Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2010 г. по делу № А29-13067/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи:
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" (в лице Филиала Федерального государственного учреждения в Республике Коми)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми
о признании недействительными приказа от 28 сентября 2009 года № 263 и письма от 15 октября 2009 года № ФН-02/6835,
при участии в заседании:
от заявителя: Ш.,
от ответчика: П., С.

установил:

Федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (в лице Филиала Федерального государственного учреждения в Республике Коми) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми от 28 сентября 2009 года № 263 и письма от 15 октября 2009 года № ФН-02/6835.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, суду предоставлен отзыв от 11 января 2010 года № 2 (см. лист дела 57 - 58).
Дополнением от 20 января 2010 года заявитель уточнил требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (сокращенно - АПК РФ). Поэтому в судебном заседании рассматриваются требования, изложенные в письмах от 19 января 2010 года № 01-25/15 и от 20 января 2010 года № 01-25/18, а именно: о признании недействительным приказа ответчика о проведении внеплановой документарной проверки от 28 сентября 2009 года № 263 (см. листы дела 81 - 83, 97 - 98).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 16 февраля 2010 года до 19 февраля 2010 года.
Заслушав представителей обеих сторон, суд установил следующее.
Федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (далее - ФГУ "Россельхозцентр") было образовано на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 года № 566-р и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2007 года № 288.
Пунктом 1 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2007 года № 288 Департаменту растениеводства было поручено обеспечить осуществление реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций согласно Приложению № 1 к приказу и образования в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ФГУ "Россельхозцентр" с местом его нахождения: 107139, г. Москва, Орликов пер., д. 1/11, с последующим созданием на основе реорганизуемых учреждений в субъектах Российской Федерации обособленных структурных подразделений (филиалов) заявителя.
В частности, в силу указанных выше распоряжения № 566-р и приказа № 288 были реорганизованы в форме слияния Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Республике Коми (г. Сыктывкар) и Государственная семенная инспекция по Республике Коми (г. Сыктывкар).
ФГУ "Россельхозцентр" является некоммерческой организацией и не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (см. пункт 2.3 Устава).
Пунктом 3.1 Устава ФГУ "Россельхозцентр" предусмотрено, что целью его деятельности является оказание государственных услуг в сфере растениеводства (в том числе защиты растений и семеноводства).
Основными видами деятельности ФГУ "Россельхозцентр", осуществляемыми за счет средств федерального бюджета, являются: отбор проб семян, проведение лабораторных или полевых исследований в целях определения сортовой чистоты и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений; по установлению принадлежности сельскохозяйственных растений и семян к определенному сорту; учет вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков, определение ареала их распространения+; выявление факторов, способствующих массовому развитию и распространению вредителей растений и сорняков или определяющих состояние их покоя, проведение лабораторных исследований семян, растений и продукции растениеводства на содержание вредных организмов, генно-инженерно-модифицированных организмов, по определению свойств зерна и продуктов переработки и др. (пункт 3.2 Устава).
Кроме того, пункты 3.2 и 3.3 Устава допускают возможность осуществления заявителем отдельных видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности по договорам, заключаемым на возмездной основе с отечественными и зарубежными физическими и юридическими лицами, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых учреждение было создано.
Приказом ФГУ "Россельхозцентр" от 23 июня 2009 года № 178 было утверждено Положение о филиале Федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Республике Коми (далее - филиал ФГУ "Россельхозцентр" по РК), в пунктах 2.1 и 2.2 которого содержатся аналогичные нормы о видах разрешенной деятельности.
28 сентября 2009 года руководителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми (далее - Управление Россельхознадзора по РК) был издан приказ № 263 о проведении в отношении ФГУ "Россельхозцентр" (в лице его филиала) внеплановой документарной проверки. В качестве задачи проверки в приказе № 263 названа: документарная проверка аккредитованных апробаторов, осуществляющих проведение апробации сортовых посевов (посадок) сельскохозяйственных растений, в отношении своевременности, полноты и правильности проведения апробаторами апробации указанных посевов, а в качестве предмета проверки - соблюдение требований законодательства в области семеноводства.
Основанием для назначения указанной выше внеплановой проверки послужило письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 3 августа 2009 года № ФС-АС-5/8220 "О контроле за проведением апробации сортовых посевов".
ФГУ "Россельхозцентр" (в лице его филиала по РК) считает, что Управление Россельхознадзора по РК не вправе было проводить внеплановую документарную проверку, поскольку не наделено контрольными полномочиями в области семеноводства. В связи с этим учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением об обжаловании приказа от 28 сентября 2009 года № 263.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, а функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации.
Для целей названного Указа под функциями по контролю и надзору понимаются: 1) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; 2) выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; 3) регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
В рассматриваемой ситуации ФГУ "Россельхозцентр" является некоммерческой организацией, созданной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для оказания государственных услуг в сфере растениеводства (в том числе защиты растений и семеноводства).
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, как и ФГУ "Россельхозцентр", находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 201 в редакции, действовавшей в 2009 году, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (далее - закрепленная сфера деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 327 утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Положение № 327).
Согласно пункту 1 Положения № 327 в редакции, действовавшей в 2009 году, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
При этом суд отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 года № 445 из пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 201 и из пункта 1 Положения № 327 были исключены полномочия Россельхознадзора по контролю и надзору в сфере селекционных достижений.
Проанализировав нормы перечисленных выше нормативных правовых актов, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в 2009 году Россельхознадзор и его территориальные органы не были наделены полномочиями по контролю и надзору в сфере селекционных достижений, растениеводства (в том числе защиты растений и семеноводства).
Ссылки ответчика на пункты 5.1.1, 5.5.3 и 5.13 Положения № 327 в данном случае судом не принимаются.
В силу пункта 5.1.1 Положения № 327 Россельхознадзор осуществляет надзор в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности.
Согласно пунктам 5.5 и 5.5.3 Положения № 327 Россельхознадзор осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении поднадзорных грузов, в том числе:+ принимает решения о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений.
Пунктом 5.13 Положения № 327 установлено, что Россельхознадзор осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Таким образом, приведенные ответчиком нормы пунктов 5.1.1, 5.5.3 и 5.13 Положения № 327 позволяли Россельхознадзору и его территориальным органам в 2009 году осуществлять функции по контролю и надзору лишь в закрепленных за ними сферах деятельности, то есть - в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания.
Однако, ни постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 201, ни Положения № 327 не содержат прямых указаний на то, что Россельхознадзор и его территориальные органы вправе осуществлять контроль и надзор в сфере селекционных достижений и растениеводства, в том числе - защиты растений и семеноводства.
В приказе от 28 сентября 2008 года № 263 отмечено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение заявителем требований законодательства в области семеноводства, а в качестве задачи проверки в приказе № 263 названа документарная проверка аккредитованных апробаторов, осуществляющих проведение апробации сортовых посевов (посадок) сельскохозяйственных растений, в отношении своевременности, полноты и правильности проведения апробаторами апробации указанных посевов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ "О семеноводстве" под семеноводством понимается деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также сортовой контроль и семенной контроль.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон № 149-ФЗ, а не № 194-ФЗ.

Семенами в силу названного выше Федерального закона № 194-ФЗ признаются части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений, а под "апробацией посевов" понимается обследование сортовых посевов в целях определения их сортовой чистоты или сортовой типичности растений, засоренности сортовых посевов, поражения болезнями и повреждения вредителями растений.
Статьей 35 Федерального закона от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ "О семеноводстве" предусмотрено, что сортовой контроль и семенной контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области семеноводства, изданных в соответствии с ним актов специально уполномоченного федерального органа управления сельским хозяйством и специально уполномоченного федерального органа управления лесным хозяйством, а также требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.
Сортовой контроль и семенной контроль проводятся соответственно в отношении посевов и семян, принадлежащих физическим и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность в области семеноводства.
Как видно из приказа от 28 сентября 2008 года № 263, ответчиком предполагалось проведение внеплановой проверки ФГУ "Россельхозцентр" исключительно в сфере применения Федерального закона "О семеноводстве", а не в сфере деятельности Россельхознадзора, закрепленной пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 201. Поэтому суд признает, что предмет и задачи внеплановой документарной проверки заявителя были сформулированы некорректно.
Сведений о том, что предполагаемая внеплановая проверка должна проводиться с целью надзора и контроля за деятельностью ФГУ "Россельхозцентр" по вопросам соблюдения законодательства в сфере карантина и защиты растений, ни письмо Россельхознадзора от 3 августа 2009 года № ФС-АС-5/8220 "О контроле за проведением апробации сортовых посевов", ни обжалуемый приказ № 263 не содержат.
Кроме того, согласно пункту 4.2.2 Положения о порядке проведения инспекционного контроля за деятельностью органов по сертификации семян, испытательных лабораторий и сертифицированными семенами, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17 июля 2000 года № 663, периодический инспекционный контроль проводится не реже одного раза в год в течение всего срока действия аттестата аккредитации, а внеплановый контроль проводится в случае поступления отрицательных сведений о деятельности испытательной лаборатории.
Доказательства же получения отрицательных сведений о деятельности испытательной лаборатории Филиала ФГУ "Россельхозцентр" по РК ответчиком суду не были предоставлены. При вышеизложенных обстоятельствах обжалуемый приказ Управления Россельхознадзора по РК № 263 издан незаконно, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Признавая требования заявителя обоснованными, суд в данном случае учитывает, что постановлением мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 23 декабря 2009 года по делу № 5-1201/2009 руководитель ФГУ "Россельхозцентр" по аналогичным основаниям не был привлечен к административной ответственности, а также то, что в связи с истечением всех намеченных сроков ответчик в данное время не может провести внеплановую проверку на основании оспариваемого приказа от 28 сентября 2009 года.
Расходы по государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом возникшего между сторонами спора относятся на ответчика по правилам статей 110 и 112 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 198 - 200 АПК РФ, суд

решил:

1. Заявление Федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" (в лице Филиала Федерального государственного учреждения по Республике Коми) удовлетворить.
2. Приказ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми от 28 сентября 2009 года № 263 признать недействительным.
3. Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми в пользу Федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" (в лице Филиала Федерального государственного учреждения по Республике Коми) 2 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
4. Настоящее решение может быть обжаловано во Второй апелляционный арбитражный суд в течение месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru