики назначить и выплачивать Г. пенсию с момента обращения за ее назначением - с 22 декабря 2008 г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики в пользу Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 (ста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение.

Председательствующий судья
КУТЕРГИНА Т.Ю.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru