| |
Региональное законодательство / Хакасия республика
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКИЙ РАЙОН
РЕШЕНИЕ от 21 декабря 2006 г. № 102
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКИЙ РАЙОН НА 2007 - 2011 ГОДЫ"
В целях обеспечения комплексной модернизации муниципальной системы образования, для удовлетворения потребностей граждан муниципального образования Алтайский район в качественном и доступном образовании, защиты и развития национальных традиций путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, в соответствии с п. 19 ст. 17 Устава муниципального образования Алтайский район Совет депутатов муниципального образования Алтайский район решил:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие системы общего образования муниципального образования Алтайский район на 2007 - 2011 гг." (приложение). 2. Администрации муниципального образования Алтайский район обеспечить выполнение муниципальной целевой программы "Развитие системы общего образования муниципального образования Алтайский район на 2007 - 2011 гг.". 3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по вопросам социальной политики Совета депутатов муниципального образования Алтайский район (Дряпак Л.И.). 4. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета депутатов муниципального образования Алтайский район Н.Н.МАРКОВ
Приложение к решению Совета депутатов МО Алтайский район от 21.12.2006 № 102
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКИЙ РАЙОН НА 2007 - 2011 ГОДЫ"
1. Концепция развития системы образования муниципального образования Алтайский район
Образование в муниципальном образовании Алтайский район выступает сегодня как полигон экспериментальной деятельности по организации целостного учебно-воспитательного процесса, совершенствованию его содержания, дидактики, методов воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить и работать в XXI веке. На состояние образования в муниципальном образовании влияют те же отрицательные факторы, что и на всем образовательном пространстве России. Это сокращение бюджетного финансирования школы, падение реальной заработной платы учителей, ухудшение материально-технического обеспечения, резкое ухудшение здоровья детей, недостаток учебной литературы, неравные возможности получения образования для детей из семей с различными уровнями доходов, падение общественной нравственности, криминализация общества, неконтролируемое распространение зарубежной псевдокультуры. Общество и государственные структуры начинают осознавать всю пагубность критического положения, в котором находятся воспитание, обучение, социализация детей, подростков и молодежи. В сложившихся социально-экономических условиях жизни нашего общества вопросы формирования гражданственности, патриотизма и духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи становятся основополагающими в определении направлений деятельности управления образования. Анализ проблем образования показывает неэффективность воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений, во многом связанной с отсутствием целеполагающих приоритетов развития личности, что обусловлено неопределенностью ценностных ориентаций всего общества, неразработанностью программы преобразования системы на ближнюю и дальнюю перспективу. Ухудшилось не только качество образования, но и сократился (абсолютно и относительно) контингент учащихся и преподавателей. Происходит неуклонное старение кадров педагогов вследствие массового ухода молодежи (прежде всего по экономическим причинам) из образовательных учреждений. Обострение проблемы рационального использования человеческих ресурсов, как в масштабе всего общества, так и в личностном плане, связано также с недостаточной психологической готовностью работников к деятельности в условиях усилившейся конкуренции и угрозы безработицы. Так, у большинства (до 80%) выпускников общеобразовательной школы нередко отсутствует четкая жизненная перспектива, более 30% из них страдают от стресса, связанного с неопределенностью трудоустройства, многие нуждаются в специальном профессиональном консультировании и психологической помощи. Данные опроса свидетельствуют о большом разрыве в оценках основных идей образовательной реформы и мероприятий по их осуществлению. Вместе с тем, и некоторые идеи, положенные в основу модернизации системы образования, требуют переосмысления, а практика управления этой системой - существенных корректив. Такой важный принцип, как дифференциация типов и видов образовательных учреждений, методов обучения и учебных пособий, был выдвинут при осуществлении реформ в противовес идее унификации всех упомянутых элементов системы образования. Между тем, оба этих принципа взаимосвязаны. Коммерциализация образования, с одной стороны, позволяет более оперативно реагировать на запросы рыночной экономики в квалифицированных специалистах, полнее удовлетворять потребности молодежи, а с другой - снижает доступность профессиональных знаний для юношей и девушек из малоимущих слоев населения. Известный перекос в сторону унификации образования до перестройки и реформ был определен целями социальной политики, в том числе ради обеспечения всем гражданам права на бесплатное образование за счет общественных фондов потребления при постепенном повышении планки обязательного уровня образования для подрастающего поколения. При этом привилегии номенклатуры и других хорошо обеспеченных слоев населения (таких, как верхушка интеллигенции и дельцы "теневой" экономики) существовали и в сфере образования их потомства, начиная от элитных детских садов и кончая престижными вузами, куда без "блата" поступить практически невозможно. Но если тогда эти привилегии пытались стыдливо прикрывать хотя бы на словах, то ныне они многократно возросли и получают официальную поддержку. Унификация образования необходима, но она содержит в себе опасность уравниловки. Дифференциация образования столь же необходима, но она несет опасность его элитарности. В обстановке быстро растущего имущественного расслоения общества одностороннее увлечение дифференциацией в сфере образования стало, в свою очередь, фактором ускорения и углубления социальной дифференциации в целом, которая стала, по существу, средством отлучения от образования значительной части подрастающего поколения из терпящих бедствие слоев населения. Согласно прогнозам специалистов, в ближайшей перспективе, если не переломить существующую тенденцию, каждое новое поколение по сравнению с предыдущим будет все менее охватываться всеми видами обучения, что ухудшит качественную структуру человеческого ресурса. Поэтому, поддерживая принцип дифференциации в сочетании с единым стандартом, необходимо принять решительные меры, позволяющие на деле обеспечить восстановление прерванного движения ко всеобщему среднему бесплатному образованию. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда в ближайшей перспективе необходимо, видимо, выстроить комплексную многоуровневую систему рационального использования кадрового потенциала, обеспечивающую основные элементы высокого качества человеческих ресурсов: профессиональную подготовку, нравственную и социально-психологическую готовность и условия эффективной занятости. Соответствие профессиональной подготовки заданному уровню (стандарту или требованиям потребителя) обеспечивается содержанием программ обучения и воспитания, использованием новейших образовательных технологий, качеством преподавательского состава и научно обоснованной системой критериев оценки объема и глубины знаний, умений и навыков выпускника образовательного учреждения. Нравственная и социально-психологическая готовность определяется индивидуальным потенциалом формирования и реализации качеств личности и предполагает развитие моральных свойств, профессионально-деловой направленности, познавательной активности, ценностно-мотивационной ориентации, коммуникативной общительности и социальной компетентности. ]]>¦ ¦Хакасия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципальном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайский район на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2007 год" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------+------+----+----+----+-----+-----+---------------+------------------+
4.5. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - Управление образования администрации муниципального образования Алтайский район: - разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы; - разрабатывает Перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы; - дважды в год осуществляет мониторинг реализации Программы; - несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию. Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Получателями товаров (работ, услуг) выступают образовательные учреждения, находящиеся в ведении муниципального образования Алтайский район.
4.6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью индикаторов. При выборе индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные. Показателями оценки результативности реализации Программы являются: - увеличение доли образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, в 2 раза по сравнению с предыдущим годом; - рост числа учащихся, получающих образование с помощью ИКТ, увеличится в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом; - увеличение доли выпускников образовательных учреждений, участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ, увеличится в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом; - увеличение доли учащихся, поступивших в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования по результатам ЕГЭ, на 10% в сравнении с предыдущим годом; - укрепление кадрового потенциала ОУ, сокращение количества вакансий педагогов и повышение квалификации, рост числа педагогов, прошедших курсовую переподготовку, на 10% по сравнению с предыдущим годом; - увеличение процента охвата специалистов управления образования и руководителей ОУ, прошедших специальную подготовку по менеджменту образования, составит не менее 20% от общего количества ежегодно; - создание муниципальной системы оценки качества образования и ее совершенствование по двум направлениям: - объективизация оценки, - эффективность различных мероприятий; - повышение уровня обеспечения образовательных учреждений учебно-лабораторным оборудованием, приборами, вычислительной и информационной техникой; - предоставление более комфортных условий воспитания для детей-сирот, детей-инвалидов, детей, имеющих отклонения в развитии; - увеличение доли средств, поступивших от коммерческих и некоммерческих организаций на финансирование образования, в общей сумме расходов на образование по сравнению с 2006 годом ежегодно в 2 раза; - выравнивание доступа к получению качественного образования за счет вовлечения в систему предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста через различные формы дошкольного образования; - сохранение процента охвата детей дошкольным образованием в диапазоне 75 - 80% от общего количества детей дошкольного возраста; - увеличение процента учащихся, углубленно изучающих отдельные предметы, в том числе на профильном уровне, на 4 - 5% ежегодно; - создание безопасных условий труда и учебы; - сохранение показателей здоровья учащихся, воспитанников и педагогов на уровне 2006 г.; - увеличение количества гражданских институтов, созданных на базе ОУ, в сравнении с 2006 г. в 3 раза.
Риски, связанные с недостатками в управлении реализацией Программы
Риски, связанные с недостатками в управлении реализацией муниципальной целевой программы "Развитие системы общего образования муниципального образования Алтайский район на 2007 - 2011 годы", могут быть вызваны слабой координацией действий коллективов, реализующих отдельные подпрограммы в рамках настоящей Программы, и других авторов, участвующих в реализации Программы, что может привести к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств. Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации. Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности исполнителей, нецелевому использованию средств или их неэффективному расходованию. Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития муниципальной образовательной системы муниципального образования Алтайский район, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.
| | |
|